30 июня 2022 г. |
Дело N А66-6627/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июня 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Боглачевой Е.В., Щуриновой С.Ю.,
при участии от муниципального унитарного предприятия Кашинского района "Городские электрические и тепловые сети" Лима Д.Ю. (доверенность от 24.06.2022), от Правительства Тверской области Цветковой М.А. (доверенность от 09.12.2019), от Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области Волченко В.С. (доверенность от 10.01.2022 ),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия Кашинского района "Городские электрические и тепловые сети" на решение Арбитражного суда Тверской области от 19.10.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2022 по делу N А66-6627/2021,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие Кашинского района "Городские электрические и тепловые сети", адрес: 171640, Тверская обл., г. Кашин, ул. Анатолия Луначарского, д. 4, ОГРН 1026901671444, ИНН 6909000344 (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к субъекту Российской Федерации Тверской области в лице Министерства финансов Тверской области, адрес: 170100, Тверская обл., г. Тверь, площадь св. Благоверного кн. Михаила Тверского, д. 5, ОГРН 1026900508557, ИНН 6901001459 (далее - Министерство), о взыскании 3 182 406 руб. 63 коп. убытков в виде межтарифной разницы
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Тверской области (далее - Правительство), Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства по Тверской области (далее - Министерство энергетики), Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области (далее - Управление).
Решением от 19.10.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.03.2022, в иске отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 19.10.2021 и постановление апелляционного суда от 23.03.2022, иск удовлетворить.
По мнению подателя жалобы, суды не учли, что заявление о предоставлении субсидии на возмещение выпадающих доходов в адрес Министерства энергетики истец направил 28.12.2020. Отказ в предоставлении субсидии направлен Министерством энергетики в адрес истца только в августе 2021 года, следовательно, с указанной даты Предприятие фактически узнало о нарушенном праве и срок исковой давности не пропущен.
В отзывах на кассационную жалобу Министерство и Правительство просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Правительства и Управления возражали против ее удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с января по май 2017 года Предприятие на праве хозяйственного ведения эксплуатировало котельные и тепловые сети и осуществляло производственную деятельность по отоплению и горячему водоснабжению потребителей, в том числе населения на территории Кашинского района Тверской области.
Управлением для Предприятия установлен тариф на тепловую энергию для потребителей, и льготный тариф - для населения.
Льготный тариф для населения установлен Правительством Тверской области в постановлении от 14.12.2017 N 432-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Тверской области от 19.07.2017 N228-ПП, которым внесены изменения в Приложение к Постановлению N 228-ПП, изложены в новой редакции "Распределение предельных сумм субсидий на компенсацию выпадающих доходов по теплоснабжающим организациям муниципальных образований Тверской области за 2017 год исходя из планового объема полезного отпуска тепловой энергии населению и приравненным к нему потребителям".
Деятельность Предприятия по теплоснабжению прекращена 31.05.2017.
Решением Арбитражного суда Тверской области суда от 01.02.2017 по делу N А66-6552/2015 Предприятие признано банкротом, введена процедура конкурсного производства.
Постановлением Правительства Тверской области от 02.04.2013 N 109-пп утвержден Порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель (далее - Порядок N 109).
Согласно пункту 7 Порядка N 109 в случае наличия задолженности по налогам и нахождения теплоснабжающей организации в процедуре банкротства право на получение субсидии у такой организации не возникает.
По мнению Предприятия, наличие задолженности по налогам и нахождение организации в банкротстве, не должно нарушать интересы теплоснабжающей организации в реализации ее права на возмещение потерь, вызванных межтарифной разницей. Предприятие имеет право на компенсацию выпадающих доходов, составляющих разницу между тарифами, установленными Управлением на тепловую энергию для потребителей и льготными тарифами для населения за период с 01.01.2017 по 31.05.2017.
Заявление о предоставлении и перечислении субсидии теплоснабжающей организации с приложением документов, указанных в разделе 2 Порядка N 109-пп, направлено Предприятием в адрес Министерства энергетики 28.12.2020.
Министерство энергетики субсидию не перечислило Предприятию, ответ на письмо Предприятия в адрес последнего не направило.
Предприятие действия Министерства энергетики расценило как отказ в выплате субсидии.
Ссылаясь на то, что Предприятие имеет право на компенсацию выпадающих доходов, составляющих разницу между тарифами, установленными для потребителей и для населения, за период с 01.01.2017 по 31.05.2017, и возместить эти убытки обязано публично-правовое образование Тверская область в лице Министерства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций в иске отказали, сделав вывод о пропуске срока исковой давности.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно правовой позиции, приведенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также разъяснениям, приведенным в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - постановление Пленума N 87), если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
По общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение (пункт 3 постановления Пленума N 87).
Исходя из положений пункта 14 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающей организации устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 5 Закона Тверской области от 20.12.2012 N 122-ЗО "Об отдельных вопросах государственного регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель" компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, осуществляется путем предоставления субсидий теплоснабжающим организациям за счет средств областного бюджета Тверской области в соответствии с порядком, определяемом Правительством Тверской области.
В целях компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, поставляющих тепловую энергию населению и потребителям, приравненным к населению, утвержден Порядок N 109.
Согласно пункту 7 Порядка N 109 в случае наличия задолженности по налогам и нахождения теплоснабжающей организации в процедуре банкротства право на получение субсидии у такой организации не возникает
Решением Арбитражного суда Тверской области суда от 01.02.2017 по делу N А66-6552/2015 Предприятие признано банкротом, введена процедура конкурсного производства.
При рассмотрении спора суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что данные обстоятельства не должны влиять на право истца по возмещению потерь, вызванных межтарифной разницей.
Компенсация потерь ресурсоснабжающей организации в пределах ее экономически обоснованных затрат на производство и передачу коммунальных ресурсов, оплачиваемых по регулируемым ценам, направлена исключительно на их восполнение без получения дополнительных выгод. В случае отказа в таком возмещении истец безосновательно лишался бы гарантированного права на получение полной стоимости отпускаемого им товара в рамках регулируемой деятельности.
Суды установили, что в период с 01.01.2017 по 31.05.2017 Предприятие являлось теплоснабжающей организацией, осуществляло поставку тепловой энергии населению, проживающему на территории Кашинского района Тверской области, и несло расходы в связи с этой деятельностью.
В рассматриваемом случае каких-либо мер, направленных на компенсацию потерь истца как ресурсоснабжающей организации, не предусмотрено, следовательно, возникшая межтарифная разница, является убытком и истец вправе требовать их возмещения по правилам Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ответчик в суде первой инстанции заявил ходатайство о применении срока исковой давности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Оценив материала дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что срок исковой давности по заявленному требованию пропущен.
При этом суды исходили из того, что исходя из характера данного спора при определении начала исчисления срока исковой давности необходимо руководствоваться нормами бюджетного законодательства, а именно статьей 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), согласно которой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, и пунктом 1 статьи 242 БК РФ, согласно которому операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря.
Суды указали, что в рассматриваемом случае истец мог и должен был узнать о нарушении права на возмещение убытков за 2017 год по окончании финансового года - 01.01.2018. Следовательно, на дату обращения в арбитражный суд с настоящим иском (21.05.2021) срок исковой давности по требованиям истца пропущен.
Между тем, что согласно пункту 34 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, под расчетным периодом для расчета потребителей с теплоснабжающей организацией принимается 1 календарный месяц.
Поскольку услуги теплоснабжения оказывались населению многоквартирных домов, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (часть 1 статьи 155 ЖК РФ и пункт 2 статьи 200 ГК РФ).
Следовательно, о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, истцу становится известно по окончании каждого расчетного периода. Предприятие обратилось с иском в арбитражный суд 21.05.2021, следовательно, им пропущен срок исковой давности применительно к убыткам, возникшим за май 2017 года и ранее.
В силу пункта 2 статьи 199 ГК РФ пропуск срока исковой давности применительно к убыткам, возникшим за июнь 2017 года и ранее, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
Довод Предприятия о том, что срок исковой давности следует исчислять с даты обращения в Министерство энергетики с требованием о компенсации убытков и он не пропущен, основан на ошибочном толковании норм права об исковой давности.
Неправильный вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что в рассматриваемом случае истец мог и должен узнать о нарушении права на возмещение убытков за 2017 год по окончании финансового года - 01.01.2018, не привел к принятию неправильного судебного акта.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает необходимым оставить без изменения обжалуемые решение и постановление апелляционного суда, которыми в иске отказано.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.04.2022 Предприятию предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы. В связи с отказом в удовлетворении кассационной жалобы с Предприятия на основании подпункта 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует взыскать в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 19.10.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2022 по делу N А66-6627/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия Кашинского района "Городские электрические и тепловые сети" - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия Кашинского района "Городские электрические и тепловые сети", адрес: 171640, Тверская обл., г. Кашин, ул. Анатолия Луначарского, д. 4, ОГРН 1026901671444, ИНН 6909000344 в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку услуги теплоснабжения оказывались населению многоквартирных домов, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (часть 1 статьи 155 ЖК РФ и пункт 2 статьи 200 ГК РФ).
...
В силу пункта 2 статьи 199 ГК РФ пропуск срока исковой давности применительно к убыткам, возникшим за июнь 2017 года и ранее, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 июня 2022 г. N Ф07-6464/22 по делу N А66-6627/2021