г. Вологда |
|
22 февраля 2022 г. |
Дело N А13-9080/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2022 года.
В полном объеме постановление изготовлено 22 февраля 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Колтаковой Н.А. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Колос" директора Гвоздева И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Колос" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 14 декабря 2021 года по делу N А13-9080/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Колос" (адрес: 162680, Вологодская область, Череповецкий район, деревня Ганино, дом 8; ИНН 3523020470, ОГРН 1153525030933; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Комитету имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района (адрес: 162605, Вологодская область, город Череповец, улица Первомайская, дом 58; ИНН 3523001928, ОГРН 1033500887562; далее - Комитет) о признании недействительным решения от 09.04.2021 N 1-11/525 об отказе в продаже земельных участков.
Решением суда от 14.12.2021 в удовлетворении требования отказано.
Общество с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, просило его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Согласно договорам аренды от 22.06.2016 N 5А/2016, 6А/2016 земельные участки предоставлены в целях растениеводства, в том числе для сенокоса. Суд не учел кадастровые выписки в отношении земельных участков, картографический материал. Пункт 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 354-ФЗ, после заключения договоров аренды 11.01.2016, 22.06.2016. При использовании земельных участков Общество не получало соответствующих предписаний и не привлекалось к ответственности. Законодательство не ставит возможность приобретения в собственность арендованных земельных участков в зависимость от положительного финансового результата.
Представитель Общества в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить.
Комитет в отзыве на жалобу возразил против изложенных в ней доводов и требований, просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Комитет надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Выслушав представителя Общества, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Администрация Абакановского сельского поселения (далее - Администрация Абакановского с/п) (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договоры аренды земельного участка от 22.06.2016 N 5А/2016, 6А/2016.
В соответствии с пунктами 1.1 договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает и использует на условиях аренды земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 184 085 кв.м и 4 139 кв.м, кадастровыми номерами 35:22:0111042:1743, 35:22:0111042:1740 соответственно, расположенные по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, с/с Абакановское, для использования в целях растениеводство (пашни, пастбища, луга, сенокосы, многолетние насаждения, теплицы, оранжереи, парники, сельскохозяйственные питомники) в границах, указанных в кадастровой выписке участка, прилагаемым к договорам, и являющихся их неотъемлемой частью.
Земельные участки переданы по актам приема-передачи от 22.06.2016.
Администрация Абакановского с/п (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды земельного участка от 11.01.2016 N 7.
Согласно пункту 1.1 арендодатель предоставляет, а арендатор принимает и использует на условиях аренды земельные участки, площадью 98 012 кв.м, кадастровым номером 35:22:0111042:1515, площадью 123 369 кв.м, кадастровым номером 35:22:0111042:1516, площадью 92 383 кв.м, кадастровым номером 35:22:0111042:1517, расположенные по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, с/с Абакановское, для ведении сельскохозяйственного производства.
Общество обратилось в Комитет с заявлением от 10.03.2021 о предоставлении в собственность земельных участков, кадастровыми номерами: 35:22:0111042:1743, 35:22:0111042:1740, 35:22:0111042:1515, 35:22:0111042:1516, 35:22:0111042:1517 без проведения торгов.
Комитет 09.04.2021 отказал Обществу в продаже земельных участков, мотивировав отказ тем, что на них не ведется сельскохозяйственная деятельность с момента предоставления, то есть на протяжении трех лет.
Считая отказ Комитета незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их не обоснованными, отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29, частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения арбитражным судом требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, орган или лицо, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили действия (бездействие), обязаны доказать соответствие их закону, а лицо, обращающееся с требованием о признании недействительным ненормативного акта, действий (бездействий) незаконными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством.
Согласно пункту 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ.
В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
В силу статей 1.1, 3.5.5 Положения о Комитете имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области, утвержденного решением муниципального Собрания Череповецкого муниципального района от 28.04.2015 N 138, Комитет осуществляет в пределах своих функций от имени Череповецкого муниципального района Вологодской области права собственника в отношении имущества и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляет муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах сельских поселений Череповецкого муниципального района объектов земельных отношений, приватизацию жилого фонда, находящегося в собственности Череповецкого муниципального района, является продавцом земельных участков и прав на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности района.
Как правильно указал суд первой инстанции, Комитет является уполномоченным органом по принятию решения о предоставлении земельных участков в собственность.
Статья 79 ЗК РФ определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Закона N 101-ФЗ оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе, на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Таким образом, учету подлежит не только правовой режим земельных участков как объектов недвижимого имущества, но и особо охраняемые законом свойства земель сельскохозяйственного назначения как основы жизни и деятельности человека, важнейшего природного ресурса, используемого в качестве средства производства в сельском хозяйстве, а также их целевое назначение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 ЗК РФ, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены ЗК РФ (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Согласно Перечню признаков неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1482, не использование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению являются наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания сорными растениями по перечню согласно приложению и (или) древесно-кустарниковой растительностью (за исключением поле- и лесозащитных насаждений, плодовых и ягодных насаждений), и (или) наличие дерна, характеризующегося переплетением корней, побегов, корневищ многолетних сорных растений, глубина которого достигает 15 и более сантиметров (за исключением наличия дерна на земельных участках, предназначенных и используемых для выпаса сельскохозяйственных животных), и (или) распространение деградации земель; наличие признаков, указанных в абзаце втором настоящего пункта, на 20 и более процентах площади земельного участка, отнесенного в установленном порядке к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям.
При этом признаки, указанные в настоящем пункте, считаются признаками неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению, если одновременно с ними отсутствует ведение сельскохозяйственной деятельности на оставшейся площади земельного участка либо ведение такой деятельности менее чем на 25 процентах площади земельного участка: а) выращивание сельскохозяйственных культур и обработка почвы - на земельном участке, предназначенном для растениеводства (за исключением садоводства); б) работы по закладке, выращиванию, уходу за многолетними плодовыми и ягодными культурами, виноградом и иными многолетними культурами и уборке их урожая - на земельном участке, предназначенном для садоводства или выращивания многолетних насаждений; в) работы по возделыванию и уборке однолетних и многолетних трав (сенокошение, заготовка зеленых, сочных и грубых кормов), разведению и (или) выпасу сельскохозяйственных животных - на земельном участке, предназначенном для животноводства; г) работы по разведению, содержанию и использованию пчел, размещению ульев, зимовника; пасечной постройки для обработки продукции пчеловодства, хранения сотовых рамок, пчеловодного инвентаря, иных объектов и оборудования, необходимого для пчеловодства и разведения иных полезных насекомых, а также работы по возделыванию медоносных (энтомофильных) культур, кустарников и деревьев, перечень которых определяется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, - на земельном участке, предназначенном для пчеловодства; д) работы по выращиванию подроста деревьев и кустарников, саженцев, сеянцев, используемых в сельском хозяйстве, а также иных сельскохозяйственных культур для получения рассады и семян, обработке почвы - на земельном участке, предназначенном для питомников; е) работы, предусмотренные подпунктами "а" - "д" настоящего пункта, - на земельном участке, предназначенном для сельскохозяйственного производства или для научного обеспечения сельского хозяйства.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (пункт 1 статьи 39.3 ЗК РФ).
Подпунктом 9 пункта 1 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе, когда с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
В пункте 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, разъяснено, что трехлетний срок аренды земельного участка, предоставленного для ведения сельскохозяйственного производства, установленный подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ в случае продажи участка его арендатору без торгов, подлежит исчислению с момента заключения договора аренды при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных в этот период нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка.
Из материалов дела видно, что в опровержение доводов Комитета, изложенных в решении от 09.04.2021, Общество в материалы дела представило договор на выполнение работ по разработке проекта культурно-технической мелиорации земель сельскохозяйственного назначения от 20.06.2017 для земельных участков, кадастровыми номерами 35:22:0111042:1743, 35:22:0111042:1740, 35:22:0111042:1515, 35:22:0111042:1516, 35:22:0111042:1517, который соглашением от 29.08.2017 расторгнут, акт от 03.11.2017 N 1752 о составлении ситуационного плана земельного участка, договор от 05.04.2018 на выполнение работ по скашиванию травы и акты о выполнении работ по скашиванию травы земельных участков в районе деревень Слабеево-Курцево-Трушнево, Кроминской-Погорелки, акты о выполнении кадастровых работ, договор от 05.04.2021 на вспашку земельных участков, кадастровыми номерами 35:22:0111042:1740, 35:22:0111042:1515, 35:22:0111042:1516, 35:22:0111042:1517, акт приемки-сдачи оказанных услуг от 19.05.2021 о вспашке земельных участков общей площадью 104 017,4 кв.м, паспорта самоходных машин.
Согласно письмам администрации Череповецкого муниципального района от 25.06.2021 N 14-6/907 и 06.07.2021 N 914/1-12, Администрации Абакановского с/п от 06.04.2021 N 291 Общество не представило доказательств использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением, а именно: проведение необходимых сельскохозяйственных работ по возделыванию и обработке земельных участков, посев и сбор урожая, отчеты, подтверждающие сельскохозяйственную деятельность, в администрацию района не представлены.
В акте осмотра земельных участков Администрации Абакановского с/п от 25.06.2021 указано, что спорные земельные участки не используются, деятельность на данных земельных участках не осуществляется, в 2021 году земельные участки, кадастровыми номерами 35:22:0111042:1743, 35:22:0111042:1515, распаханы, визуально на момент осмотра, сельскохозяйственные культуры не произрастают.
В письме финансового управления администрации Череповецкого муниципального района от 01.04.2021 N 01-20/303 с 2016 по 2020 года указано, что расчет по страховым взносам Общества равен нулю, отчет по налогу на прибыль организации, налогу на добавленную стоимость в 2016 году, отчет о декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения с 2017 по 2020 годы, равен нулю.
Администрация Абакановского с/п выявила факт нарушения земельного законодательства при заключении договоров аренды в отношении вышеуказанных земельных участков в части процедуры предоставления земельных участков со стороны уполномоченного органа и срока предоставления в аренду, поскольку в нарушение подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом N 101-ФЗ. Вместе с тем, Общество не является получателем государственной поддержки в рамках государственных программ "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013-2020 годы" и "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2021-2025 годы", отчетов в подтверждение сельскохозяйственной деятельности Общество в Администрацию Абакановского с/п не представило.
В результате оценки совокупности имеющихся в материалах дела доказательств с учетом статьи 71 АПК РФ, в том числе, представленных в материалы дела заявителем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что заявитель не доказал использование спорных земельных участков в сельскохозяйственных целях в течении трех лет с момента предоставления их в аренду. Работы по скашиванию травы выполнены лишь на части площадей земельных участков, договор на оказание услуг по вспашке земель заключен 05.04.2021 только в отношении четырех земельных участков (кадастровые номера 35:22:0111042:1740, 35:22:0111042:1515, 35:22:0111042:1516, 35:22:0111042:1517). Заявитель не зарегистрирован в реестре получателей государственной поддержки сельскохозяйственного производства. Администрацией Абакановского с/п и администрацией Череповецкого муниципального района использование Обществом земельных участков в соответствии с их целевым назначением не подтверждено.
Как следует из материалов дела, Общество в обоснование доводов также ссылается на решение Арбитражного суда Вологодской области от 01.04.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2019 по делу N А13-12595/2018, которыми, по его мнению, подтверждено использование спорных участков в соответствии с их целевым назначением.
Суд первой инстанции указал по данному доводу, что в рамках названного дела суды установили, что открытое акционерное общество "Череповецкое карьерное управление" (далее - ОАО "ЧКУ") обратилось в Департамент имущественных отношений Вологодской области (далее - Департамент) с ходатайством об изъятии земельных участков, кадастровыми номерами 35:22:0111042:1515, 35:22:0111042:1516, 35:22:0111042:1517, 35:22:0111042:1743, для государственных или муниципальных нужд в целях проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет недропользователя.
Распоряжением Департамента от 03.05.2018 N 1109-р изъяты земельные участки: площадью 184 085 кв.м, кадастровым номером 35:22:0111042:1743, площадью 98 012 кв.м, кадастровым номером 35:22:0111042:1515, площадью 123 369 кв.м, кадастровым номером 35:22:0111042:1516, площадью 92 383 кв.м, кадастровым номером 35:22:0111042:1517.
Не согласившись с распоряжением от 03.05.2018 N 1109-р, Общество обратилось в арбитражный суд.
Решением суда первой инстанции от 01.04.2019 по делу N А13-12595/2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.07.2019, распоряжение признано незаконным, указано, что оно издано Департаментом по ходатайству ОАО "ЧКУ" в пределах предоставленных полномочий, вместе с тем, заинтересованным лицом не представлено доказательств уведомления правообладателей спорных земельных участков, в том числе Общества о принятом распоряжении, что свидетельствует о нарушении процедуры изъятия земельных участков, установленной статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 56.6 ЗК РФ. Наличие государственной или муниципальной нужды в изымаемых земельных участках материалами дела не подтверждается, изъятие земельных участков создает препятствия Обществу в осуществлении предпринимательской деятельности по эксплуатации земельных участков, полученных им по договорам аренды в целях ведения сельскохозяйственного производства и растениеводства.
Как правильно указал суд первой инстанции, в рамках названого дела судами не исследовался вопрос об использовании Обществом спорных земельных участков с момента их предоставления в аренду по 2019 включительно, при этом указано о наличии препятствий в осуществлении Обществом предпринимательской деятельности по эксплуатации земельных участков в случае изъятия участков. Решение об изъятии земельного участка, кадастровым номером 35:22:0111042:1740, Департамент не принимал. В связи с этим суд обоснованно не принял данные доводы Общества, оснований для применения статьи 69 АПК РФ не имеется.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявления у суда первой инстанции не имелось, в удовлетворении требований отказано правомерно.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 14 декабря 2021 года по делу N А13-9080/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Колос" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
Н.А. Колтакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-9080/2021
Истец: ООО "СХП "КОЛОС"
Ответчик: Комитет имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района