03 июня 2022 г. |
Дело N А13-9080/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июня 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Филиппова А.Е., судей Серовой В.К. и Чуватиной Е.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Колос" директора Гвоздева И.Ю. (протокол общего собрания учредителей от 18.09.2017 N 4),
рассмотрев 02.06.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Колос" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 14.12.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2022 по делу N А13-9080/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Колос", адрес: 162680, Вологодская обл., Череповецкий р-н, д. Ганино, д. 8, ОГРН 1153525030933, ИНН 3523020470 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области, адрес: 162605, Вологодская обл., г. Череповец, Первомайская ул., д. 58, ОГРН 1033500887562, ИНН 3523001928 (далее - Комитет), оформленного письмом от 09.04.2021 N 1-11/525, в продаже земельных участков.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 14.12.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2022 решение от 14.12.2021 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права, просит отменить решение от 14.12.2021 и постановление от 22.02.2022 и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, судами не принято во внимание, что пункт 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) был введен в указанную статью после того, как были заключены договоры аренды в отношении земельных участков, в связи с этим то обстоятельство, что Общество не является получателем государственной поддержки в рамках государственных программ "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013-2020 годы" и "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2021-2025 годы", не свидетельствует о том, что договоры заключены с нарушением законодательства. Общество также указывает, что использовало земельные участки по назначению для сенокошения.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет, ссылаясь на необоснованность ее доводов, просит решение от 14.12.2021 и постановление от 22.02.2022 оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал кассационную жалобу.
Комитет, участвующий в деле, надлежаще извещен о месте и времени судебного заседания, однако своих представителей в суд не направил, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договорами аренды земельного участка от 22.06.2016 N 5А/2016, 6А/2016 и от 11.01.2016 N 7 (далее - договоры аренды), заключенными между администрацией Абакановского сельского поселения (далее - Администрация поселения) (арендодателем) и Обществом (арендатором), последнему были предоставлены в аренду следующие земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные по адресу: Вологодская обл., Череповецкий р-н, с/с Абакановский (далее - земельные участки):
- для использования в целях растениеводства (пашни, пастбища, луга, сенокосы, многолетние насаждения, теплицы, оранжереи, парники, сельсткохозяйственные питомники) земельные участки с кадастровыми номерами 35:22:0111042:1743 (общей площадью 184 085 кв.м) и 35:22:0111042:1740 (общей площадью 4 139 кв.м);
- для ведения сельскохозяйственного производства земельные участки с кадастровыми номерами 35:22:0111042:1515 (общей площадью 98 012 кв.м), 35:22:0111042:1516 (общей площадью 123 369 кв.м) и 35:22:0111042:1517 (общей площадью 92 383 кв.м).
Согласно пункту 1.3 договоров аренды описание целей использования земельных участков является окончательным и изменение допускается только с согласия арендодателя.
Общество 11.03.2021 обратилось в Комитет с заявлением от 10.03.2021 о предоставлении на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в собственность без проведения торгов земельных участков.
Комитет письмом от 09.04.2021 N 1-11/1525 уведомил Общество об отсутствии оснований для продажи ему земельных участков ввиду того, что Общество не ведет сельскохозяйственную деятельность на этих земельных участках с момента их предоставления, то есть на протяжении трех лет.
Считая данный отказ Комитета незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из отсутствия доказательств ведения Обществом сельскохозяйственной деятельности на земельных участках в течение трех лет с момента предоставления их в аренду, а также нарушения земельного законодательства при предоставлении земельных участков в аренду, поскольку Общество не является получателем государственной поддержки в рамках государственных программ "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013-2020 годы" и "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2021-2025 годы".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Закона N 101-ФЗ оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
В пункте 1 статьи 39.3 ЗК РФ указано, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
По смыслу данной нормы правом на приобретение без торгов в собственность или новую аренду публичного земельного участка сельскохозяйственного назначения, предоставленного для сельскохозяйственного производства, обладает только арендатор, добросовестно использующий земельный участок по указанному назначению и не допустивший (устранивший) нарушения законодательства Российской Федерации при использовании участка.
Данный подход обусловлен спецификой земельных правоотношений, при которых публичному собственнику небезразлична личность покупателя (арендатора) земельного участка в связи с тем, что общественный интерес заключается в рациональном и эффективном использовании участка, в отношении которого заключается договор купли-продажи (новый договор аренды).
Законодатель закрепил механизм обеспечения защиты прав на приобретение земельных участков сельскохозяйственного назначения исключительно тех арендаторов, которые доказали, что на протяжении длительного срока (более трех лет) могут надлежаще использовать и использовали предоставленные им земельные участки. Данный механизм преследует цели появления класса эффективных собственников сельскохозяйственных земель, сохранения устойчивого землепользования и более бережного отношения к земле как к природному ресурсу, используемому в качестве средства производства в сельском хозяйстве.
Рассмотрение спора о приобретении арендатором в собственность публичного земельного участка сельскохозяйственного назначения должно осуществляться исходя из оценки всех фактических обстоятельств дела, в частности соответствия арендатора установленным требованиям. Суд должен оценить как доводы и доказательства, представленные заявителем, так и представленные арендодателем в части использования конкретного участка конкретным арендатором (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.04.2022 N 301-ЭС21-27876 по делу N А79-8550/2020).
В обоснование отказа в предоставлении в собственность земельных участков сельскохозяйственного назначения Комитет представил в материалы дела: письмо администрации Череповецкого муниципального район (далее - Администрация района) от 02.04.2021 N 01-06/52 об отсутствии информации о производственно-финансовой деятельности и о том, что Общество не представляет отчетность о своей деятельности; письмо Администрации поселения от 06.04.2021 N 291 о том, что Обществом земельные участки не используются и оно не осуществляет деятельность на земельных участках; составленный главным специалистом Администрации поселения акт осмотра земельных участков от 25.06.2021 о том, что земельные участки не используются, деятельность не осуществляется, земельные участки с кадастровыми номерами 35:22:0111042:1743, 35:22:0111042:1515 в 2021 году распаханы, визуально, на момент осмотра, сельскохозяйственные культуры не произрастают.
Кроме того, в письмах от 25.06.2021 N 14-6/907 и от 06.07.2021 N 914/1-12 Администрация района указала Обществу на то, что оно не представило доказательства использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением.
В связи с обращением Общества по вопросу предоставления в собственность земельных участков Комитет запросил сведения о деятельности Общества и уплате налогов за период с 2016 по 2021 годы. Согласно письму финансового управления Администрации района от 01.04.2021 N 01-20/303 за период с 2016 по 2020 годы расчет по страховым взносам Общества равен нулю, отчет по налогу на прибыль организации, налогу на добавленную стоимость в 2016 году, отчет о декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения с 2017 по 2020 годы, равен нулю.
Комитет также сослался на письмо Администрации района от 08.04.2021 N 01-06/58 о том, что Общество не является получателем государственной поддержки в рамках государственных программ "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013-2020 годы" и "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2021-2025 годы".
В свою очередь Общество, возражая против доводов Комитета, представило в материалы дела: договор на выполнение работ по разработке проекта культурно-технической мелиорации земель сельскохозяйственного назначения от 20.06.2017 на выполнение работ по разработке проекта культурно-технической мелиорации земельных участков и соглашение о его расторжении от 29.08.2017; акт от 03.11.2017 N 1752 о составлении ситуационного плана земельного участка; договор на оказание услуг от 05.04.2018 на выполнение работ по скашиванию травы на земельных участках в районе деревень Слабеево-Куроцево-Трушнево и Кроминская-Погорелка и акты от 31.08.2017 N 4/1, 5/1, от 31.08.2018 N 2/1, 3/1, от 30.08.2019 и от 31.08.2020 о выполнении работ по скашиванию травы; акты от 23.12.2015 N 1624, 1625 о выполнении кадастровых работ в связи с образованием земельных участков и постановке их на кадастровый учет; договор от 05.04.2021 на оказание услуг по вспашке земельных участков с кадастровыми номерами 35:22:0111042:1515, 35:22:0111042:1516, 35:22:0111042:1517, 35:22:0111042:1740 и акт приемки-сдачи оказанных услуг от 19.05.2021 о вспашке земельных участков общей площадью 104 017,4 кв.м; паспорта самоходных машин.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные доказательства, установили, что работы по скашиванию травы выполнены на части земельных участков, а договор на оказание услуг по вспашке заключен только 05.04.2021 и в отношении четырех земельных участков. Кроме того, акт о приемке-сдаче работ по вспашке этих участков подписан 19.05.2021, то есть после того, как Комитет письмом от 09.04.2021 N 1-11/525 уведомил Общество об отсутствии оснований для продажи ему земельных участков.
При этом, как усматривается из договоров аренды, земельные участки с кадастровыми номерами 35:22:0111042:1515, 35:22:0111042:1516, 35:22:0111042:1517 предоставлены арендатору для ведения сельскохозяйственного производства.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Установленные судами первой и апелляционной инстанций по делу обстоятельства, касающиеся условий ведения Обществом деятельности, не свидетельствуют об осуществлении им сельскохозяйственной деятельности.
Доказательства, подтверждающие как осуществление хозяйственной деятельности в сфере сельскохозяйственного производства, так и надлежащее использование арендованных земельных участков по назначению в течение трех лет с момента предоставления их в аренду, Общество суду не представило.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что в данном случае Общество не доказало использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением в течение трех лет с момента предоставления их в аренду.
При этом ссылка судов на то, что Общество не является получателем государственной поддержки в рамках государственных программ "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013-2020 годы" и "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2021-2025 годы", не привела к принятию неправильного решения.
В данном случае значимым обстоятельством являлось установление того, соответствует ли арендатор предъявляемым подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ требованиям.
Поскольку при рассмотрении настоящего дела судами было установлено несоответствие арендатора требованиям положений указанной нормы права, суды признали правомерным отказ Комитета в предоставлении Обществу земельных участков в собственность без проведения торгов.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций правильно отказали в удовлетворении заявления Общества.
Доводы подателя жалобы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права, а сводятся к иной оценке доказательств.
Как разъяснено в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", при проверке соответствия выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (часть 3 статьи 286 АПК РФ) необходимо исходить из того, что суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции (часть 2 статьи 287 АПК РФ). С учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 АПК РФ), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 АПК РФ), не допускается.
В рассматриваемом случае выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств и соответствуют нормам материального и процессуального права, поэтому суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 14.12.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2022 по делу N А13-9080/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Колос" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Е. Филиппов |
Судьи |
А.Е. Филиппов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательства, подтверждающие как осуществление хозяйственной деятельности в сфере сельскохозяйственного производства, так и надлежащее использование арендованных земельных участков по назначению в течение трех лет с момента предоставления их в аренду, Общество суду не представило.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что в данном случае Общество не доказало использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением в течение трех лет с момента предоставления их в аренду.
При этом ссылка судов на то, что Общество не является получателем государственной поддержки в рамках государственных программ "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013-2020 годы" и "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2021-2025 годы", не привела к принятию неправильного решения.
В данном случае значимым обстоятельством являлось установление того, соответствует ли арендатор предъявляемым подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ требованиям.
...
решение Арбитражного суда Вологодской области от 14.12.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2022 по делу N А13-9080/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Колос" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 июня 2022 г. N Ф07-6859/22 по делу N А13-9080/2021