г. Вологда |
|
01 марта 2022 г. |
Дело N А05-4117/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 01 марта 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Парфеновой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Помор-Лес" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 июля 2021 года по делу N А05-4117/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Помор-Лес" (ОГРН 1092901002149, ИНН 2901190375; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, проспект Ломоносова, дом 81, офис 606; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Дагестанской таможни (ОГРН 1020502528727, ИНН 0541015036; адрес: 367013, Республика Дагестан, город Махачкала, улица Юсупова, дом 24; далее - таможня, таможенный орган) от 20.02.2021 по делу N 10801000-2960/2020 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 руб.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 13 июля 2021 года, принятым в виде резолютивной части, в удовлетворении заявленных требований отказано.
По заявлению общества Арбитражным судом Архангельской области на основании части 2 статьи 229 АПК РФ составлено мотивированное решение от 21 июля 2021 года.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, удовлетворить требования заявителя. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, на несоответствие выводов, изложенных в решении суда, фактическим обстоятельствам дела. Настаивает на том, что фитосанитарный сертификат выдан именно в отношении спорного товара. Кроме того, полагает, что назначенный обществу по постановлению таможни административный штраф подлежит замене на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Таможня в отзыве доводы жалобы отклонила, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции находит её подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 15.10.2020 общество в Северо-Западном таможенном посту (центре электронного декларирования) в рамках таможенной процедуры экспорта по декларации на товары (далее - ДТ) N 10228010/261020/0038211 в пункте 31 ДТ "Грузовые места и описание товаров" задекларировало товар - пиломатериалы (доска), ель обыкновенная Picea Abies Karst, обрезные ГОСТ 8486-86, распиленные вдоль, нестроганные, нешлифованные, нелущенные, необтесанные, не имеющие соединения в шип и торцевых соединений. Влажность 60 %, плотность - 0,6 т/м3, толщина более 6 мм. В пункте 33 ДТ указан код товара по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД) 4407 12 910 0.
Получателем товара является ООО "TFK", Республика Азербайджан, Кюрдамирский район, город Кюрдамир, товары перевозились в железнодорожном вагоне N 54581939 по железнодорожной накладной от 11.10.2020 N 29780769 (том 1, листы 28-29, 93-94).
Указанный товар 28.10.2020 представлен перевозчиком - открытым акционерным обществом (ОАО) "РЖД" таможенному посту ЖДПП Дербент Дагестанской таможни с целью последующего убытия за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС). С товаром представлены железнодорожная накладная от 11.10.2020 N 29780769, счет-фактура от 15.10.2020 N 239, отгрузочная спецификация (том 1, листы 28-29, 93-94, 97-98).
В связи с тем что товар входит в перечень подкарантинной продукции, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 "Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе" (далее - решение КТС N 318), в целях подтверждения установленных запретов и ограничений в отношении спорных товаров обществом также представлен фитосанитарный сертификат от 15.10.2020 N 031290117151020002 (том 1, листы 32, 103).
При совершении технологической операции "Убытие товаров с таможенной территории ЕАЭС" применен профиль риска, по результатам которого применены меры по минимизации риска, связанного с проведением таможенного досмотра.
В ходе проведенного досмотра железнодорожного вагона N 54581939 таможней установлено, что фактический объем товара соответствует заявленному в ДТ. Вместе с тем в представленной копии декларации заявлены сведения о товаре "пиломатериалы: (доска), ель обыкновенная", тогда как в графе 33 декларации указан код по товарной позиции 4407 ТН ВЭД, который соответствует товару "лесоматериалы". В товаротранспортной накладной приведено наименование "пиломатериал".
В связи с выявлением очевидных расхождений сведений о наименовании товара, приведенных в ДТ, со сведениями, указанными в товаросопроводительных документах (в фитосанитарном сертификате), таможней в рамках системы управления рисками проведена идентификационная экспертиза в экспертном учреждении ЭИО N 2 (г. Махачкала) - регионального филиала ЦЭКТУ (г. Пятигорск).
В заключении специалиста от 03.11.2020 N 12405020/0027866 указана, что исследованный товар (предъявленный к вывозу) представляет собой "Лесоматериал - доску обрезную из хвойных пород дерева (ель, сосна, пихта, лиственница), полученную продольным пилением и последующим поперечным раскроем полученных частей бревна - ровные со всех сторон прямоугольного сечения, без обзола и без соединения в шип, не лущенная, не обтесанная, не шлифованная, не профилированная" (том 1 листы 104-114).
Таким образом, по результатам документарной проверки таможня пришла к выводу о том, что представленный для убытия фитосанитарный сертификат от 15.10.2020 N 031290117151020002, который выдан на товар Sawn timber (spruce) 99 m3, Spruce supporting pole 1 m3, не относится к товару, фактически предъявленному к вывозу с территории ЕАЭС, поскольку вывозимый товар согласно заключению специалиста представляет собой доску обрезную распиленную вдоль, то есть является лесоматериалом.
На основании вышеуказанного таможня пришла к выводу о том, что в нарушение требований статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в целях убытия товара с таможенной территории ЕАЭС получен и представлен разрешительный документ (фитосанитарный сертификат от 15.10.2020 N 031290117151020002), относящийся к товару "Sawn timber (spruce) 92 m3; Spruce supporting pole 1 m3" (пиломатериал ель), при этом на фактически вывозимый товар "лесоматериал обрезной...." разрешительный документ не представлен, тем самым допущено несоблюдение установленных запретов и ограничений на вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС, что является административным правонарушением, предусмотренным статьей 16.3 КоАП РФ.
По данному факту таможней вынесено определение от 06.11.2020 о возбуждении в отношении заявителя дела N 10801000-3032/2020 об административном правонарушении по статье 16.3 КоАП РФ и проведении административного расследования.
По результатам административного расследования таможенным органом в отсутствие представителя заявителя составлен протокол от 04.12.2020 N 10801000-2960/2020 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ.
В протоколе отражено, что обществом в нарушение требований статьи 7 ТК ЕАЭС при убытии вышеуказанного товара с таможенной территории ЕАЭС не представлены документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, установленных решением КТС N 318, что является нарушением таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ.
Постановлением таможни от 20.02.2021 по делу N 10801000-2960/2020 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене ввиду следующего.
Согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
Согласно статье 16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных международными договорами государств - членов ЕАЭС, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Объектом данного правонарушения является порядок соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Объективную сторону правонарушения составляют несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, является лицо, на которое возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС запреты и ограничения - это применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о ЕАЭС, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов.
В силу пункта 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Пунктом 1 статьи 80 ТК ЕАЭС предусмотрено, что лица, определенные настоящим Кодексом, обязаны представлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые в соответствии с настоящим Кодексом для совершения таможенных операций.
В пункте 2 статьи 84 ТК ЕАЭС определено, что декларант обязан: 1) произвести таможенное декларирование товаров; 2) представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; 3) предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа; 4) уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с настоящим Кодексом; 5) соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры; 6) выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом.
Согласно пункту 3 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
В силу подпунктов 7 и 9 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС, в ДТ, в числе прочих, подлежат указанию сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС и сведения о документах, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ, указанные в статье 108 ТК ЕАЭС.
К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся, в том числе, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка (подпункт 4 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС).
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений" (далее - Закон N 206-ФЗ) вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требования страны-импортера.
Пунктом 37 статьи 2 Закона N 206-ФЗ предусмотрено, что фитосанитарный сертификат - это документ международного образца, который выдан национальной организацией по карантину и защите растений страны-экспортера, сопровождает партию подкарантинной продукции, удостоверяет соответствие подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям страны назначения.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 утверждено Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза (далее - Положение N 318).
В силу пункта 2.1 Положения в редакции, действовавшей в рассматриваемый период, партия подкарантинной продукции - это количество подкарантинной продукции, предназначенной для отправки одним транспортным средством в один пункт назначения одному получателю; подкарантинная продукция - растения, продукция растительного происхождения, грузы, почва, организмы, материалы, тара, упаковка, включенные в Перечень подкарантинной продукции, которые перемещаются через таможенную границу Евразийского экономического союза и по таможенной территории Евразийского экономического союза, могут быть носителями карантинных объектов и (или) способствовать их распространению и в отношении которых необходимо принятие карантинных фитосанитарных мер.
Согласно упомянутому Перечню лесоматериалы, распиленные или расколотые вдоль, разделенные на слои или лущеные, строганые или не строганые, шлифованные или не шлифованные, имеющие или не имеющие торцевые соединения, толщиной более 6 мм, классифицируемые в товарной позиции 4407 ТН ВЭД, относятся к подкарантинной продукции с высоким санитарным риском при помещении которых в соответствии с пунктом 4.1.1 Положения, требуется фитосанитарный сертификат.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2015 N 995 в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 утверждены Правила осуществления таможенными органами контроля за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции (далее - Правила N 995), в пункте 2 которых установлено, что вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требованиями страны-импортера, информация о которых размещается на официальном сайте Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Контроль за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции осуществляется в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации таможенными органами в форме документарной проверки (пункт 3 Правил N 995).
Согласно подпункту "а" пункта 5 вышеназванных Правил должностное лицо таможенного органа проверяет представленный фитосанитарный сертификат и принимает решение о запрете вывоза из Российской Федерации партии подкарантинной продукции в случае, если сведения, содержащиеся в фитосанитарном сертификате, не соответствуют информации, содержащейся в коммерческих и транспортных (перевозочных) документах.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения N 318 карантинному фитосанитарному контролю (надзору) подлежит каждая ввозимая на таможенную территорию Евразийского экономического союза партия подкарантинной продукции, включенной в Перечень подкарантинной продукции (далее - Перечень подкарантинной продукции).
В соответствии с пунктом 8.1 Положения N 318 в случае, если в соответствии с фитосанитарными требованиями страны - импортера подкарантинная продукция должна сопровождаться фитосанитарным сертификатом, указанные фитосанитарные сертификаты выдаются уполномоченным органом государства-члена по месту отправки в соответствии с законодательством этого государства-члена.
В Перечень подкарантинной продукции включены лесоматериалы, распиленные или расколотые вдоль, разделенные на слои или лущеные, строганые или не строганые, шлифованные или не шлифованные, имеющие или не имеющие торцевые соединения, толщиной более 6 мм, классифицируемые в товарной позиции 4407, а также пиломатериалы (включая планки и фриз для паркетного покрытия пола, несобранные) в виде профилированного погонажа (с гребнями, пазами, шпунтованные, со стесанными краями, с соединением в виде полукруглой калевки, фасонные, закругленные или аналогичные) по любой из кромок, торцов или плоскостей, обработанные или необработанные строганием, шлифованием, имеющие или не имеющие торцевые соединения, кроме обработанных краской, протравителями, антисептиком и другими консервантами из 4409 ТН ВЭД.
Согласно пункту 2 Порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата, утвержденного приказом Минсельхоза России от 13.07.2016 N 293 (далее - Порядок N 293), фитосанитарный сертификат оформляется на каждую партию подкарантинной продукции, вывозимую с территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Порядка N 293 подкарантинная продукция, на которую выдан фитосанитарный сертификат, должна пересечь государственную границу Российской Федерации при вывозе в государства - члены Европейского союза в течение 14 дней со дня выдачи фитосанитарного сертификата, при вывозе в другие страны - в течение 30 дней со дня выдачи фитосанитарного сертификата.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемой ДТ обществом отражен вывозимый товар - пиломатериалы (доска), ель обыкновенная Picea Abies Karst, обрезные ГОСТ 8486-86, распиленные вдоль, нестроганные, нешлифованные, нелущенные, необтесанные, не имеющие соединения в шип и торцевых соединений. Влажность 60 %, плотность - 0,6 т/м3, толщина более 6 мм, отражен код товара 4407129100.
В железнодорожной накладной от 11.10.2020 N 29780769 также указано, что обществом перевозились пиломатериалы пакетированные еловые 94,708 м3, общая длина 12 м, высота штабеля 254 см.
В счете-фактуре от 15.10.2020 N 239, отгрузочной спецификации также указано, что перевозимый товар - пиломатериалы.
В данном случае материалами дела подтверждается, что при убытии за пределы таможенной территории ЕАЭС в отношении задекларированного по ДТ N 10228010/261020/0038211 товара "пиломатериалы (доска) ель обыкновенная", общим объемом 94,71 м3, код 4407 12 910 0 ТН ВЭД, общество представило фитосанитарный сертификат от 15.10.2020 N 031290117151020002 на товар "Sawn timber (spruce) 92 m3; Spruce supporting pole 1 m3 (пиломатериал ель), 99 м3".
Таможней установлено и в оспариваемом постановлении отражено, что фактический объем перевозимого товара не превышает заявленный в ДТ.
Однако, по мнению ответчика, названный сертификат не относится к товару, фактически предъявленному к вывозу с территории ЕАЭС, поскольку вывозимый товар согласно заключению специалиста представляет собой доску обрезную распиленную вдоль, то есть является лесоматериалом.
Таким образом, привлекая заявителя к административной ответственности, таможенный орган пришел к выводу о том, что обществом представлен в нарушение статьи 7 ТК ЕАЭС для убытия товара недействительный (относящийся к другому товару) разрешительный документ (фитосанитарный сертификат от фитосанитарный сертификат от 15.10.2020 N 031290117151020002), тем самым допущено несоблюдение установленных запретов и ограничений на вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС.
Вместе с тем апелляционным судом установлено, что не соответствие качественных характеристик товара, предъявленного к досмотру, заявленным в графе 31 ДТ N 10228010/261020/0038211, таможенным органом не установлено.
ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия" распространяется на пиломатериалы хвойных пород и устанавливает технические требования к пиломатериалам, предназначенным для использования в народном хозяйстве и на экспорт.
Согласно пункту 1.1 ГОСТ 8486-86 пиломатериалы разделяют на обрезные, необрезные, доски, бруски и брусья.
Также в соответствии с пунктом 1.1 ГОСТ 8486-86 термины и определения используются по ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения" (далее - ГОСТ 18288-87).
Так, согласно пункту 5 таблицы 1 ГОСТ 18288-87 отраженное в фитосанитарном сертификате наименование "Sawn timber" относится к пиломатериалу (пилопродукция установленных размеров и качества, имеющая как минимум две плоскопараллельные пласти).
В пункте 3 ГОСТ 32714-2014 "Межгосударственный стандарт. Лесоматериалы. Термины и определения" (введен в действие Приказом Росстандарта от 09.09.2014 N 1040-ст) даны следующие определения:
лесоматериалы: материалы из древесины в круглом и/или обработанном виде, получаемые путем поперечного деления на бревна ствола поваленного дерева, очищенного от сучьев и вершины, а также в результате продольного деления бревен на пилопродукцию, "en timber" (пункт 3.1.2);
пиломатериалы: материалы из древесины не менее чем с двумя плоскопараллельными пластями, полученные из бревна путем его продольного пиления или фрезерования, или продольного пиления крупномерных пиломатериалов и, возможно, поперечной распиловки и/или дальнейшей обработки, или склеивания для получения требуемой формы и размеров, "en sawn timber" (пункт 4.1);
доски: пиломатериалы толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины "en board" (пункт 13.57).
В соответствии с заключением специалиста от 03.11.2020 N 12405020/0027866 обществом ввезен лесоматериал - доска обрезная из хвойных пород дерева (ель, сосна, пихта, лиственница), полученная продольным пилением и последующим поперечным раскроем полученных частей бревна - ровные со всех сторон прямоугольного сечения, без обзола и без соединения в шип, не лущенная, не обтесанная, не шлифованная, не профилированная.
Указанное специалистом описание ввезенного товара соответствует содержанию графы 31 ДТ и дополнительной информации к ней, согласно которым общество вывозило пиломатериалы (доска), ель обыкновенная Picea Abies Karst, обрезные ГОСТ 8486-86, распиленные вдоль, нестроганные, нешлифованные, нелущенные, необтесанные, не имеющие соединения в шип и торцевых соединений, сорт 1-4, сортимент доска, порода древесины - ель, а также содержанию железнодорожной накладной от 11.10.2020 N 29780769, в которой обществом отражены пиломатериалы пакетированные еловые 94,708 м3, следовательно общество вывозило доски обрезные из хвойных пород дерева необработанные.
Кроме того пунктом 10 фитосанитарного сертификата от 15.10.2020 N 031290117151020002, выданного уполномоченным органом Российской Федерации - Федеральной Службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, а также сертификатом о происхождении товара формы СТ-1 от 15.10.2020 N RUAZ 0057003479, выданным Российской Федерацией для предоставления в Республику Азербайджан, в графе 12 которого проставлена удостоверяющая запись Союза "Торгово-промышленноая палата Архангельской области" о соответствии декларации заявителя действительности, наименование продукции (товара) установлено как "Sawn timber (spruce)" (англ.) - "пиломатериалы хвойные обрезные" (том 1, листы 32, 99, 103).
Отнесение профильным государственным органом Российской Федерации и Союзом "Торгово-промышленноая палата Архангельской области" спорного товара к пиломатериалам однозначно доказывает данный факт.
При этом, как указано ранее в настоящем постановлении, согласно пункту 2 Порядка N 293 фитосанитарный сертификат оформляется на каждую партию подкарантинной продукции, вывозимую с территории Российской Федерации.
Из пункта 8.1 упомянутого Порядка следует, что для выдачи фитосанитарного сертификата предоставляются следующие документы:
1) копия договора (контракта), на основании которого производится вывоз подкарантинной продукции с территории Российской Федерации (в случае заключения указанного договора (контракта);
2) копия документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося физическим лицом;
3) заключение о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции;
4) акт карантинного фитосанитарного обеззараживания в случаях, установленных законодательством Российской Федерации в области карантина растений и (или) требованиями страны-импортера.
В данном случае, как следует из материалов дела и не оспаривается таможенным органом, спорный товар перевозился в железнодорожном вагоне N 54581939 по железнодорожной накладной от 11.10.2020 N 29780769.
При этом номер железнодорожного вагона (54581939) указан не только в данной железнодорожной накладной, но и в заявлении общества на получение фитосанитарного сертификата, в графе 18 ДТ N 10228010/261020/0038211, в пункте 5 самого фитосанитарного сертификата от 15.10.2020 N 031290117151020002, в отгрузочной спецификации, в счете-фактуре от 15.10.2020 N 239, в сертификате о происхождении товара формы СТ-1 от 15.10.2020 N RUAZ 0057003479, выданном Российской Федерацией для предоставления в Республику Азербайджан (том 1, листы 26, 28-30, 32, 93-95, 97, 100, 103).
При получении фитосанитарного сертификата на вывозимый в железнодорожном вагоне N 54581939 товар общество с заявлением представило заключение о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции от 08.10.2020 N 29006-28560, выданное Карельским филиалом Россельхознадхора именно на пиломатериалы обрезные еловые (естественной влажности) в количестве 105 куб. м (том 1, лист 31). При этом в данном заключении отражено, что оно выдано по результатам установления карантинного фитосанитарного состояния подкарантинной продукции на основании акта инспекции от 06.10.2020 N 29-1901 и протокола исследований (испытаний) от 08.10.2020 N 29-1901, то есть после фактического обследования спорного вывозимого товара.
Таким образом, материалами дела достоверно подтверждается, что фитосанитарный сертификат от 15.10.2020 N 031290117151020002 выдан именно на товар, размещенный в железнодорожном вагоне N 54581939, то есть на конкретную партию перевозимой обществом продукции.
При этом наименование получателя товара, его объем, отраженные в фитосанитарном сертификате, соответствует сведениям, указанным в ДТ, железнодорожной накладной, сертификате о происхождении товара.
Доказательств того, что представленный обществом фитосанитарный сертификат оформлен в отношении другого товара, таможенным органом в материалы дела не представлено.
Указание в ДТ в отношении спорного товара кода 4407 ТН ВЭД (к которому относятся лесоматериалы) само по себе не свидетельствует о неотносимости фитосанитарного сертификата к вывозимому товару, тем более, что в названной товарной позиции приведены характеристики относимых к ней лесоматериалов - "лесоматериалы, полученные распиловкой или расщеплением вдоль, строганием или лущением, не обработанные или обработанные строганием, шлифованием, имеющие или не имеющие торцевые соединения, толщиной более 6 мм", что не исключает отнесение к данной товарной позиции спорного товара, по терминологии ГОСТ 32714-2014 являющегося "пиломатериалами".
Различия в определениях понятий "лесоматериалы" и "пиломатериалы", применяемых соответственно в ГОСТ 32714-2014 и ТН ВЭД, не являются достаточным основанием для вывода о несоблюдении в отношении вывозимой партии товара установленных запретов и ограничений ввиду неотносимости к товару представленного фитосанитарного сертификата.
Указанный правовой подход изложен в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02 февраля 2022 года по делу N А56-21807/2021.
В соответствии с Пояснениями к ТН ВЭД к товарной позиции 4407 ТН ВЭД, за некоторым исключением, в данную товарную позицию включаются все виды древесины и лесоматериалов любой длины, имеющие толщину более 6 мм, полученные распиловкой или расщеплением вдоль направления текстуры древесины или полученные строганием или лущением.
К этим видам древесины и лесоматериалов относят: пиленый брус, планки, горбыль, доски, рейки и т.д., а также изделия, которые считаются равноценными распиленной древесине или лесоматериалам, получаемым при обработке на рубильных машинах и имеющим очень точные размеры; такая обработка обеспечивает более высокое качество получаемой поверхности, чем распиловка, и делает последующую обработку строганием ненужной. В нее также включаются листы древесины, полученные строганием или лущением (на ротационном лущильном станке), а также деревянные блоки, планки и фриз для напольного покрытия, кроме тех, которые были подвергнуты профилированию по любой из кромок, торцов или плоскостей (товарная позиция 4409). Лесоматериалы, включаемые в данную товарную позицию, не обязательно должны иметь прямоугольное (включая квадратное) поперечное сечение или одинаковое поперечное сечение по всей длине.
В данную товарную позицию не включаются:
(а) древесина грубо окантованная, например, грубой опиловкой (товарная позиция 4403);
(г) пиломатериалы в виде профилированного погонажа по любой из кромок, торцов или плоскостей товарной позиции 4409.
В соответствии с Пояснениями к ТН ВЭД к товарной позиции 4409 ТН ВЭД в данную товарную позицию включаются пиломатериалы, в частности, доски, планки и т.д., которые после распиловки или обрезания подвергаются обработке, обеспечивающей непрерывный профиль по любой из кромок, торцов или плоскостей, либо для облегчения последующего соединения, либо для получения фигурных или фасонных материалов, описанных в пункте (4) ниже, не обработанные или обработанные строганием, шлифованием, имеющие или не имеющие торцевые соединения, например, зубчатое (см. общие положения к данной группе). Пиломатериалы в виде профилированного погонажа включают как изделия с одинаковым поперечным сечением по всей длине или ширине, так и изделия, в которых повторяется рельефный дизайн.
Указанная товарная позиция ТН ВЭД 4409 включает в себя пиломатериалы, подвергнутые указанной обработке, и пиломатериалы (включая планки и фриз для паркетного покрытия пола, несобранные) в виде профилированного погонажа.
Из описания ввозимого товара, данного специалистом, не следует, что товар относится к пиломатериалам, классифицируемым в товарной позиции 4409 ТН ВЭД ЕАЭС, поскольку он не является ни обработанным пиломатериалом, ни относится к профилированному погонажу.
Вместе с тем в соответствии с требованиями ГОСТ 8486-86, ГОСТ 32714-2014 товар - обрезные доски относится к пиломатериалам.
Поскольку перевозимый товар нельзя классифицировать по коду 4409 ТН ВЭД ввиду невозможности его отнесения к пиломатериалам данного вида, спорный фитосанитарный сертификат получен на конкретный товар, перевозимый в железнодорожном вагоне N 54581939, доказательств того, что государственным органом Российской Федерации выдан фитосанитарный сертификат на другой товар, не относимый к вывозимой партии товара, таможенным органом не представлено, апелляционный суд приходит к выводу о недоказанности в действиях общества события административного правонарушения по статье 16.3 КоАП РФ, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и влечет отмену оспариваемого постановления.
При таких обстоятельствах правовые основания для отказа в удовлетворении заявленных требований общества в данном случае отсутствуют.
Согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с неправильным применением судом норм материального права, а заявленные обществом требования - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 июля 2021 года по делу N А05-4117/2021 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Дагестанской таможни от 20.02.2021 по делу N 10801000-2960/2020 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Помор-Лес" к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-4117/2021
Истец: ООО "Помор-Лес"
Ответчик: Дагестанская таможня