31 мая 2022 г. |
Дело N А56-57175/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
при участии от Комитета по природным ресурсам Ленинградской области Хабаровой Е.А. (доверенность от 10.01.2022 N 1/2022-2), от акционерного общества "ЛСР. Базовые материалы" Афанасьевой Н.Г. (доверенность от 28.01.2022 N 01/1-08/0028),
рассмотрев 25.05.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2022 по делу N А56-57175/2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ЛСР. Базовые материалы", 188751, Ленинградская обл., Приозерский р-н, г.п. Кузнечнинское, гп. Кузнечное, Заводская ул., д. 5, каб. 203, ОГРН 1114703005273, ИНН 4703124060 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2, лит. А, ОГРН 1077847192609, ИНН 7842354966 (далее - Комитет), в оказании государственной услуги по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в аренду без проведения торгов, изложенного в письме от 22.04.2021 N 02-8189/2021, а также о понуждении Комитета предоставить Обществу в аренду на срок до 30.10.2040 без проведения торгов земельный участок категория земель - земли лесного фонда (лесной участок) с кадастровым номером 47:26:0000000:40148 площадью 63,5762 га (635762 кв. м) и часть земельного участка категория земель - земли лесного фонда (лесного участка) с кадастровым номером 47:26:0523001:260 (учетный номер части 3) площадью 3,8238 га (38238 кв. м).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ленинградской области "Лисинский лесной колледж", адрес: 187023, Ленинградская обл., Тосненский р-н, пос. Лисино-Корпус, ул. Кравчинского, д. 4, ОГРН 1024701897802, ИНН 4716001436 (далее - Учреждение).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.10.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2022, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению Комитета, он правомерно в соответствии с подпунктом 1 пункта 2.10 Административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в аренду без проведения торгов, утвержденного постановлением губернатора Ленинградской области от 28.05.2018 N 29-пг (далее - Административный регламент), отказал Обществу в предоставлении государственной услуги по предоставлению в аренду спорных лесных участков, поскольку испрашиваемые земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование Учреждению в целях осуществления научно-исследовательской, образовательной деятельности.
В судебном заседании представитель Комитета поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражала против удовлетворения данной жалобы.
Учреждение надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Обществу выдана лицензия на пользование недрами серии ЛОД N 47664 ТР со сроком действия до 30.10.2040 в отношении участка недр со статусом горного отвода на осуществление геологического изучения, разведки, добычи песков, пригодных для строительных работ, на участках недр "Брусова Гора-2" месторождения "Шапкинское" (далее - Лицензия), в приложении к Лицензии оговорены границы участка недр площадью 67,4 га, предоставляемого в пользование.
Лицензия выдана на основании распоряжения Комитета от 05.12.2017 N 1886 о переоформлении лицензии, ранее выданной закрытому акционерному обществу "ЛСР-Базовые материалы Северо-Запад".
Северо-Западным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору к Лицензии Общества выдан горноотводный акт от 11.06.2020 на предоставление горного отвода из земель лесного фонда с указанием поворотных точек границ земельного участка.
В целях оформления землепользования Общество представило на утверждение в Комитет проектную документацию от 20.02.2020 N 26 образуемого лесного участка (на котором расположен участок недр, предусмотренный Лицензией), местоположение: Любанское лесничество, Шапкинское участковое лесничество, квартал 107 (части выделов 2, 12, 2, 5, 6, 7, 7.2, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 23, 27, 28, 37, 38, 40, 43, 45, выделы 7.1, 29, 30, 34, 35); квартал 108 (части выделов 76 77, 78, 88, 127), квартал 119 (выделы 8, 9, части выделов 3, 4, 7, 7.1, 10, 11.1, 12, 13, 46, 47), общей площадью 63,5762 га.
Проектная документация утверждена распоряжением Комитета от 02.04.2020 N 859.
Пунктом 4 указанного распоряжения Обществу рекомендовано обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении лесного участка в целях его образования в качестве части лесного участка Любанского лесничества с кадастровым номером 47:26:0000000:280.
Распоряжением Комитета от 15.09.2020 N 2516 в пункт 4 указанного распоряжения внесены изменения и Обществу рекомендовано обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении лесного участка в целях его образования путем раздела с сохранением исходного в измененных границах лесного участка Любанского лесничества с кадастровым номером 47:26:0000000:280.
Кроме того, на основании обращения Общества распоряжением Комитета от 10.04.2020 N 999 утверждена проектная документация от 20.02.2020 N 25 лесного участка, образуемого в целях предоставления Обществу, из земель лесного фонда с местоположением: Любанское лесничество, Шапкинское участковое лесничество, квартал 108 (части выделов 88, 108, 127), площадью 3,8238 га, в отношении которого Обществу рекомендовано образовать земельный участок в качестве части земельного участка Любанского лесничества с кадастровым номером 47:26:0523001:260.
Образованные во исполнение приведенных распоряжений Комитета земельные участки поставлены на кадастровый учет за номерами 47:26:0523001:260 (площадью 38 238 кв. м) и 47:26:0000000:40148 (площадью 635 762 кв. м).
Общество 13.04.2021 обратилось в Комитет с заявлением о предоставлении указанных земельных участков на праве аренды.
Письмом от 22.04.2021 N 02-8189/2021 Комитет со ссылкой на подпункт 1 пункта 2.10 Административного регламента отказал в предоставлении земельных участков по причине их нахождения в постоянном (бессрочном) пользовании у Учреждения в целях осуществления научно-исследовательской, образовательной деятельности.
Общество, полагая, что указанный отказ является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций признали заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Комитета не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским, земельным, лесным, водным законодательством и данным Законом. Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения этих работ.
Согласно части 2 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут в соответствии со статьей 9 названного Кодекса.
Предоставление лесных участков в аренду для указанных целей осуществляется без проведения торгов (пункт 1 части 3 статьи 73.1 ЛК РФ).
В силу части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено указанным Кодексом, другими федеральными законами.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статье 39.17 ЗК РФ.
Как установлено пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов уполномоченный орган рассматривает заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка и по результатам проверки, в частности, осуществляет подготовку проекта договора аренды земельного участка и его подписание, а также направляет проект договора для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ (подпункт 1); принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение, в котором должны быть указаны все основания отказа, заявителю (подпункт 3).
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Комитет, получив заявление Общества о предоставлении в аренду лесного участка без проведения торгов, в нарушение упомянутых норм не совершил необходимых действий, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ.
Как указывалось выше, Комитет отказал в испрашиваемом предоставлении лесных участков со ссылкой на подпункт 1 пункта 2.10 Административного регламента.
Согласно указанной норме основанием для такого отказа является наличие в отношении лесного участка, на который претендует заявитель, прав третьих лиц (за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 25 ЛК РФ, а также случаев заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ).
Таким образом, как прямо следует из подпункта 1 пункта 2.10 Административного регламента, наличие в отношении лесного участка прав третьих лиц не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка для целей его использования в соответствии со статьями 43-46 ЛК РФ.
Оценивая доводы, приводимые Комитетом в обоснование законности своего отказа, суды обоснованно отметили, что в соответствии с пунктом 2 статьи 25 ЛК РФ леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 указанной статьи, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
Лесным кодексом Российской Федерации не установлен запрет на предоставление лесных участков разным лесопользователям для осуществления разных видов деятельности и в то же время прямо предусмотрена возможность многоцелевого использования лесных участков. Ограничение как по виду лесопользования, так и по числу лесопользователей возможно только в случае, когда многоцелевое лесопользование невозможно.
С учетом изложенного суды заключили, что использование Обществом земельных участков для целей недропользования само по себе не исключает их использование Учреждением для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности.
Доказательства невозможности совмещения в данном случае деятельности Общества и Учреждения в отношении спорных земельных участков в материалы дела не представлены. Более того, в письме от 20.10.2020 N 01-8/1070 Учреждение выразило согласие на предоставление спорных участков в пользование Обществу.
Принимая во внимание изложенное, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у Комитета правовых оснований для отказа в предоставлении Обществу испрашиваемых им земельных участков по причине, указанной в оспариваемом отказе.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2022 по делу N А56-57175/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.