31 мая 2022 г. |
Дело N А05-4117/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Александровой Е.Н., рассмотрев 31.05.2022 без проведения судебного заседания и вызова сторон кассационную жалобу Дагестанской таможни на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2022 по делу N А05-4117/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Помор-Лес", адрес: 163000, г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 81, офис 606, ОГРН 1092901002149, ИНН 2901190375 (далее - ООО "Помор-Лес", Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением об оспаривании постановления Дагестанской таможни, адрес: 367013, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Юсупова, д. 24, ОГРН 1020502528727, ИНН 0541015036 (далее - Таможня), от 20.02.2021 N 10801000-2960/2020 о привлечении к административной ответственности на основании статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 21.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 01.03.2022 суд апелляционной инстанции отменил решение от 21.07.2021, признал незаконным оспариваемое постановление таможенного органа.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление от 01.03.2022, оставить в силе решение от 21.07.2021.
По мнению подателя жалобы, Общество не приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных запретов и ограничений, предусмотренных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), поскольку обязано произвести проверку товара на предмет соответствия сведений о нем, указанных в документах, со сведениями о наименовании товара, указанными в фитосанитарном сертификате. Также апелляционный суд необоснованно посчитал, что фитосанитарный сертификат выдан на спорный товар, перевозимый в железнодорожном вагоне N 54581939.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просило оставить постановление без изменения, поскольку Таможня не представила доказательств неотносимости представленного фитосанитарного сертификата к спорному товару.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии с требованиями статьи 288.2 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на таможенный пост железнодорожного пункта пропуска Дербент с целью убытия за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в Азербайджанскую Республику прибыл железнодорожный состав перевозчика - ОАО "Российские железные дороги" N 3824 6169-915-5468, в том числе железнодорожный вагон N 54581939 с товаром "пиломатериалы (доска), ель обыкновенная вида Picea Abies Karst, обрезные ГОСТ 8486-86, распиленные вдоль, нестроганные, нешлифованные, нелущенные, необтесанные, не имеющие соединения в шип и торцевых соединений", влажность 60%, плотность 0,6 т/м3, толщиной более 6 мм, код 4407 12 910 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с товаросопроводительными документами (декларация на товары N 10228010/151020/0022607, инвойс от 15.10.2020 N 239, железнодорожная накладная от 17.10.2020 N 29780769, отгрузочная спецификация, фитосанитарный сертификат от 15.10.2020 N 031290117151020002) отправителем и декларантом является Общество, получателем - ООО "TFK" (Азербайджанская Республика).
По итогам проведенных таможенного осмотра (акт N 10801040/291020/000726) и таможенного досмотра (акт N 10801040/021120/000741) Таможня установила, что фактический объем вывозимого товара не превышает заявленный, при этом товар является доской распиленной вдоль, обрезной, нестроганной, нешлифованной, нелущенной, необтесанной, не имеющей соединения в шип и торцевых соединений, на внешний вид характерного древесно-желтого цвета (оттенка), относится к лесоматериалам из пихты и ели, в связи с чем назначено проведение таможенной экспертизы.
Вместе с тем в ДТ N 10228010/151020/0022607, товаросопроводительных документах заявлены сведения о товаре "пиломатериалы: (доска), ель обыкновенная", тогда как в графе 33 ДТ указан код по товарной позиции 4407 ТН ВЭД - "лесоматериалы".
Согласно заключению таможенного эксперта от 03.11.2020 N 12405020/0027866 исследованный товар представляет собой лесоматериалы, а именно: обрезную доску из хвойных пород дерева (ель, сосна, пихта, лиственница), полученную продольным пилением и последующим поперечным раскроем частей бревна, ровную со всех сторон прямоугольного сечения, без обзола и без соединения в шип, нелущенную, необтесанную, нешлифованную, непрофилированную.
С учетом заключения таможенного эксперта Таможня пришла к выводу, что в нарушение требований статьи 7 ТК ЕАЭС Общество представило фитосанитарный сертификат от 15.10.2020 N 031290117151020002, относящийся к иному товару ("Sawn timber (spruce) 99 m3; Spruce supporting pole 1 m3"), а на фактически вывозившийся лесоматериал разрешительный документ не представило.
По данному факту Таможня 06.11.2020 возбудила в отношении Общества дело N 10801000-2960/2020 об административном правонарушении и составила 04.12.2020 протокол об административном правонарушении, квалифицировав его действия по статье 16.3 КоАП РФ.
Постановлением Таможни от 20.02.2021 Общество привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией, ему назначено наказание в виде 50 000 руб. административного штрафа.
Посчитав привлечение к административной ответственности незаконным, ООО "Помор-Лес" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции установил в действиях декларанта все элементы состава административного правонарушения, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции с таким выводом не согласился, проанализировал заявленные при декларировании, а также в товаросопроводительных документах, сведения о товаре, сопоставил их с выводами таможенного эксперта, и признал представленный фитосанитарный сертификат относимым к спорному товару и надлежащим доказательством соблюдения установленных таможенным законодательством ЕАЭС запретов и ограничений, в связи с чем решение суда первой инстанции отменил и признал незаконным оспариваемое постановление таможенного органа.
В силу части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 данной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких оснований судом кассационной инстанции в рассматриваемом случае не установлено.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, не усмотрела оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
В статье 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 названного Кодекса.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.3 КоАП РФ, составляет несоблюдение установленных запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Союза или из Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС запреты и ограничения - это применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о ЕАЭС, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов.
В силу пункта 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений" вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требования страны-импортера.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2015 N 995 в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 утверждены Правила осуществления таможенными органами контроля за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции, в пункте 2 которых установлено, что вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требованиями страны-импортера, информация о которых размещается на официальном сайте Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 утверждено Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза (далее - Положение).
В силу пункта 2.1 Положения в редакции, действовавшей в рассматриваемый период, партия подкарантинной продукции - это количество подкарантинной продукции, предназначенной для отправки одним транспортным средством в один пункт назначения одному получателю; подкарантинная продукция - растения, продукция растительного происхождения, грузы, почва, организмы, материалы, тара, упаковка, включенные в Перечень подкарантинной продукции, которые перемещаются через таможенную границу Евразийского экономического союза и по таможенной территории Евразийского экономического союза, могут быть носителями карантинных объектов и (или) способствовать их распространению и в отношении которых необходимо принятие карантинных фитосанитарных мер.
Согласно упомянутому Перечню лесоматериалы, распиленные или расколотые вдоль, разделенные на слои или лущеные, строганые или не строганые, шлифованные или не шлифованные, имеющие или не имеющие торцевые соединения, толщиной более 6 мм, классифицируемые в товарной позиции 4407 ТН ВЭД, относятся к подкарантинной продукции с высоким санитарным риском при помещении которых в соответствии с пунктом 4.1.1 Положения, требуется фитосанитарный сертификат.
В данном случае суды установили и материалами дела подтверждается, что при убытии за пределы таможенной территории ЕАЭС в отношении задекларированного по ДТ N 10228010/151020/0022607 товара "пиломатериалы (доска), ель обыкновенная вида Picea Abies Karst, обрезные ГОСТ 8486-86, общим объемом 94,71 м3, код 4407 12 910 0 ТН ВЭД ЕАЭС, Общество представило фитосанитарный сертификат от 15.10.2020 N 031290117151020002 на товар "Sawn timber (spruce) 99 m3; Spruce supporting pole 1 m3".
Данный документ Таможня признала не относящимся к спорной партии товара, поскольку вывозимый товар пиломатериалами не является, а относится к лесоматериалам, что подтверждено заключением специалиста от 03.11.2020 N 12405020/0027866.
В соответствии с пунктом 3.1.2 ГОСТ 32714-2014 "Межгосударственный стандарт. Лесоматериалы. Термины и определения" (введен в действие приказом Росстандарта от 09.09.2014 N 1040-ст) лесоматериалы: Материалы из древесины в круглом и/или обработанном виде, получаемые путем поперечного деления на бревна ствола поваленного дерева, очищенного от сучьев и вершины, а также в результате продольного деления бревен на пилопродукцию. Согласно пункт 4.1 названного ГОСТа пиломатериалы: Материалы из древесины не менее чем с двумя плоскопараллельными пластями, полученные из бревна путем его продольного пиления или фрезерования, или продольного пиления крупномерных пиломатериалов и, возможно, поперечной распиловки и/или дальнейшей обработки, или склеивания для получения требуемой формы и размеров.
Исходя из установленных при таможенном досмотре характеристик вывозимого товара и приведенных выше определений ГОСТ 32714-2014 апелляционный суд заключил, что заявленный декларантом товар правомерно указан в фитосанитарном сертификате от 15.10.2020 N 031290117151020002 как "пиломатериалы".
Указание в ДТ в отношении спорного товара кода 4407 12 910 0 ТН ВЭД (к которому относятся лесоматериалы) само по себе не свидетельствует о неотносимости фитосанитарного сертификата к вывозимому товару, тем более, что в названной товарной позиции приведены характеристики относимых к ней лесоматериалов - "лесоматериалы, полученные распиловкой или расщеплением вдоль, строганием или лущением, не обработанные или обработанные строганием, шлифованием, имеющие или не имеющие торцевые соединения, толщиной более 6 мм", что не исключает отнесение к данной товарной позиции спорного товара, по терминологии ГОСТ 32714-2014 являющегося "пиломатериалами".
Различия в определениях понятий "лесоматериалы" и "пиломатериалы", применяемых соответственно в ГОСТ 32714-2014 и ТН ВЭД ЕАЭС, достаточным основанием для вывода о несоблюдении в отношении вывозимой партии товара установленных запретов и ограничений ввиду неотносимости к товару представленного фитосанитарного сертификата не являются.
Иные доказательства того, что представленный фитосанитарный сертификат оформлен в отношении другого товара, в материалах дела отсутствуют и суду не представлены.
При таком положении апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о недоказанности в действиях Общества события административного правонарушения по статье 16.3 КоАП РФ, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и влечет отмену оспариваемого постановления.
Таким образом, поскольку по настоящему делу нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для пересмотра обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2022 по делу N А05-4117/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Дагестанской таможни - без удовлетворения.
Судья |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.