22 июня 2022 г. |
Дело N А05-8561/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Корабухиной Л.И., Лущаева С.В.,
рассмотрев 22.06.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.12.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2022 по делу N А05-8561/2021
УСТАНОВИЛ:
частное учреждение здравоохранения "Поликлиника "РЖД-Медицина" города Котлас" (ОГРН 1042901304390, ИНН 2904014314; адрес: 165340, Архангельская область, Котласский район, город Котлас, рабочий поселок Вычегодский, улица Ленина, дом 17; далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Архангельской области (ОГРН 1022900520422, ИНН 2901010086; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, проспект Чумбарова-Лучинского, дом 39, корпус 1; далее - фонд) о признании незаконным акта проверки использования средств, направленных на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования от 03.06.2021 N 12/35 в части нецелевого использования средств ОМС в 2020 году в сумме 26 400 руб., признания неправомерно принятой к учету и списанию в бухгалтерском учете суммы задолженности, подлежащей восстановлению в размере 2 166 649 руб. 53 коп. (от Архангельского филиала акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед"), начисления штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств в размере 2 640 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" в лице Архангельского филиала (163000, г. Архангельск, ул. Набережная Северной Двины, д. 112, корп. 3).
Решением суда первой инстанции от 17.12.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.02.2022, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе фонд, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, судами обеих инстанций не приняты во внимание доводы фонда о том, что контакт с больным не является заболеванием, не включен в перечень заболеваний и состояний территориальной программы государственных гарантий, не является страховым случаем по обязательному медицинскому страхованию и не может финансироваться за счет средств ОМС. Судами также не учтены положения пункта 5 Территориальной программы государственных гарантий, в связи с чем сделан ошибочный вывод о том, что оплата лабораторных исследований должна производится по причине принятия к оплате первичного приема врача-терапевта. Кроме того, вывод судов о том, что расходование средств является целевым, поскольку расходы на лабораторные исследования по тарифу за отдельную медицинскую услугу не предъявлялись, не соответствуют условиям тарифного соглашения. По мнению подателя жалобы, расходы медицинской организации подлежат взысканию за счет федеральной казны, поскольку являются следствием бездействия органов государственной власти, не определивших своевременно источник финансирования.
Стороны и третье лицо извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с подпунктами 8, 12 пункта 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), Порядком осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, утвержденным приказом Минздрава России от 26.03.2021 N 255н (далее - Порядок N 225н), фондом проведена проверка использования средств, направленных на реализацию территориальной программой обязательного медицинского в учреждении за период с 01.01.2018 по 31.12.2020.
Результаты проверки отражены в акте от 03.06.2021 N 12/35, которым установлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в 2020 году в сумме 42 400 руб. на оплату услуг за проведение лабораторных исследований (диагностика новой коронавирусной инфекции COVID-19) контактных лиц, не имеющих симптомов инфекционного заболевания, начислен штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств.
Не согласившись с актом проверки в части выводов о нецелевом использования средств ОМС в 2020 году в общей сумме 26 400 руб. на оплату услуг за проведение лабораторных исследований (диагностика новой коронавирусной инфекции COVID-19), начисления штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств в размере 2640 руб., учреждение обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд поддержал позицию суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Законом N 326-ФЗ.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 6 статьи 14, частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 38 Закона N 326-ФЗ средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.
В силу части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования средств. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Частью 6 статьи 35 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлен перечень случаев, при наступлении которых в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь, специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь.
Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Обязательное лабораторное обследование лиц, контактировавших с больным COVID-19 с применением МАНК, установлено (в проверяемом периоде): пунктом 1.5. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30 марта 2020 N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019"; пунктом 3.1. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 N 15 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"; пунктом 4.2. Временных методических рекомендаций "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Версия 9 (26.10.2020)".
Согласно вышеуказанным документам в целях оперативной организации проведения исследований и противоэпидемических мероприятий лабораторное обследование лиц в условиях распространения COVID-19 проводится исходя из следующих приоритетов: к приоритету 1-го уровня относится проведение лабораторных исследований и противоэпидемических мероприятий в отношении лиц, контактировавших с больным COVID-19, при появлении симптомов, не исключающих COVID-19, в ходе медицинского наблюдения и при отсутствии клинических проявлений на 8 - 10 календарный день медицинского наблюдения со дня контакта с больным COVID-19...".
Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 N 1610, не предусмотрено исключение средств на оплату тестирования на выявление новой коронавирусной инфекции из подушевого норматива финансирования.
Положениями Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 24.12.2019 N 777-ПП (далее - Территориальная программа), установлено, что в финансовое обеспечение первичной медико-санитарной помощи застрахованным по ОМС лицам, не включаются только расходы на обеспечение медицинской помощи при социально значимых заболеваниях (передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения).
Согласно подпункту 9 пункта 28 Территориальная программа ОМС включает в себя следующий перечень мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, профилактике абортов, выявлению ранних и скрытых форм заболеваний и факторов риска: осмотры врачами-инфекционистами, терапевтами, врачами общей практики (семейными врачами), педиатрами застрахованных лиц, контактирующих с больными инфекционными заболеваниями.
В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.01.2008 N 3 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.4.2318-08" в случае выявления болезней неясной этиологии, представляющих опасность для населения страны и угрозу международного распространения, характеризующихся тяжелым течением и высокой летальностью, а также тенденцией к быстрому распространению, или болезней, не предусмотренных настоящими санитарными правилами, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводят в соответствии с правовыми актами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В рассматриваемом случае судами обеих инстанций установлено, что постановлениями Роспотребнадзора учреждению было предписано обеспечить в отношении конкретных контактных лиц, прикрепленных на обслуживание по полису ОМС, медицинское наблюдение в течение 14 дней, организовать отбор биоматериала на COVID-19 и доставку в референслабораторию, обеспечить выполнение исследований, о результатах сообщить в Управление Роспотребнадзора.
Для исполнения постановлений Роспотребнадзора учреждением проводился профилактический прием врача-терапевта на дому, которым устанавливался соответствующий диагноз по коду МКБ (международная классификация болезней) - Z20.8./Контакт с больным и возможность заражения другими инфекционными болезнями. Открывался листок нетрудоспособности. На основании направления врача-терапевта осуществлялся выезд среднего медицинского персонала для забора мазка, необходимого для проведения лабораторных исследований по диагностике COVID-19 методом ПЦР.
Профилактический прием врача-терапевта подавался учреждением в СМО на оплату по коду МКБ Z20.8 в составе реестров на оплату медицинских услуг, оказанных застрахованным лицам по полису ОМС.
Приемы по осмотру указанных лиц в амбулаторных условиях, приняты к оплате и оплачены СМО по установленным тарифам на оплату медицинской помощи в рамках подушевого финансирования, оказываемой в объеме, установленном Территориальной программой (по подпункту 9 пункта 28 Территориальной программы).
Поскольку учреждение не имело права на проведение исследований на COVID-19 с применением МАНК, то им заключены договоры на оказание услуг с иными медучреждениями, имеющими такие полномочия.
В соответствии с пунктом 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования).
Доводы фонда рассмотрены судами обеих инстанций и правомерно ими отклонены, поскольку из материалов дела следует, что фактически расходы на проведение лабораторной диагностики на COVID-19 контактных лиц, не имеющих симптомов инфекционного заболевания, включались Учреждением в стоимость тарифа профилактического приема врача-терапевта, признанного обоснованным в данном случае и предусмотренным подпунктом 9 пункта 28 Территориальной программы, при этом как отдельная медицинская услуга лабораторное исследование к оплате не предъявлялось.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что указанные расходы осуществлены при оказании гражданам медицинской помощи по полису ОМС с выдачей гражданам листка нетрудоспособности в целях профилактики COVID-19 на основании постановлений главного государственного санитарного врача Архангельской области в рамках базовой программы медицинского страхования, в связи с чем спорные расходы не могут быть признаны нецелевым использованием средств ОМС.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного следует признать, что выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.12.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2022 по делу N А05-8561/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу кассационную жалобу территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 N 1610, не предусмотрено исключение средств на оплату тестирования на выявление новой коронавирусной инфекции из подушевого норматива финансирования.
...
В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.01.2008 N 3 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.4.2318-08" в случае выявления болезней неясной этиологии, представляющих опасность для населения страны и угрозу международного распространения, характеризующихся тяжелым течением и высокой летальностью, а также тенденцией к быстрому распространению, или болезней, не предусмотренных настоящими санитарными правилами, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводят в соответствии с правовыми актами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
...
В соответствии с пунктом 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 июня 2022 г. N Ф07-6226/22 по делу N А05-8561/2021