12 мая 2022 г. |
Дело N А56-35743/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Бобарыкиной О.А., Щуриновой С.Ю.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Ильиной С.А. (доверенность от 19.10.2021 N 679),
рассмотрев 12.05.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Пискаревский пр., дом 56, корп. 1" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.09.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2021 по делу N А56-35743/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская улица, дом 12, литера А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), об обязании товарищества собственников жилья "Пискаревский пр., дом 56, корп. 1", адрес: 195273, Санкт-Петербург, Пискаревский проспект, дом 56, корпус 1, квартира 204, ОГРН 1057811957026, ИНН 7804320860 (далее - Товарищество), в течение 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу представить следующую информацию в отношении собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Пискаревский проспект, дом 56, корпус 1 (далее - МКД):
- фамилии, имена, отчества (при наличии) собственников и пользователей жилых помещений в МКД в отношении квартир N 2, 10, 11, 14, 18, 19, 23, 44, 57, 62, 68, 69, 73, 75, 78, 80-82, 88, 107, 135, 137, 138, 158, 164, 166, 174, 178, 191, 221; даты и места рождения собственников и пользователей жилых помещений в МКД в отношении квартир N 2, 5, 6, 10, 14, 18, 19, 23, 30, 35, 37, 44, 57, 59 - 62, 64, 68, 69, 73, 75, 78, 80 - 82, 88, 92, 102, 107, 112, 123, 135, 137, 138, 140, 141, 158, 164, 166, 174, 178, 183, 187, 189, 191, 200, 206, 209, 221, 228, 232, 235; реквизиты документов, удостоверяющих личность, собственников и пользователей жилых помещений в МКД в отношении квартир N 2, 4, 5, 6, 9 - 11, 13, 14, 16, 18 - 20, 23, 27 - 30, 32 - 40, 42 - 44, 51, 52 - 57, 59 - 65, 68 - 75, 77 - 86, 88, 90, 91, 93, 96 - 206, 209, 211 - 213, 219 - 222, 224, 226, 228, 231 - 233, 236; контактные телефоны собственников и пользователей жилых помещений в МКД в отношении квартир N 5, 102, 103, 107, 111, 115, 121, 125, 126, 128 - 131, 135, 137, 138, 140 - 142, 145, 146, 161, 178, 183, 191 - 196, 199, 200, 202, 236 и адреса электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в доме, наименования (фирменные наименования) и места государственной регистрации юридических лиц, контактные телефоны, если собственником жилого помещения в МКД является юридическое лицо;
- адреса жилых помещений в МКД, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящей в состав общего имущества в МКД, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилых помещениях в МКД.
Предприятие также просило в случае неисполнения решения суда при удовлетворении исковых требований взыскать с Товарищества 1000 руб. неустойки за каждый день просрочки до момента исполнения решения суда в полном объеме.
Решением от 09.09.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.12.2021, иск удовлетворен в части обязания Товарищества предоставить Предприятию запрашиваемые сведения, а также взыскания 100 руб. за каждый рабочий день неисполнения решения суда; в остальной части в иске отказано.
В кассационной жалобе Товарищество, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 09.09.2021 и постановление апелляционного суда от 17.12.2021, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, у Товарищества отсутствуют запрашиваемые сведения и их получение невозможно, в связи с чем требования Предприятия являются неисполнимыми; апелляционный суд не дал оценку ссылке Товарищества на то, что по акту приема-передачи документов от 13.08.2021 Предприятию переданы документы на бумажном и электронном носителях; суды не применили положения статей 308.3 и 416 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Предприятия против удовлетворения жалобы возражал.
Товарищество извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направило, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие является ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению в отношении МКД, управление которым осуществляет Товарищество.
Собственниками помещений в МКД принято решение о переходе на прямые договоры ресурсоснабжения с Предприятием, что подтверждается протоколом общего отчетно-выборочного собрания собственников помещения членов Товарищества/собственников помещений МКД от 27.03.2019.
Письмом от 10.09.2019 N 58-42/36996 Товарищество уведомило Предприятие о заключении с 01.10.2019 прямых договоров на предоставление коммунальных услуг с собственниками жилых помещений в МКД.
Предприятие направило в адрес Товарищества письмо от 20.02.2021 N 58-13/7951 с требованием предоставить сведения, предусмотренные пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах" (далее - Правила N 354).
Предприятие, ссылаясь на непредоставление Товариществом запрашиваемых сведений, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 157.2, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами N 354, Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ), признали обоснованным требование Предприятия об обязании Товарищества предоставить запрашиваемые сведения по МКД и удовлетворили иск в указанной части. Рассмотрев требование о взыскании неустойки, начисляемой на случай неисполнения судебного акта, суды признали разумным удовлетворить иск в указанной части в размере 100 руб. за каждый день неисполнения решения суда; в удовлетворении требования о взыскании неустойки в остальной части отказали.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
В соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 161 ЖК РФ в случае, предусмотренном статьей 157.2 названного Кодекса, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление МКД, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны предоставлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета.
В целях реализации указанного правового механизма постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу договорных отношений между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями" (далее - Постановление N 897) пункт 6 Правил N 354 дополнен среди прочего абзацами седьмым, восьмым, девятым, восемнадцатым, согласно которым управляющая организация предоставляет ресурсоснабжающей организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в МКД, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, включающие в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в МКД, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в МКД является юридическое лицо; адреса жилых помещений в МКД, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с названными Правилами.
Таким образом, осуществляя деятельность по управлению многоквартирным домом, Товарищество обладает или должно обладать сведениями в отношении собственников и нанимателей помещений, указанными в пункте 6 Правил N 354.
При этом предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ.
Согласно части 3.1 статьи 45 ЖК РФ управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в МКД, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном МКД (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в МКД, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в МКД является юридическое лицо, номер помещения в МКД, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в МКД.
Согласно подпунктам "б" и "ж" пункта 4 Правил N 416 осуществление деятельности по управлению МКД предполагает: осуществление сбора, обновления и хранения информации о нанимателях помещений в МКД, а также о лицах, использующих общее имущество собственников помещений в МКД, включая ведение актуальных списков в электронном виде; организацию и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, включая услуги и работы по управлению МКД, и коммунальные услуги, в том числе начисление обязательных платежей и взносов, оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в МКД, осуществление расчетов с ресурсоснабжающими организациями.
В силу пункта 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, устанавливающего, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, а также приказа Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр, которым утверждена форма платежного документа, организация и осуществление расчетов за коммунальные услуги предполагает наличие у исполнителя в том числе информации о фамилии, имени, отчестве плательщика (собственника, нанимателя), адресе и площади помещения, количестве проживающих в помещении человек, объемах оказанных коммунальных услуг.
Жилищным законодательством установлен комплекс организационных и правовых средств, обеспечивающих управляющей организации возможность получения от собственника (нанимателя) необходимой информации, к числу которых относятся среди прочего: правила заключения договора о предоставлении коммунальных услуг (подпункты "в" и "г" пункта 19 Правил N 354), предполагающие предоставление информации о количестве проживающих в жилом помещении граждан; обязанность потребителя по информированию исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета (подпункт "з" пункта 34 Правил N 354); право исполнителя на установление количества граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, и составление акта об установлении количества таких граждан (подпункт е (1) пункта 32, пункт 56 (1) Правил N 354).
Содержание приведенных норм права в их системной связи определенно указывает на обязанность управляющей организации по сбору документированной информации, необходимой для организации корректных и своевременных расчетов за оказываемые собственникам помещений в МКД коммунальные услуги, а также по передаче такой информации ресурсоснабжающей организации в случаях и порядке, предусмотренных законом. К таким случаям относится, в частности, принятие собственниками МКД предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ решения о заключении от своего имени с ресурсоснабжающей организацией договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.02.2021 N 309-ЭС20-20782, является правомерным отказ в удовлетворении требования ресурсоснабжающей организации о предоставлении управляющей организацией затребованной информации о собственниках жилых помещений в МКД в случае, если МКД перешел на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией до вступления в силу изменений в Правила N 354, внесенных Постановлением N 897 (начали действовать с 31.07.2019).
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что собственники помещений в МКД перешли на прямые договоры ресурсоснабжения с истцом с 01.10.2019, то есть после вступления в силу изменений в Правила N 354.
Таким образом, Предприятие правомерно обратилось к Товариществу за получением информации, предусмотренной пунктом 6 Правил N 354.
Вместе с тем суды первой и апелляционной инстанций не учли следующее.
Пунктом 6 Правил N 354 предусмотрено, что управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, включающие в себя в числе прочего дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в МКД, не требующие в соответствии с пунктом 5 части 6 Закона N 152-ФЗ согласия потребителя на передачу персональных данных.
Согласно статье 3 Закона N 152-ФЗ персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Устанавливая условия обработки персональных данных, Закон N 152-ФЗ допускает обработку персональных данных в случае, когда обработка этих данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем (пункт 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 152-ФЗ субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе.
Из указанного следует, что именно субъект персональных данных должен своей волей принять решение о предоставлении своих персональных данных Товариществу. Законных инструментов для обязания собственника помещения в МКД в принудительном порядке предоставить свои персональные данные организации, осуществляющей управление МКД, не предусмотрено.
Удовлетворяя иск, суды первой и апелляционной инстанций не учли, что Товариществом приняты меры для получения персональных данных собственников помещений в МКД, о чем свидетельствуют представленные в дело запросы Товарищества в адрес Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга" (далее - Агентство; том дела 1, лист 101), письмо Агентства от 14.05.2021 N 02-2090/21-0-1 о невозможности предоставления запрашиваемых сведений. Однако принятые Товариществом меры не привели к получению запрошенных данных.
Вместе с тем при рассмотрении настоящего спора судам следовало учесть, что в силу объективных причин у Товарищества отсутствует возможность выполнить требования пункта 6 Правил N 354 в части предоставления Предприятию персональных данных собственников помещений в МКД, которыми Товарищество не располагает и для получения которых не имеет законных оснований, в связи с чем в удовлетворении иска надлежало отказать.
По смыслу законодательного регулирования, объем полномочий ресурсоснабжающей организации по получению информации от управляющей компании, предусмотренных частью 11 статьи 161 ЖК РФ и пунктом 6 Правил N 354, ограничен ее функциями как исполнителя коммунальных услуг и не может быть обусловлен иными целями, в частности, необходимостью максимальной идентификации потребителя в случае судебного взыскания задолженности.
При этом ресурсоснабжающая организация имеет те же правовые и организационно-управленческие полномочия по сбору изложенных персонифицированных сведений, что и управляющая организация, ввиду чего при равенстве возможностей получения истребуемой информации возложение такой обязанности исключительно на ответчика недопустимо.
Также следует отметить, что иные сведения, истребуемые истцом, в том числе дата и место рождения потребителей, реквизиты документов, удостоверяющего личность, контактный телефон, адрес электронной почты каждого собственника и пользователя жилых помещений в МКД, не требуются для формирования платежных документов.
К тому же сведения единого государственного реестра недвижимости являются публичными, ввиду чего отсутствие у истца соответствующих сведений может быть компенсировано путем самостоятельной реализации полномочий по получению сведений публичного реестра.
Учитывая изложенное, у судов не имелось правовых оснований для удовлетворения иска.
Поскольку дополнительного исследования и повторной оценки доказательств по делу не требуется, суд кассационной инстанции считает возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить судебные акты и принять по делу новое решение - об отказе Предприятию в иске.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.09.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2021 по делу N А56-35743/2021 отменить.
Государственному унитарному предприятию "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" в удовлетворении иска отказать.
Взыскать с государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская улица, дом 12, литера А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028, в пользу товарищества собственников жилья "Пискаревский пр., дом 56, корп. 1", адрес: 195273, Санкт-Петербург, Пискаревский проспект, дом 56, корпус 1, квартира 204, ОГРН 1057811957026, ИНН 7804320860, 6000 руб. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя иск, суды первой и апелляционной инстанций не учли, что Товариществом приняты меры для получения персональных данных собственников помещений в МКД, о чем свидетельствуют представленные в дело запросы Товарищества в адрес Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга" (далее - Агентство; том дела 1, лист 101), письмо Агентства от 14.05.2021 N 02-2090/21-0-1 о невозможности предоставления запрашиваемых сведений. Однако принятые Товариществом меры не привели к получению запрошенных данных.
Вместе с тем при рассмотрении настоящего спора судам следовало учесть, что в силу объективных причин у Товарищества отсутствует возможность выполнить требования пункта 6 Правил N 354 в части предоставления Предприятию персональных данных собственников помещений в МКД, которыми Товарищество не располагает и для получения которых не имеет законных оснований, в связи с чем в удовлетворении иска надлежало отказать.
По смыслу законодательного регулирования, объем полномочий ресурсоснабжающей организации по получению информации от управляющей компании, предусмотренных частью 11 статьи 161 ЖК РФ и пунктом 6 Правил N 354, ограничен ее функциями как исполнителя коммунальных услуг и не может быть обусловлен иными целями, в частности, необходимостью максимальной идентификации потребителя в случае судебного взыскания задолженности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 мая 2022 г. N Ф07-4045/22 по делу N А56-35743/2021