02 июня 2022 г. |
Дело N А13-7970/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области Полетаевой Ю.Н. (доверенность от 23.07.2021 N 2534),
рассмотрев 30.05.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СЕВЕРГАЗ ЭКСПЛУАТАЦИЯ" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 27.08.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2021 по делу N А13-7970/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СЕВЕРГАЗ ЭКСПЛУАТАЦИЯ", адрес: 160001, г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 9, оф. 303, ОГРН 1153525025851, ИНН 3525355104 (далее - Общество, ООО "СЕВЕРГАЗ ЭКСПЛУАТАЦИЯ"), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, адрес: 160000, г. Вологда, Пушкинская ул., д. 25, ОГРН 1033500044456, ИНН 3525048696 (далее - Управление), от 27.03.2020 N 1366.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России), общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Вологда", акционерное общество "Газпром газораспределение Вологда", общество с ограниченной ответственностью "Восток-Строй", финансовый управляющий имуществом индивидуального предпринимателя Шабуриной Светланы Евгеньевны Кожевникова Алевтина Михайловна.
Решением суда первой инстанции от 27.08.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.11.2021, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, материалами дела не подтверждено наличие оснований для обращения заявителя за пересмотром действующего тарифа на транспортировку газа.
Представитель Управления в судебном заседании, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, возражал против удовлетворения жалобы.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Общества и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в связи с обращением ООО "Газпром межрегионгаз Вологда" приказом Управления от 22.08.2019 N 117 возбуждено дело N 035/01/10-475/2019 по признакам нарушения Обществом статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции).
По результатам рассмотрения обращения Управлением принято решение от 27.03.2020 N 1366, которым в действиях Общества признано нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ; Обществу выдано предписание с требованием перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 73 999 руб. 54 коп. в срок до 01.05.2020.
В связи с расторжением 12.03.2020 договора от 24.11.2017 N 1-1117 и возвратом перечисленных ООО "Восток-Строй" денежных средств, Управлением принято решение от 11.09.2020 о пересмотре решения и выданного на его основании предписания по делу N 035/01/10-475/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии с которым в пункт второй резолютивной части решения от 27.03.2020 по делу N 035/01/10-475/2019 внесены изменения. Согласно пункту 2 решения от 11.09.2020 предписание исполнению не подлежит.
Общество не согласилось с решением Управления и обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводам о доказанности в действиях Общества нарушения антимонопольного законодательства.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для их отмены.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе действия (бездействие) нарушающие установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.
Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии; естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона N 147-ФЗ к сферам деятельности субъектов естественных монополий отнесена транспортировка газа по трубопроводам.
Как установлено Управлением, Общество является газораспределительной организацией (далее - ГРО), оказывает услуги по транспортировке газа по распределительным сетям, в 2018-2019 годах занимало доминирующее положение на рынке оказания услуг по транспортировке газа в границах расположения газораспределительных сетей, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании, на территории Вологодского района Вологодской области.
Приказом ФАС России от 22.04.2016 N 517/16 Общество включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в раздел "Транспортировка газа по трубопроводам" под регистрационным номером 35.2.7, в отношении него введено государственное регулирование и контроль.
Приказом ФАС России от 13.03.2017 N 297/17 утверждены тарифы на услуги Общества по транспортировке газа по газораспределительным сетям (транспортировка газа в транзитном потоке) на территории Вологодской области.
Управлением проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке и составлен аналитический отчет от 18.07.2019 N 2 (19), согласно которому на рынке услуг по транспортировке природного газа в географических границах месторасположения своих газораспределительных сетей, а именно: в поселках Кувшиново, Алексино, Васильевское, Ерофейка, Харачево, дер. Новое Вологодского района Вологодской области, доля Общества составляет 100% и его положение признано доминирующим.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу положений статей 4, 6 Закона N 147-ФЗ, статей 21, 23 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) оказание услуг по транспортировке газа по трубопроводам осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, Законом N 69-ФЗ и другими федеральными законами. Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется в числе прочих с применением ценового регулирования, осуществляемого посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 N 1021 разработаны и утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации (далее - Основные положения), которые определяют принципы формирования цен на газ, добываемый на территории Российской Федерации, и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации по магистральным газопроводам и газораспределительным сетям.
Во исполнение Основных положений ФСТ России разработаны Методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденные приказом от 15.12.2009 N 411-э/7 (далее - Методические указания).
Согласно пункту 21 Методических указаний в случае введения в эксплуатацию новых газораспределительных сетей при их технологической обособленности от действующей инфраструктуры тарифы на транспортировку могут устанавливаться дифференцированно для действующей инфраструктуры и вводимых в эксплуатацию газораспределительных сетей исходя из экономически обоснованного уровня.
Как следует из материалов дела, после издания приказа от 13.03.2017 N 297/17 протяженность газораспределительных сетей, эксплуатируемых Обществом на территории Вологодской области, значительно увеличилась, появилась новая группа потребителей ("население"). Стоимость услуг для ООО "Газпром межрегионгаз Вологда" и ООО "Восток-Строй" рассчитывалась Обществом исходя из установленного приказом от 13.03.2017 N 97/17 транзитного тарифа.
В соответствии с пунктом 38 Методических указаний ГРО, к газораспределительным сетям которых подключаются новые конечные потребители (которые увеличивают объемы транспортировки газа для ранее подключенных конечных потребителей или в транзитном потоке), вследствие чего общий договорной объем транспортировки газа по газораспределительным сетям данной ГРО и расчетный размер выручки по регулируемому виду деятельности увеличиваются соответственно более чем на 20% и 10% относительно показателей, учтенных при расчете тарифов, в месячный срок с момента заключения (изменения) договора поставки (транспортировки) газа, либо в случае отсутствия изменения договорных отношений - фактического увеличения объема транспортировки газа информируют об этом ФСТ России с указанием причин.
Пунктом 21 Методических указаний предусмотрено, что в случае введения в эксплуатацию новых газораспределительных сетей при их технологической обособленности от действующей инфраструктуры тарифы на транспортировку могут устанавливаться дифференцированно для действующей инфраструктуры и вводимых в эксплуатацию газораспределительных сетей исходя из экономически обоснованного уровня.
В рассматриваемом случае применительно к положениям пункта 38 Методических указаний и содержанию приказа от 13.03.2017 N 297/17 обязанность по направлению информации об увеличении объема транспортировки газа возникает у Общества в случае увеличения общего договорного объема транспортировки газа по газораспределительным сетям данной ГРО более чем на 20% и расчетного размера выручки по регулируемому виду деятельности более чем на 10% относительно показателей, учтенных при расчете тарифов, то есть при превышении объема 0,468 млн куб. м (0,390 млн куб. м (объем, согласованный при утверждении тарифа на 2018 год и 2019 год) х 20 %) и выручки свыше 725,428 тыс. руб., 749,089 тыс. руб. соответственно в 2018 и 2019 году (при расчете тарифа учтена выручка в размере 659,48 тыс. руб. в 2018 году, 680,99 тыс. руб. в 2019 году х 10%).
Из пояснений Управления, ООО "Газпром межрегионгаз Вологда", составленных ими расчетов, а также заключения экспертной группы ФАС России от 09.12.2020, финансовых документов Общества следует, что фактический объем транспортировки природного газа Обществом в 2018 году составил 0,892 млн куб. м (увеличение относительно принятого при расчете тарифа на 0,502 млн куб. м), в 2019 году - 1,061 млн куб. м (увеличение на 0,671 млн куб. м). Фактическая выручка от оказания услуг по транспортировке природного газа составила в 2018 году - 1 590,72 тыс. руб., в 2019 году - 3 395,33 тыс. руб.
С учетом изложенного судами сделан обоснованный вывод о наличии у Общества в рассматриваемой ситуации обязанности направить в регулирующий орган уведомление об увеличении объема транспортировки газа.
Следует отметить, что на момент выставления в 2019 году счетов и предъявления их к оплате Общество располагало данными об увеличении объемов транспортировки газа.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, установив отсутствие нарушений процедуры возбуждения антимонопольного дела и его рассмотрения Управлением и факт нарушения обществом антимонопольного законодательства в виде злоупотребления доминирующим положением в результате нарушения установленного порядка ценообразования, а применение экономически необоснованного тарифа в случае существенного изменения показателей регулируемой деятельности нарушает порядок ценообразования, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое решение соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Общества, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Судами также принято во внимание, что по результатам рассмотрения заявления Общества, направленного после вынесения оспариваемого решения, приказом ФАС России от 25.12.2020 N 1283/20 тариф разделен по группам потребителей, в том числе установлен для населения в размере 2 336,81 руб./1 000 куб. м, а общий тариф снижен с 1 665,27 руб./1 000 куб. м (в 2018 году), 1 721,89 руб./1 000 куб. м (в 2019 году) до 814,83 руб./1 000 куб. м в период с 2021 года по 2024 год.
Все аргументы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, а направлены на переоценку положенных в их основу доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
С учетом изложенного суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о соответствии решения антимонопольного органа нормам действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Обществу следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы по данной категории дел.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 27.08.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2021 по делу N А13-7970/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СЕВЕРГАЗ ЭКСПЛУАТАЦИЯ" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "СЕВЕРГАЗ ЭКСПЛУАТАЦИЯ", адрес: 160001, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 9, блок Б, оф. 303, ОГРН 1153525025851, ИНН 3525355104, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 22.02.2022 N 41.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае применительно к положениям пункта 38 Методических указаний и содержанию приказа от 13.03.2017 N 297/17 обязанность по направлению информации об увеличении объема транспортировки газа возникает у Общества в случае увеличения общего договорного объема транспортировки газа по газораспределительным сетям данной ГРО более чем на 20% и расчетного размера выручки по регулируемому виду деятельности более чем на 10% относительно показателей, учтенных при расчете тарифов, то есть при превышении объема 0,468 млн куб. м (0,390 млн куб. м (объем, согласованный при утверждении тарифа на 2018 год и 2019 год) х 20 %) и выручки свыше 725,428 тыс. руб., 749,089 тыс. руб. соответственно в 2018 и 2019 году (при расчете тарифа учтена выручка в размере 659,48 тыс. руб. в 2018 году, 680,99 тыс. руб. в 2019 году х 10%).
...
Судами также принято во внимание, что по результатам рассмотрения заявления Общества, направленного после вынесения оспариваемого решения, приказом ФАС России от 25.12.2020 N 1283/20 тариф разделен по группам потребителей, в том числе установлен для населения в размере 2 336,81 руб./1 000 куб. м, а общий тариф снижен с 1 665,27 руб./1 000 куб. м (в 2018 году), 1 721,89 руб./1 000 куб. м (в 2019 году) до 814,83 руб./1 000 куб. м в период с 2021 года по 2024 год."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 июня 2022 г. N Ф07-1118/22 по делу N А13-7970/2020