22 июня 2022 г. |
Дело N А56-60050/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июня 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Бобарыкиной О.А., Щуриновой С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жилищного комитета на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2022 по делу N А56-60050/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская ул., д. 12, лит. А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета адрес: 191011, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11, ОГРН 1047839009129, ИНН 7840013199 (далее - Комитет), о взыскании:
- 18 750 руб. 67 коп. убытков в виде разницы в тарифах на тепловую энергию, поставленную в период с октября по декабрь 2018 года по договору от 01.11.2007 N 5921.038.1;
- 2711 руб. 18 коп. убытков в виде разницы в тарифах на тепловую энергию, поставленную в период с ноября по декабрь 2018 года по договору от 01.03.2008 N 6783.038.1;
- 19 369 руб. 75 коп. убытков в виде разницы в тарифах на тепловую энергию, поставленную в период с октября по декабрь 2018 года по договору от 01.05.2008 N 7185.038.1;
- 27 830 руб. 67 коп. убытков в виде разницы в тарифах на тепловую энергию, поставленную в период с октября по декабрь 2018 года по договору от 01.06.2008 N 7328.038.1;
- 4006 руб. 31 коп. убытков в виде разницы в тарифах на тепловую энергию, поставленную в период с октября по декабрь 2018 года по договору от 01.07.2008 N 7572.038.1;
- 8176 руб. 29 коп. убытков в виде разницы в тарифах на тепловую энергию, поставленную в период с октября по декабрь 2018 года по договору от 01.09.2008 N 8499.038.1;
- 3109 руб. 68 коп. убытков в виде разницы в тарифах на тепловую энергию, поставленную в период с октября по декабрь 2018 года по договору от 01.10.2008 N 8516.038.1;
- 3437 руб. 04 коп. убытков в виде разницы в тарифах на тепловую энергию, поставленную в период с октября по декабрь 2018 года по договору от 01.10.2008 N 8573.038.1;
- 28 627 руб. 68 коп. убытков в виде разницы в тарифах на тепловую энергию, поставленную в период с октября по декабрь 2018 года по договору от 01.10.2008 N 9026.038.1;
- 29 524 руб. 29 коп. убытков в виде разницы в тарифах на тепловую энергию, поставленную в период с октября по декабрь 2018 года по договору от 01.10.2008 N 9224.038.1;
- 7208 руб. 50 коп. убытков в виде разницы в тарифах на тепловую энергию, поставленную в период с октября по декабрь 2018 года по договору от 01.11.2008 N 9968.038.1.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" (далее - Общество).
Решением от 31.10.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.02.2022, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 31.10.2021 и постановление от 11.02.2022, в иске отказать.
По мнению подателя жалобы, в обоснование иска Предприятие представило только математические расчеты; в отсутствие первичных доказательств, (расчетов по нормативу с указанием площадей многоквартирных домов и количества зарегистрированных граждан) у Комитета не возникло обязанности по перечислению субсидий. Предприятие не доказало наличие вины в действиях (бездействии) Комитета, в связи с чем на Комитет не может быть возложена ответственность в виде убытков.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие (энергоснабжающая организация) и Общество (абонент) заключили договоры теплоснабжения в горячей воде от 01.11.2007 N 5921.038.1, от 01.03.2008 N 6783.038.1, от 01.05.2008 N 7185.038.1, от 01.06.2008 N 7328.038.1, от 01.07.2008 N 572.038.1, от 01.09.2008 N 8499.038.1, от 01.10.2008 N 8516.038.1, от 01.10.2008 N 8573.038.1, от 01.10.2008 N 9026.038.1, от 01.10.2008 N 9224.038.1, от 01.11.2008 N 9968.038.1 (далее - Договоры), согласно которым энергоснабжающая организация обязалась передавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию по адресам, согласованным в Договорах, а абонент - своевременно оплачивать потребленную тепловую энергию ресурсоснабжающей организации.
Во исполнение Договоров в период с октября по декабрь 2018 года Предприятие поставило в многоквартирные дома, находящийся в управлении Общества, тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения.
В связи с отпуском тепловой энергии по тарифам, ниже экономически обоснованных, у Предприятия возникли убытки, вызванные межтарифной разницей, в размере 152 752 руб. 06 коп.
Комитет и Предприятие (получатель субсидий) заключили соглашение о предоставлении субсидий на компенсацию выпадающих доходов от 29.04.2021 N ВВД-01 (далее - Соглашение), предметом которого является предоставление получателю субсидий из бюджета Санкт-Петербурга субсидий в целях компенсации выпадающих доходов, возникающих в связи с применением льготных тарифов на тепловую энергию за период с декабря 2020 года по ноябрь 2021 года и с января 2018 года по ноябрь 2020 года.
В письме-претензии от 13.04.2021 N 05-13/18023 Предприятие обратилось к Комитету с просьбой предоставить субсидии на возмещение выпадающих доходов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, приложив акты сверок объемов тепловой энергии, потребленной в спорный период. Претензия оставлена Комитетом без удовлетворения.
Ссылаясь на то, что за спорный период Комитет не предоставил из бюджета Санкт-Петербурга субсидии на возмещение потерь, вызванных межтарифной разницей, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что в спорный период во исполнение Договоров Компания поставила в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении третьего лица, тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения.
Поскольку услугами теплоснабжения в данном случае обеспечивалось население многоквартирных домов, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
В силу пункта 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 363-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на территории Санкт-Петербурга на 2016-2018 годы" истцу установлены экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга на 2016-2018 годы.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 20.12.2017 N 240-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе горячего водоснабжения, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию и горячую воду для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2018 год" установлены тарифы для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе, предоставляемые гражданам, на 2018 год.
Согласно правовой позиции, приведенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Аналогичное разъяснение содержится в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей".
Разница между тарифом для Предприятия и тарифом для населения компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
Порядок предоставления субсидий за спорный период регламентирован постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2017 N 1174 "О порядке предоставления в 2018 году субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов", согласно которому разница в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирного дома и творческих мастерских подлежит компенсации из бюджета Санкт-Петербурга путем выделения на безвозвратной и безвозмездной основе целевых субсидий.
Как видно из материалов дела, Предприятие направило в адрес Комитета письмо-претензию от 13.04.2021 N 05-13/18023 о предоставлении субсидий с приложением актов сверки объемов потребленной тепловой энергии за спорный период.
В претензии Предприятие указало, что акты сверки подписаны Обществом с разногласиями, которые документально не обоснованы, в связи с чем объем потребленной Обществом в спорный период тепловой энергии определен ресурсоснабжающей организацией исходя из фактического объема тепловой энергии по данным Предприятия.
В обоснование объема поставленной тепловой энергии Предприятие представило расчеты, счета-фактуры, акты сверок.
Общество, участвуя в настоящем деле, доказательства завышения Предприятием объемов поставленного коммунального ресурса также не представило.
Комитет контррасчет задолженности не представил, документально расчет истца не опроверг. Доказательства, свидетельствующие о том, что тепловая энергия поставлена в ином объеме, в деле отсутствуют.
С учетом изложенного, признав документально подтвержденными объемы теплопотребления Общества за спорный период, суды двух инстанций обоснованно удовлетворили иск в полном объеме.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2022 по делу N А56-60050/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Жилищного комитета - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, приведенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Аналогичное разъяснение содержится в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей".
...
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2022 по делу N А56-60050/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Жилищного комитета - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 июня 2022 г. N Ф07-7094/22 по делу N А56-60050/2021