г. Санкт-Петербург |
|
01 февраля 2022 г. |
Дело N А56-64278/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зайцевой Е.К.
судей Кротова С.М., Слобожаниной В.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Федорук Р.А.
при участии:
от истца: Постнова И.А. по доверенности от 01.04.2020 г.
от ответчика: Кравцов С.Ю. по доверенности от 26.08.2021 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-39849/2021) общества с ограниченной ответственностью "Жилищное хозяйство" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.10.2021 по делу N А56-64278/2021 (судья Шпачев Е.В.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилищное хозяйство"
к Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области
о возмещении затрат на проведение дезинфекции,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищное хозяйство" (далее - ООО "Жилищное хозяйство", истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к администрации Волховского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация, ответчик) о возмещении затрат на проведение дезинфекции в размере 5 250 000 руб. и 49 250 руб. расходов на оплату государственной пошлины.
Решением от 21.10.2021 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец, указывая на незаконность и необоснованность решения, просит указанное решение отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неправомерность выводов суда о том, что перечень работ по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, содержащийся в пункте 23 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме), не является исчерпывающим. Податель жалобы полагает, что мероприятия по дезинфекции в Минимальный перечень работ и услуг не входят, относятся к дополнительному виду работ, который отражается в договоре управления многоквартирным домом и утверждается на общем собрании собственников. Судом не учтено, что понесенные истцом расходы на оплату услуг специализированных организаций по дезинфекции мест общего пользования в многоквартирном доме и дворовых территорий, были связаны с предупреждением чрезвычайной ситуации, направлены на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайной ситуации, сохранение здоровья людей, не допущение причинения ущерба окружающей среде и материальных потерь. В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - ФЗ о защите населения) органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Поскольку Администрация в целях предупреждения чрезвычайной ситуации за счет собственных средств не осуществила мероприятия по дезинфекции мест общего пользования в многоквартирных домах, а также дворовых территорий, направив в адрес истца письма обязательного характера по проведению указанных мероприятий, указанные мероприятия истцом выполнены, на стороне Администрации возникла обязанность по компенсации понесенных истцом расходов.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик, выражая свое согласие с обжалуемым судебным актом, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указывая, что перечень мероприятий по проведению дезинфекции относится к обычной жизни, а не к чрезвычайной ситуации, в период которой необходимо руководствоваться указаниями органов, отвечающих за санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
В судебном заседании представитель истца доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал. Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке. При этом, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Жилищное хозяйство" является управляющей организацией в отношении многоквартирных домов, расположенных в городе Волхове Волховского муниципального района Ленинградской области.
В соответствии с распоряжениями Администрации от 30.03.2020 г. N 2748, от 30.03.2020 г. б/н, от 29.04.2020 г. N 3685, от 07.05.2020 г. N 3813, от 20.05.2020 г. N 4174, от 20.05.2020 г. N 4175, от 01.06.2020 г. N 4597, от 15.06.2020 г. N 5051, от 16.06.2020 г. N 5097 (далее - распоряжения), принятыми на основании постановления Правительства Ленинградской области от 30.03.2020 N 165 "О внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 28.03.2020 N 160 "О реализации Указа Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206" управляющим организациям, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами на территории Волховского муниципального района Ленинградской области, указано на необходимость проведения дезинфекции мест общего пользования многоквартирных домов и дворовых территорий не менее 2-х раз в неделю.
Во исполнение указанных распоряжений Администрации ООО "Жилищное хозяйство" в период с 31.03.2020 г. по 30.09.2020 г. осуществляло дезинфекцию мест общего пользования многоквартирных домов и дворовых территорий
Указывая, что мероприятия по дезинфекции не входит в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с частью 1 статьи 24 ФЗ О защите населения финансовое обеспечение установленных мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования, ссылаясь на статьи 15, 16.1, 1069, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положения ФЗ О защите населения, ООО "Жилищное хозяйство" направило в адрес Администрации письмо N 2136 от 09.12.2020 г. с просьбой оказать содействие в возмещении расходов истца из местного бюджета.
Оставление письма без ответа и без удовлетворения явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила). В силу подпункта "а", "ж" пункта 2 Правил в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры, колясочные, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома. Согласно пункту 10 Правил, части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, защите прав потребителей. В силу подпункта "г" пункта 11 Правил содержания общего имущества содержание общего имущества включает в себя в числе прочего: уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования. В соответствии с пунктом 23 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в перечень работ включены в том числе: влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лестничных площадок и маршей, влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек.
В силу статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В связи с ухудшением эпидемиологической обстановки Роспотребнадзором от 03.04.2020 N 02/5925-2020-24 разработаны рекомендации по проведению дезинфекционных мероприятий на открытых пространствах населенных пунктов и в многоквартирных жилых домах, указанные рекомендации доведены до сведения руководителей коммунальных служб, а также организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих обслуживание объектов внешней среды, формирующих инфраструктуру населенных мест. Согласно рекомендациям Роспотребнадзора от 03.04.2020 N 02/5925-2020-24 на открытых пространствах обеззараживанию подлежат: территории, наружные поверхности зданий и объекты - тротуары, скамейки, площадки у входа, наружные двери, поручни, малые архитектурные формы, урны вблизи и в местах массового скопления людей и пр. В соответствии с письмом Роспотребнадзора от 23.01.2020 N 02/770-2020-32 "Об инструкции по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами" с целью профилактики и борьбы с инфекциями, вызванными коронавирусами, проводится профилактическая и очаговая (текущую, заключительную) дезинфекцию.
Исходя из совокупного анализа указанных положений, управляющие организации проводят дезинфекцию мест общего пользования в многоквартирном доме, на дворовых территориях, связанных с борьбой с коронавирусом, при этом перечень услуг и работ, оказываемых управляющей организацией, не меняется, поскольку санитарное содержание помещений общего пользования входит в обязательный перечень услуг и работ управляющей организации. Учитывая, что состав работ по санитарному содержанию помещений общего пользования не меняется, внесение изменений в договор управления многоквартирным домом, а равно принятие об этом решения общим собранием собственников, вопреки доводам апелляционной жалобы, не требуется. Таким образом, мероприятия по дезинфекции помещений общего пользования в период повышенной готовности осуществляются на основании договора управления многоквартирным домом и в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 13.03.2020 г. N 117 на территории Ленинградской области установлен режим повышенной готовности.
Администрация во исполнение Постановления Правительства Ленинградской области от 30.03.2020 N 165 "О внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 28.03.2020 N 160 "О реализации Указа Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206" и писем, поступивших в адрес Администрации из Территориального отдела Роспотребнадзора по Ленинградской области в Волховском, Лодейнопольском и Подпорожском районе, в связи с получением информации о результатах лабораторных исследований на возбудителя коронавирусной инфекции у жителей многоквартирных домов, расположенных в Волховском районе, издала соответствующие распоряжения и направила их руководителям управляющих организаций для осуществлению ими своих полномочий по проведению дезинфекции. Вышеуказанные нормативные акты не содержат положений, возлагающих обязанность по проведению мероприятий по дезинфекции на органы местного самоуправления и государственные службы, не определяют источники дополнительного финансирования работ по дезинфекции, не содержат отсылок к порядку получения компенсаций управляющими организациями за проведенные работы.
При указанных обстоятельствах, доводы жалобы о том, что понесенные истцом расходы на проведение мероприятий по дезинфекции мест общего пользования и придомовых территорий были связаны с предупреждением чрезвычайной ситуации, а не с обычной хозяйственной деятельностью, в связи с чем должны быть компенсированы Администрацией, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку не подтверждены соответствующими доказательствами. Материалы дела не содержат доказательств введения на территории Волховского муниципального района Ленинградской области в порядке, установленном ФЗ о защите населения, на положения которого в обоснование своей позиции ссылается истец, режима чрезвычайной ситуации, в связи с чем не доказаны неправомерность действий Администрации и возникновение на стороне Администрации обязанности по компенсации понесенных на дезинфекцию расходов в качестве возмещения ущерба применительно к статьям 16.1, 1069 ГК РФ.
Довод жалобы о неправомерности вывода суда о том, что перечень работ по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, содержащийся в пункте 23 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, не может быть принят во внимание, поскольку правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено. Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции. Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.10.2021 по делу N А56-64278/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.К. Зайцева |
Судьи |
С.М. Кротов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-64278/2021
Истец: ООО "ЖИЛИЩНОЕ ХОЗЯЙСТВО"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ