05 июля 2022 г. |
Дело N А13-14287/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Авангард" генерального директора Паскида О.А. (приказ от 01.01.2016 N 1-ОК, паспорт),
рассмотрев 29.06.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авангард" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 23.12.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2022 по делу N А13-14287/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Авангард", адрес: 160544, Вологодская обл., Вологодский р-н, п. Васильевское, Молодежная ул., д. 6, пом. 1, ОГРН 1153525038347, ИНН 3507311778 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции Вологодской области, адрес: 160000, г. Вологда, Предтеченская ул., д. 19, ОГРН 1033500076609, ИНН 3525131538 (далее - Инспекция, ГЖИ), от 11.10.2021 N 434-39 об устранении лицензиатом выявленных нарушений.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 23.12.2021, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2022, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, оспариваемым предписанием Инспекция незаконно возлагает на Общество обязанность по заключению договора поставки сжиженного газа по тарифам, установленным для ресурсоснабжающей организации, которая на территории Вологодской области не определена. Таким образом, как считает Общество, оспариваемое предписание является неисполнимым.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направила, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в ее отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами и на основании решения общего собрания собственников помещений, оформленного протоколом от 28.09.2018 N 52Л/2018, и договора управления от 01.10.2018 является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома N 52 в поселке Литега Сокольского района Вологодской области (далее - МКД).
МКД технологически присоединен к групповым газовым резервуарным установкам, Общество предоставляет жителям данного дома коммунальную услугу по газоснабжению.
Инспекцией на основании приказа от 22.09.2021 N 434 в отношении Общества проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки фактов, изложенных в обращении жителя квартиры N 14 МКД по вопросу правомерности начисления платы за коммунальную услугу по газоснабжению и предъявления платы за транспортировку сжиженного газа.
В ходе проверки ГЖИ установлено и отражено в соответствующем акте от 11.10.2021 N 434-39, что за период с января по август 2021 года по указанной квартире предъявлена плата за сжиженный газ по тарифам от 34,63 руб. до 60 руб., тогда как такой тариф не был утвержден в установленном порядке. Кроме того, в январе 2021 года была предъявлена плата за услуги по транспортировке газа, которая не относится к коммунальным услугам, что является нарушением статей 154, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 38, 42, пункта 1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, подпунктов "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110.
В связи с установленными обстоятельствами Инспекция выдала Обществу предписание от 11.10.2021 N 434-39 об устранении выявленных нарушений, согласно которому заявителю надлежало в срок до 01.11.2021 устранить нарушения в платежных документах за расчетные периоды с января по август 2021 года, а именно расчет платы по строкам "газоснабжение" и "транспортировка сжиженного газа" в отношении жилого помещения N 14 МКД выполнить в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом. Управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме; предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 1 статьи 39 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя в том числе плату за газ.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определены Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ).
В соответствии с Законом N 69-ФЗ деятельность в области газоснабжения относится к регулируемым государством видам деятельности, федеральные органы исполнительной власти устанавливают принципы формирования цен на газ и тарифов по его транспортировке.
Согласно подпунктам "е", "е1" пункта 4 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее - Положения N 1021), государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат розничные цены на газ, реализуемый населению, розничная цена на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд.
Как определено пунктом 2 Положений N 1021, розничная цена на сжиженный газ - это цена на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, кроме газа для заправки автотранспортных средств, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности.
В силу пункта 8 Положений N 1021 розничные цены на газ, реализуемый населению, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в установленном порядке на основании заявлений организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и по инициативе регулирующих органов (пункт 16 Положений N 1021).
Судами установлено, что в Вологодской области цены на газ для таких организаций устанавливаются Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области (далее - Департамент).
Приказом Департамента от 18.12.2020 N 704-р установлены максимальные уровни розничных цен на сжиженный газ, реализуемый из групповых газовых резервуарных установок, для общества с ограниченной ответственностью "Севергаз" с 01.01.2021 по 30.06.2021 в размере 27,14 руб. за кг, с 01.07.2021 по 31.12.2021 в размере 27,95 руб. за кг. Для иных поставщиков сжиженного газа, реализуемого населению, розничные цены на газ Департаментом не утверждались.
Как следует из материалов дела, Общество заключило с обществом с ограниченной ответственностью "СПК-1" договор от 19.01.2021 на поставку сжиженного газа.
В период с января по август 2021 года Обществом по спорной квартире МКД предъявлялась плата за сжиженный газ по тарифам от 34,63 руб. до 60 руб. за кг в отсутствие его утверждения в установленном порядке.
Таким образом, как справедливо отмечено судами, Общество осуществляло реализацию населению сжиженного газа из групповых газовых резервуарных установок с нарушением требований действующего законодательства.
Кроме того, в январе 2021 года Обществом была предъявлена плата за услуги по транспортировке газа в сумме 308,48 руб., которая согласно действующему законодательству Российской Федерации в сфере жилищных правоотношений не относится к коммунальным услугам.
Принимая во внимание изложенное, суды обоснованно признали оспариваемое предписание законным и отказали Обществу в удовлетворении заявленных им требований.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 23.12.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2022 по делу N А13-14287/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авангард" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Авангард", адрес: 160544, Вологодская обл., Вологодский р-н, п. Васильевское, Молодежная ул., д. 6, пом. 1, ОГРН 1153525038347, ИНН 3507311778, в доход федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела Арбитражным судом Северо-Западного округа.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпунктам "е", "е1" пункта 4 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее - Положения N 1021), государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат розничные цены на газ, реализуемый населению, розничная цена на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд.
Как определено пунктом 2 Положений N 1021, розничная цена на сжиженный газ - это цена на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, кроме газа для заправки автотранспортных средств, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности.
В силу пункта 8 Положений N 1021 розничные цены на газ, реализуемый населению, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в установленном порядке на основании заявлений организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и по инициативе регулирующих органов (пункт 16 Положений N 1021)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 июля 2022 г. N Ф07-4784/22 по делу N А13-14287/2021