г. Вологда |
|
28 февраля 2022 г. |
Дело N А05-8561/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 28 февраля 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивановой Ю.В., судей Алимовой Е.А., Болдыревой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 декабря 2021 года по делу N А05-8561/2021,
УСТАНОВИЛ:
частное учреждение здравоохранения "Поликлиника "Ржд-Медицина" города Котлас" (ОГРН 1042901304390, ИНН 2904014314; адрес: 165340, Архангельская область, Котласский район, город Котлас, рабочий поселок Вычегодский, улица Ленина, дом 17; далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Архангельской области (ОГРН 1022900520422, ИНН 2901010086; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, проспект Чумбарова-Лучинского, дом 39, корпус 1; далее - фонд) о признании незаконным акта проверки использования средств, направленных на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования от 03.06.2021 N 12/35 в части нецелевого использования средств ОМС в 2020 году в сумме 26 400 руб., признания неправомерно принятой к учету и списанию в бухгалтерском учете суммы задолженности, подлежащей восстановлению в размере 2 166 649 руб. 53 коп. (от Архангельского филиала акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед"), начисления штрафа в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств в размере 2 640 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" в лице Архангельского филиала (163000, г. Архангельск, ул. Набережная Северной Двины, д. 112, корп.3).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 17.12.2021 требования удовлетворены.
Фонд с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части признания недействительным акта проверки использования средств, направленных на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования от 03.06.2021 N 12/35 в части нецелевого использования средств в сумме 26 000 руб., начисления штрафа в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств в размере 2 640 руб. в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права. Указал, что обследование на коронавирусную инфекцию контактных лиц с больными не связано с наступлением страхового случая, проведение диагностических мероприятий при отсутствии клинических проявлений не может быть оплачено за счет средств обязательного медицинского страхования.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке части 5 статьи 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в соответствии с подпунктами 8, 12 пункта 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), Порядком осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, утвержденным приказом Минздрава России от 26.03.2021 N 255н (далее - Порядок N 225н), фондом проведена проверка использования средств, направленных на реализацию территориальной программой обязательного медицинского в учреждении за период с 01.01.2018 по 31.12.2020. Результаты проверки отражены в акте от 03.06.2021 N 12/35, которым установлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в 2020 году в сумме 42 400 руб. на оплату услуг за проведение лабораторных исследований (диагностика новой коронавирусной инфекции COVID-19) контактных лиц, не имеющих симптомов инфекционного заболевания, начислен штраф в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств.
Не согласившись с актом проверки в части выводов о нецелевом использования средств ОМС в 2020 году в общей сумме 26 400 руб. на оплату услуг за проведение лабораторных исследований (диагностика новой коронавирусной инфекции COVID-19), начисления штрафа в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств в размере 2640 руб., учреждение обратилось в арбитражный суд.
Решением суда первой инстанции от 17.12.2021 заявленные требования в указанной части удовлетворены.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Законом N 326-ФЗ.
На основании статьи 3 указанного закона обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных настоящим Законом случаях в пределах базовой программы ОМС.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона N 326-ФЗ установлено, что страховой случай - совершившееся событие (заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия), при наступлении которого застрахованному лицу предоставляется страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию.
Пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 6 статьи 14, частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 38 Закона N 326-ФЗ средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.
В силу части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования средств. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Частью 6 статьи 35 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлен перечень случаев, при наступлении которых в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь, специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь.
Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Обязательное лабораторное обследование лиц, контактировавших с больным COVID-19 с применением МАНК, установлено (в проверяемом периоде): пунктом 1.5. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30 марта 2020 N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019"; пунктом 3.1. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 N 15 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"; пунктом 4.2. Временных методических рекомендаций "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Версия 9 (26.10.2020)".
Согласно вышеуказанным документам в целях оперативной организации проведения исследований и противоэпидемических мероприятий лабораторное обследование лиц в условиях распространения COVID-19 проводится исходя из следующих приоритетов: к приоритету 1-го уровня относится проведение лабораторных исследований и противоэпидемических мероприятий в отношении лиц, контактировавших с больным COVID-19, при появлении симптомов, не исключающих COVID-19, в ходе медицинского наблюдения и при отсутствии клинических проявлений на 8 - 10 календарный день медицинского наблюдения со дня контакта с больным COVID-19...".
Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 N 1610 не установлено требования об исключении средств на оплату тестирования на выявление новой коронавирусной инфекции из подушевого норматива финансирования.
Положениями Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 24.12.2019 N 777-ПП (далее - Территориальная программа) установлено, что в финансовое обеспечение первичной медико-санитарной помощи застрахованным по ОМС лицам, не включаются только расходы на обеспечение медицинской помощи при социально значимых заболеваниях (передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения).
Согласно подпункту 9 пункта 28 Территориальная программа ОМС включает в себя следующий перечень мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, профилактике абортов, выявлению ранних и скрытых форм заболеваний и факторов риска: осмотры врачами-инфекционистами, терапевтами, врачами общей практики (семейными врачами), педиатрами застрахованных лиц, контактирующих с больными инфекционными заболеваниями.
В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.01.2008 N 3 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.4.2318-08" в случае выявления болезней неясной этиологии, представляющих опасность для населения страны и угрозу международного распространения, характеризующихся тяжелым течением и высокой летальностью, а также тенденцией к быстрому распространению, или болезней, не предусмотренных настоящими санитарными правилами, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводят в соответствии с правовыми актами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в учреждение в проверяемом периоде поступали постановления главного государственного санитарного врача Архангельской области в отношении пациентов, прикрепленных на обслуживание к учреждению по полису ОМС.
В постановлениях Роспотребнадзора, учреждению предписано в отношении конкретного контактного лица, прикрепленного на обслуживание к Учреждению по полису ОМС, обеспечить медицинское наблюдение в течение 14 дней, организовать отбор биоматериала на COVID-19 и доставку в референслабораторию, обеспечить выполнение исследований, о результатах сообщить в Управление Роспотребнадзора.
Для исполнения постановлений Роспотребнадзора учреждением проводился профилактический прием врача-терапевта на дому, которым устанавливался соответствующий диагноз по коду МКБ (международная классификация болезней) -Z20.8. /Контакт с больным и возможность заражения другими инфекционными болезнями. Открывался листок нетрудоспособности. На основании направления врача-терапевта осуществлялся выезд среднего медицинского персонала для забора мазка, необходимого для проведения лабораторных исследований по диагностике COVID-19 методом ПЦР.
Профилактический прием врача-терапевта подавался учреждением в СМО на оплату по коду МКБ Z20.8 в составе реестров на оплату медицинских услуг, оказанных застрахованным лицам по полису ОМС.
Приемы по осмотру указанных лиц в амбулаторных условиях, приняты к оплате и оплачены СМО по установленным тарифам на оплату медицинской помощи в рамках подушевого финансирования, оказываемой в объеме, установленном Территориальной программой (по подпункту 9 пункта 28 Территориальной программы).
Учреждение не имеет права на проведение исследований на COVID-19 с применением МАНК, а потому им заключены договоры на оказание услуг с иными медучреждениями, имеющими такие полномочия.
В соответствии с пунктом 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования).
Из материалов дела следует, что фактически расходы на проведение лабораторной диагностики на COVID-19 контактных лиц, не имеющих симптомов инфекционного заболевания, включались Учреждением в стоимость тарифа профилактического приема врача-терапевта, признанного обоснованным в данном случае и предусмотренным подпунктом 9 пункта 28 Территориальной программы, как отдельная медицинская услуга лабораторное исследование к оплате не предъявлялось.
При таких обстоятельствах спорные расходы осуществлены при оказании гражданам медицинской помощи по полису ОМС с выдачей гражданам листка нетрудоспособности в целях профилактики COVID-19 на основании постановлений главного государственного санитарного врача Архангельской области в рамках базовой программы медицинского страхования, в связи с чем не могут быть признаны нецелевым использованием средств ОМС.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 декабря 2021 года по делу N А05-8561/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Селиванова |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8561/2021
Истец: здравоохранения "Поликлиника "Ржд-Медицина" города Котлас"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Архангельской области
Третье лицо: АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" в лице Архангельского филиала, Котласский городской суд Архангельской области