25 мая 2022 г. |
Дело N А05-11711/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Серовой В.К., судей Кустова А.А. и Щуриновой С.Ю.,
рассмотрев 25.05.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа "Город Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.12.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2022 по делу N А05-11711/2020,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа "Город Архангельск", адрес: 163069, г. Архангельск, пл. В.И. Ленина, д. 5, ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЖЭУ ЗАВремстрой", адрес: 163060, г. Архангельск, ул. Северодвинская, д. 82, ОГРН 1052901021800, ИНН 2901133680 (далее - Общество), об обязании ответчика в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать место накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) для многоквартирного дома по адресу: г. Архангельск, ул. Парижской Коммуны, д. 8.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: товарищество собственников жилья "Светич" (далее - Товарищество), общество с ограниченной ответственностью "УК Воскресенский район" (далее - Компания).
Решением суда первой инстанции от 20.12.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.02.2022, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять по делу новое решение - об удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы указывает, что действующим законодательством Российской Федерации на организацию по обслуживанию жилищного фонда возложены обязанности по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан; оказанию надлежащих услуг и (или) выполнению работ; заключению соответствующих договоров с организацией по обращению с ТКО; устройству и содержанию контейнерных площадок, на которых осуществляется сбор (накопление) отходов многоквартирного дома, находящегося на обслуживании.
Заявитель ссылается на то, что ответчиком обязанность по организации места (площадки) накопления ТКО не исполнена в полном объеме, а именно, отсутствует согласованный проект благоустройства.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
Администрация, Общество, Товарищество и Компания о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, от истца поступило письменное ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя Администрации. На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон и третьих лиц.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является управляющей организацией в доме по ул. Парижской Коммуны, д. 8, что подтверждается договором управления МКД от 01.07.2008.
Ссылаясь на то, что у указанного МКД отсутствует место для накопления ТКО, организованное в установленном порядке, а требования Администрации оставлены без удовлетворения, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций признали исковые требования необоснованными и отказали в иске.
Проверив законность принятых при рассмотрении дела судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В силу пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
На основании части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
Частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения (далее - Перечень N 290).
В силу пункта 26(1) Перечня N 290 в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
На основании подпункта "д(2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, среди прочего, содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а также обеспечить организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
Постановлением Администрации от 13.02.2020 N 285 утвержден Порядок определения (согласования) мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Город Архангельск" (далее - Порядок), который устанавливает процедуру определения (согласования) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в условиях сложившейся застройки муниципального образования "Город Архангельск", в случаях возложения действующим законодательством обязанности по организации мест накопления твердых коммунальных отходов на юридических, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе в соответствии с требованиями Правил благоустройства муниципального образования "Город Архангельск", требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 2.8 Порядка обязанности по проведению работ, связанных с благоустройством контейнерных площадок и подъездов к ним, по содержанию в исправном состоянии контейнеров (мусоросборников) и их внешнего вида несут их владельцы, в случае использования контейнеров для размещения отходов, образовавшихся от жителей многоквартирных домов - организации, осуществляющие управление жилыми домами.
Согласно пункту 2.9 Порядка по результатам обследования территории уполномоченной комиссией составляется акт об определении места накопления твердых коммунальных отходов (приложение 5 к Порядку).
Проанализировав приведенные выше нормы действующего законодательства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что именно на управляющую организацию возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для домов, находящихся в управлении.
Между тем судами установлено и материалами дела подтверждается, что Общество 14.10.2021 обратилось в Администрацию с заявкой о согласовании места накопления ТКО, которая была рассмотрена по существу.
Письмом от 01.11.2021 N 31-39/6813 Администрация сообщила Обществу о согласовании места накопления ТКО согласно приложенной схеме. Администрацией составлен акт от 28.10.2021 N 63 об определении места накопления ТКО для спорного МКД по адресу: пр. Ломоносова, д. 9, корп. 2. По этому же адресу согласовано место накопления ТКО для домов, находящихся в управлении третьих лиц.
Из акта обследования от 08.12.2021 следует, что по согласованному Администрацией адресу имеется контейнерная площадка с установленными пятью контейнерами с трехсторонним ограждением, навесом над мусоросборником, с отсеком для размещения крупногабаритных отходов, установленная на водонепроницаемом покрытии (бетонная плита), имеющем скаты (пандусы) для транспортировки контейнеров.
Данные обстоятельства подтверждаются также представленными в материалы дела фотографиями.
Приведенный в кассационной жалобе довод о том, что Обществом не разработан и не согласован с Администрацией проект благоустройства контейнерной площадки, обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку не свидетельствует о неисполнении Обществом обязанности по организации места накопления ТКО.
Так, в письме Департамента городского хозяйства от 29.09.2021 N 16-20/8344 указано, что место накопления ТКО по адресу пр. Ломоносова, д. 9, корп. 2, для МКД N 8 по ул. Парижской Коммуны было оборудовано раньше, и на основании заявления Общества от 15.11.2019 N 1793 включено в реестр мест накопления ТКО на территории городского округа "Город Архангельск" в соответствии с пунктом 22 Правил N 1039. Какие-либо жалобы жильцов или предписания контролирующих органов по этому поводу материалы дела не содержат.
Поскольку контейнерная площадка для спорного МКД оборудована Обществом ранее, до принятия Порядка согласования проектов благоустройства объектов, для размещения которых на территории муниципального образования "Город Архангельск" не требуется разрешения на строительство, утвержденного постановлением Администрацией от 22.03.2019 N 390, и включена в реестр мест накопления ТКО на территории городского округа "Город Архангельск", суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу, что Общество исполнило возложенные на него обязанности по организации мест накопления ТКО надлежащим образом.
Более того, суды верно отметили, что Администрацией заявлены требования о возложении на Общество обязанности по организации площадки накопления ТКО, которая, как следует из материалов дела организована, а не о возложении на Общества обязанности по разработке проекта благоустройства контейнерной площадки.
Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства и доводы, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о недоказанности заявленных требований по праву, и правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
Доводы, приведенные Администрацией в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены судами.
Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены судебного акта, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств (обстоятельств, выводов судов) и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.12.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2022 по делу N А05-11711/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации городского округа "Город Архангельск" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.К. Серова |
Судьи |
В.К. Серова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании подпункта "д(2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, среди прочего, содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
...
Приведенный в кассационной жалобе довод о том, что Обществом не разработан и не согласован с Администрацией проект благоустройства контейнерной площадки, обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку не свидетельствует о неисполнении Обществом обязанности по организации места накопления ТКО.
Так, в письме Департамента городского хозяйства от 29.09.2021 N 16-20/8344 указано, что место накопления ТКО по адресу пр. Ломоносова, д. 9, корп. 2, для МКД N 8 по ул. Парижской Коммуны было оборудовано раньше, и на основании заявления Общества от 15.11.2019 N 1793 включено в реестр мест накопления ТКО на территории городского округа "Город Архангельск" в соответствии с пунктом 22 Правил N 1039. Какие-либо жалобы жильцов или предписания контролирующих органов по этому поводу материалы дела не содержат."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 мая 2022 г. N Ф07-6223/22 по делу N А05-11711/2021