18 мая 2022 г. |
Дело N А56-64278/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Серовой В.К., судей Кустова А.А. и Щуриновой С.Ю.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Жилищное хозяйство" Постновой И.А. (доверенность от 01.04.2020),
рассмотрев 18.05.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищное хозяйство" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2022 по делу N А56-64278/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищное хозяйство", адрес: 187403, Ленинградская обл., Волховский р-н, г. Волхов, ул. Волгоградская, д. 1А, ОГРН 1024700532889, ИНН 4702007572 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с администрации Волховского муниципального района Ленинградской области, адрес: 187403, Ленинградская обл., Волховский р-н, г. Волхов, Кировский пр., д. 32, ОГРН 1064702000010, ИНН 4702009227 (далее - Администрация), 5 250 000 руб. расходов на проведение дезинфекции.
Решением суда первой инстанции от 21.01.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.02.2022, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять по делу новое решение.
Податель жалобы указывает на неправомерность выводов судов о том, что перечень работ по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, содержащийся в пункте 23 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), не является исчерпывающим.
Податель жалобы полагает, что мероприятия по дезинфекции в Минимальный перечень работ и услуг не входят, относятся к дополнительному виду работ, который отражается в договоре управления многоквартирным домом и утверждается на общем собрании собственников.
Также заявитель ссылается на то, что в соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В настоящем случае понесенные Обществом расходы в виде оплаты услуг специализированных организаций по дезинфекции мест общего пользования в многоквартирных домах (МКД) и дворовых территорий были связаны именно с предупреждением чрезвычайной ситуации.
В судебном заседании представитель Общества подтвердил доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Администрация о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является управляющей организацией в отношении МКД, расположенных в городе Волхове Волховского муниципального района Ленинградской области.
В соответствии с распоряжениями Администрации от 30.03.2020 N 2748, от 30.03.2020, от 29.04.2020 N 3685, от 07.05.2020 N 3813, от 20.05.2020 N 4174, от 20.05.2020 N 4175, от 01.06.2020 N 4597, от 15.06.2020 N 5051, от 16.06.2020 N 5097 (далее - распоряжения), принятыми на основании постановления Правительства Ленинградской области от 30.03.2020 N 165 "О внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 28.03.2020 N 160 "О реализации Указа Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206" управляющим организациям, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами на территории Волховского муниципального района Ленинградской области, указано на необходимость проведения дезинфекции мест общего пользования многоквартирных домов и дворовых территорий не менее двух раз в неделю.
Во исполнение указанных распоряжений Администрации Общество в период с 31.03.2020 по 30.09.2020 осуществляло дезинфекцию мест общего пользования МКД и дворовых территорий.
Указывая на то, что мероприятия по дезинфекции не входят в Минимальный перечень, в соответствии с частью 1 статьи 24 Закона N 68-ФЗ финансовое обеспечение установленных мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования, ссылаясь на статьи 15, 16.1, 1069, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положения Закона N 68-ФЗ, Общество направило в адрес Администрации письмо от 09.12.2020 N 2136 с просьбой оказать содействие в возмещении расходов Общества из местного бюджета.
Оставление письма без ответа и без удовлетворения явилось основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении исковых требований, признав их необоснованными.
Проверив законность принятых при рассмотрении дела судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
В части 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 36 ЖК РФ, пункту 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан.
Как указано в пункте 11 Правил N 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, помимо прочего, уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования (подпункт "г").
В порядке части 1.2 статьи 161 ЖК РФ утвержден Минимальный перечень, пункт 23 которого включает работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в частности, сухую и влажную уборку тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов; влажную протирку подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек; мытье окон; очистку систем защиты от грязи (металлических решеток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов); проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, дезинфекцию септиков, дворовых туалетов, находящихся на земельном участке, на котором расположен этот дом.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Письмом Роспотребнадзора от 03.04.2020 N 02/5925-2020-24 утверждены Рекомендации по проведению дезинфекционных мероприятий на открытых пространствах населенных пунктов и в многоквартирных жилых домах "МР 3.1/2.1.0170/1-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.1. Коммунальная гигиена. Рекомендации по проведению дезинфекционных мероприятий на открытых пространствах населенных пунктов и в многоквартирных жилых домах в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Методические рекомендации" (далее - МР 3.1/2.1.0170/1-20).
В соответствии с данными рекомендациями на открытых пространствах обеззараживанию подлежат: территории, наружные поверхности зданий и объекты - тротуары, скамейки, площадки у входа, наружные двери, поручни, малые архитектурные формы, урны вблизи и в местах массового скопления людей и пр.
Согласно письму Роспотребнадзора от 23.01.2020 N 02/770-2020-32 "Об инструкции по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами" с целью профилактики и борьбы с инфекциями, вызванными коронавирусами, проводится профилактическая и очаговая (текущую, заключительную) дезинфекция.
С учетом изложенного, является верным вывод судов о том, что управляющие организации проводят дезинфекцию мест общего пользования в МКД, на дворовых территориях, связанную с борьбой с коронавирусом, при этом перечень услуг и работ, оказываемых управляющей организацией, не меняется, поскольку санитарное содержание помещений общего пользования входит в обязательный перечень услуг и работ управляющей организации.
Поскольку состав работ по санитарному содержанию помещений общего пользования не меняется, то внесение изменений в договор управления многоквартирным домом, а равно принятие об этом решения общим собранием собственников не требуется.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу, что мероприятия по дезинфекции помещений общего пользования в период повышенной готовности осуществляются на основании договора управления МКД и в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора.
На основании постановления Правительства Ленинградской области от 13.03.2020 N 117 на территории Ленинградской области установлен режим повышенной готовности.
Администрация во исполнение постановления Правительства Ленинградской области от 30.03.2020 N 165 "О внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 28.03.2020 N 160 "О реализации Указа Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206" и писем, поступивших в адрес Администрации из Территориального отдела Роспотребнадзора по Ленинградской области в Волховском, Лодейнопольском и Подпорожском районе, в связи с получением информации о результатах лабораторных исследований на возбудителя коронавирусной инфекции у жителей МКД, расположенных в Волховском районе, издала соответствующие распоряжения и направила их руководителям управляющих организаций для осуществлению ими своих полномочий по проведению дезинфекции.
Как установлено судами, вышеуказанные нормативные акты не содержат положений, возлагающих обязанность по проведению мероприятий по дезинфекции на органы местного самоуправления и государственные службы, не определяют источники дополнительного финансирования работ по дезинфекции, не содержат отсылок к порядку получения компенсаций управляющими организациями за проведенные работы.
Суды правомерно не усмотрели оснований для принятия довода Общества о том, что понесенные истцом расходы на проведение мероприятий по дезинфекции мест общего пользования и придомовых территорий были связаны с предупреждением чрезвычайной ситуации, а не с обычной хозяйственной деятельностью, в связи с чем должны быть компенсированы Администрацией, поскольку не подтверждены соответствующими доказательствами.
При этом суды обоснованно отметили, что материалы дела не содержат доказательств введения на территории Волховского муниципального района Ленинградской области в порядке, установленном Законом N 68-ФЗ, на положения которого в обоснование своей позиции ссылается Общество, режима чрезвычайной ситуации, в связи с чем не доказаны неправомерность действий Администрации и возникновение на стороне Администрации обязанности по компенсации понесенных на дезинфекцию расходов в качестве возмещения ущерба применительно к статьям 16.1 и 1069 ГК РФ.
Приведенный в кассационной жалобе довод о том, что перечень работ по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, содержащийся в пункте 23 Минимального перечня, является исчерпывающим, обоснованно отклонен судами как не имеющий правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства и доводы, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о недоказанности заявленных требований по праву и по размеру, и правомерно отказали в у удовлетворении исковых требований.
Доводы, приведенные Обществом в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены судами.
Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены судебного акта, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств (обстоятельств, выводов судов) и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2022 по делу N А56-64278/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищное хозяйство" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.К. Серова |
Судьи |
В.К. Серова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды правомерно не усмотрели оснований для принятия довода Общества о том, что понесенные истцом расходы на проведение мероприятий по дезинфекции мест общего пользования и придомовых территорий были связаны с предупреждением чрезвычайной ситуации, а не с обычной хозяйственной деятельностью, в связи с чем должны быть компенсированы Администрацией, поскольку не подтверждены соответствующими доказательствами.
При этом суды обоснованно отметили, что материалы дела не содержат доказательств введения на территории Волховского муниципального района Ленинградской области в порядке, установленном Законом N 68-ФЗ, на положения которого в обоснование своей позиции ссылается Общество, режима чрезвычайной ситуации, в связи с чем не доказаны неправомерность действий Администрации и возникновение на стороне Администрации обязанности по компенсации понесенных на дезинфекцию расходов в качестве возмещения ущерба применительно к статьям 16.1 и 1069 ГК РФ.
Приведенный в кассационной жалобе довод о том, что перечень работ по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, содержащийся в пункте 23 Минимального перечня, является исчерпывающим, обоснованно отклонен судами как не имеющий правового значения для рассмотрения настоящего спора."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 мая 2022 г. N Ф07-5187/22 по делу N А56-64278/2021