28 июня 2022 г. |
Дело N А56-69679/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 27.06.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом - Кудрово-Сити" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.11.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2022 по делу N А56-69679/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом - Кудрово-Сити", адрес: 188691, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г. Кудрово, Каштановая аллея, д. 3, пом. 18-Н, ОГРН 1154704005830, ИНН 4703143105 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1147847555107, ИНН 7842018964 (далее - Комитет), от 17.06.2021 N 55-21(ЭА).
Решением суда первой инстанции от 11.11.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.03.2022, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить означенные решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание Комитета является незаконным, поскольку расчет объема общедомового потребления на электрическую энергию должен производиться с учетом площади общего имущества, включая оборудованный системой освещения земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом (далее - МКД). Податель жалобы полагает, что оспариваемое предписание не отвечает критериям исполнимости и содержит двоякие толкования. Помимо того Общество указывает, что с 01.09.2021 оно более не осуществляет управление спорным МКД.
Комитет в отзыве на жалобу ссылается на результаты рассмотрения спора о законности первоначально выданного предписания в рамках арбитражного дела N А56-54637/2021, просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, считая их законными и обоснованными.
Представители сторон, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из обжалуемых судебных актов, на основании распоряжения от 05.02.2021 N 11-21 (ЭА) в связи с обращениями граждан, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г. Кудрово, мкр-н Новый Оккервиль, Областная ул., д. 1, Комитетом в период с 05.02.2021 по 05.03.2021 была проведена внеплановая документарная проверка Общества, осуществляющего управление названным МКД на основании лицензии от 18.03.2016 N 321 и договора управления.
В ходе проверки контролирующим органом выявлено, что при перерасчете платы за электрическую энергию в целях содержания общего имущества МКД в период с сентября 2019 года по май 2020 года, а также при начислении платы за электрическую энергию в целях содержания общего имущества МКД за период с июня по август 2020 года, Общество учитывало площадь помещений, входящих в состав общего имущества МКД в размере 124 780,8 кв.м, в том числе площадь кровли и земельного участка, на котором расположен МКД.
По результатам проверки Комитетом составлен акт от 05.03.2021 N 11-21 (ЭА), в котором зафиксировано нарушение Обществом требований части 9.2 статьи 156, части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Следуя выданному Комитетом предписанию от 05.03.2021 N 11-21 (ЭА), Обществу надлежало в срок до 07.06.20201 устранить выявленные нарушения посредством перерасчета платы для всех собственников помещений МКД.
По результатам проведения очередной проверки Комитет установил факт неисполнения Обществом выданного 05.03.2021 предписания, о чем составил акт от 17.06.2021 N 55-21 (ЭА).
Предписанием от 17.06.2021 N 55-21 (ЭА) Комитет повторно обязал Общество произвести в срок до 13.09.2021 для всех собственников помещений спорного дома перерасчет платы за электроэнергию в целях содержания общего имущества в МКД за периоды с сентября 2019 года по май 2020 года и с июня по август 2020 года, исходя из того, что общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества МКД, составляет 56 541,80 кв. м
Общество оспорило предписание от 17.06.2021 N 55-21 (ЭА), обратившись в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, поскольку пришли к выводу о правомерности оспариваемого предписания.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, к лицензионным требованиям относятся соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, и исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161, частью 2 статьи 162 ЖК РФ, подпунктом "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, надлежащее управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе начислением обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, оформлением платежных документов и направлением их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
В силу части 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из положений части 9.2 статьи 156 ЖК РФ следует, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следуя пункту 29 Правил N 491, расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 36 Правил N 354, расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
В рассматриваемом случае судами установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что на основании решения общего собрания собственников помещений МКД, результаты которого оформлены протоколом от 01.08.2018 N 1/2018, утверждены условия договора управления и технического обслуживания МКД, согласно которому расчет платы по статье "Электроэнергия мест общего пользования" рассчитывается в соответствии с Правилами N 354 на основании тарифов, утвержденных приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области.
Законность первоначально выданного Комитетом предписания от 05.03.2021 N 11-21 (ЭА) оспаривалась Обществом в судебном порядке. Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга от 18.08.2021 по делу N А56-54637/2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2021 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.03.2022, отказано в удовлетворении требований о признании недействительным предписания от 05.03.2021 N 11-21 (ЭА). Суды пришли к выводу о неправомерности использования Обществом общей площади общего имущества в размере 124 780, 8 кв.м (включая площади земельного участка и кровли) при осуществлении перерасчета платы за электроэнергию в целях содержания общего имущества в период с сентября 2019 по август 2020 года и начислении платы за период с июня по август 2020 года.
Судами установлено, что согласно технической документации на МКД (справки по данным технической инвентаризации на 1 - 2, 3, 4 этапы строительства) общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества МКД составила 56 541,80 кв. м. Согласно данным справкам технической инвентаризации чердачные помещения в МКД отсутствуют.
Оспариваемое в рамках настоящего дела предписание от 17.06.2021 было выдано Комитетом по результатам проверки исполнения Обществом предписания от 05.03.2021 и содержит аналогичные требования.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о соответствии оспариваемого предписания требованиям действующего законодательства и об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования Общества.
Ссылки подателя жалобы на неисполнимость оспариваемого предписания отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку признаков неисполнимости судебными инстанциями при рассмотрении дела не выявлено и из материалов дела не усматривается.
Заявляя те же доводы в кассационной жалобе, Общество не учитывает полномочия суда кассационной инстанции, ограниченные нормами части 2 статьи 287 АПК РФ в части установления обстоятельств, исследования доказательств и их оценки. По сути изложенные в жалобе доводы направлены исключительно на иную оценку исследованных судами доказательств, что недопустимо при проверке законности судебных актов в порядке кассационного производства.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Общества подлежит возврату излишне уплаченная при подаче кассационной жалобы государственная пошлина в размере 1500 руб.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.11.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2022 по делу N А56-69679/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом - Кудрово-Сити" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш Дом-Кудрово-Сити", адрес: 188691, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г. Кудрово, Каштановая аллея, д. 3, пом. 18-Н, ОГРН 1154704005830, ИНН 4703143105, из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной по платежному поручению от 11.04.2022 N 122 государственной пошлины.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 36 Правил N 354, расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
В рассматриваемом случае судами установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что на основании решения общего собрания собственников помещений МКД, результаты которого оформлены протоколом от 01.08.2018 N 1/2018, утверждены условия договора управления и технического обслуживания МКД, согласно которому расчет платы по статье "Электроэнергия мест общего пользования" рассчитывается в соответствии с Правилами N 354 на основании тарифов, утвержденных приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 июня 2022 г. N Ф07-6529/22 по делу N А56-69679/2021