09 июня 2022 г. |
Дело N А56-107533/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Серовой В.К., Щуриновой С.Ю.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Ивановой Н.С. (доверенность от 11.01.2022 N 23), Кирдеевой Н.А. (доверенность от 09.08.2021 N 431), от администрации Красносельского района Санкт-Петербурга Петровой Н.В. (доверенность от 27.12.2021),
рассмотрев 09.06.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2021 по делу N А56-107533/2020,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская улица, дом 12, литера А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации Красносельского района Санкт-Петербурга, адрес: 198329, Санкт-Петербург, улица партизана Германа, дом 3, ОГРН 1037819002605, ИНН 7807018464 (далее - Администрация), о взыскании 2 583 646 руб. 15 коп. убытков в виде стоимости потерь тепловой энергии за период с октября 2017 по октябрь 2018 года в бесхозяйных сетях от котельной, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, город Красное Село, поселок Хвойный, дом 17 (далее - Котельная).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по энергетике и инженерному обеспечению, Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга и Комитет финансов Санкт-Петербурга.
Решением от 08.09.2021 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционного суда от 25.11.2021 решение от 08.09.2021 отменено, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение и нарушение апелляционным судом норм материального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление апелляционного суда от 25.11.2021, оставить в силе решение от 08.09.2021.
По мнению подателя жалобы, из письма Комитета по имуществу от 08.12.2017 N 116113-18 (том дела 1, лист 120) следует, что по информации Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны (далее - Учреждение) тепловые сети, расположенные на территории поселка Хвойного Красносельского района Санкт-Петербурга, на учете Учреждения не состоят; прекращение Министерством обороны Российской Федерации (далее - Министерство) финансирования содержания спорных тепловых сетей не свидетельствует о приобретении режима бесхозяйной вещи; апелляционным судом не учтено, что из письма Учреждения от 15.01.2018 N 141/2-221 следует, что принято решение об учете спорных сетей в казне Санкт-Петербурга как бесхозяйного имущества; Администрация подтвердила, что спорные сети не являлись общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома и в реестре государственной собственности Санкт-Петербурга не учтены.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители Предприятия поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель Администрации против ее удовлетворения возражал.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 28.09.2017 N 148 "О передаче во временную эксплуатацию котельной, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, город Красное Село, Хвойный, д.17, литера А" Предприятие определено как эксплуатирующая организация, осуществляющая временную эксплуатацию Котельной.
Впоследствии распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 19.10.2018 N 2111-рз "О закреплении имущества за ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" тепловые сети, являющиеся имуществом казны Санкт-Петербурга, в том числе от Котельной, закреплены на праве хозяйственного ведения за Предприятием.
Полагая, что в период до передачи спорных тепловых сетей в хозяйственное ведение Предприятия инженерные сооружения имели статус бесхозяйных, поскольку не были закреплены на каком-либо правовом титуле и не являлись общим имуществом многоквартирного дома, ввиду чего Администрация обязана возместить Предприятию убытки в виде потерь во внешних тепловых сетях, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил иск, признав его обоснованным по праву и размеру.
Апелляционный суд не согласился с выводами суда первой инстанции и, установив отсутствие у спорных тепловых сетей статуса бесхозяйной вещи, пришел к выводу о том, что обязанность по возмещению связанных с ней расходов в виде потерь в тепловых сетях не может быть возложена на Администрацию, в связи с чем отказал в иске.
Проверив материалы дела и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, кассационная инстанция пришла к следующим выводам.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ).
В силу части 1 статьи 19 Закона N 190-ФЗ количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, подлежит коммерческому учету.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета (часть 2 статьи 19 Закона N 190-ФЗ).
Частью 10 статьи 15 Закона N 190-ФЗ установлено, что теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 55 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), потери тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях компенсируются теплосетевыми организациями (покупателями) путем производства на собственных источниках тепловой энергии или путем приобретения тепловой энергии и теплоносителя у единой теплоснабжающей организации по регулируемым ценам (тарифам).
Предприятие, осуществляющее теплоснабжение потребителей, вправе получать плату за весь объем тепловой энергии, переданной в тепловые сети сторонних организаций. Собственник и владелец тепловых сетей несет гражданско-правовую ответственность за потери, возникающие в его сетях при транспортировке тепловой энергии (разница между переданной и оплаченной тепловой энергией).
Теплоснабжающая организация, поставляя тепловую энергию, вынуждена нести дополнительные расходы по потерям теплоэнергии в сетях, ей не принадлежащих.
В пункте 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, указано, что обязанность по оплате потерь в тепловых сетях предопределяется принадлежностью этих сетей (статьи 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункт 5 статьи 15, пункт 2 статьи 19 Закона N 190-ФЗ, пункт 2 Правил N 808).
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 1 статьи 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3 статьи 225 ГК РФ).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 N 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в соответствии с пунктом 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.
Как следует из правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 1150/13, отсутствие государственной регистрации права собственности какого-либо лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным. При этом не принятое на учет в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним недвижимое имущество не может быть признано бесхозяйным при наличии хотя бы одного из обстоятельств: правопритязание на объект недвижимого имущества; фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 18.01.2017 N 172 на праве оперативного управления за Жилищно-эксплуатационной конторой N 21 Жилищно-коммунального отдела квартирно-эксплуатационого управления Москвы (далее - Контора) закреплено недвижимое имущество, в том числе две котельные с сетями, расположенные в поселке Хвойном в Санкт-Петербурге, военный городок N 201.
Вместе с тем доказательств регистрации права оперативного управления в соответствии со статьей 131 ГК РФ не представлено, равно как и сведений о действующей правоспособности Конторы.
Поскольку разрешение вопроса о праве на спорные тепловые сети не является предметом настоящего спора, равно как и выявление надлежащего правообладателя имущества, апелляционный суд, установив отсутствие у спорных тепловых сетей статуса бесхозяйной вещи, пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Администрации обязанности по возмещению связанных с ней расходов в виде потерь в тепловых сетях.
Апелляционный суд отклонил ссылку Предприятия на письмо Комитета по имуществу от 08.12.2017 N 116113-18, указав, что содержащиеся в нем сведения подтверждают исключительно отсутствие спорных сетей в титульном правообладании Учреждения, которое является самостоятельным субъектом права оперативного управления, что не свидетельствует об отсутствии такого права у другого учреждения, подведомственного Министерству. Прекращение Министерством финансирования и содержания спорных тепловых сетей также не свидетельствует о приобретении ими статуса бесхозяйной вещи, поскольку подтверждает исключительно прекращение фактических действий, а не правового титула в отношении вещи.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
В данном случае нормы материального права применены судом апелляционной инстанции верно, выводы соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого постановления, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы, указанные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда апелляционной инстанции, а сводятся к несогласию подателя жалобы с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении апелляционным судом норм права.
С учетом изложенного основания для отмены обжалуемого постановления и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2021 по делу N А56-107533/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 1150/13, отсутствие государственной регистрации права собственности какого-либо лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным. При этом не принятое на учет в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним недвижимое имущество не может быть признано бесхозяйным при наличии хотя бы одного из обстоятельств: правопритязание на объект недвижимого имущества; фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 18.01.2017 N 172 на праве оперативного управления за Жилищно-эксплуатационной конторой N 21 Жилищно-коммунального отдела квартирно-эксплуатационого управления Москвы (далее - Контора) закреплено недвижимое имущество, в том числе две котельные с сетями, расположенные в поселке Хвойном в Санкт-Петербурге, военный городок N 201.
Вместе с тем доказательств регистрации права оперативного управления в соответствии со статьей 131 ГК РФ не представлено, равно как и сведений о действующей правоспособности Конторы."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 июня 2022 г. N Ф07-1745/22 по делу N А56-107533/2020