05 июля 2022 г. |
Дело N А13-4254/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Савицкой И.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Вологда" Сысоева Е.И. (доверенность от 30.12.2021), от Государственной жилищной инспекции Вологодской области Фитюлиной О.А. (доверенность от 17.05.2022),
рассмотрев 05.07.2022 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Государственной жилищной инспекции Вологодской области и общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Вологда" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2022 по делу N А13-4254/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Вологда" (162602, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Пролетарская, д. 59; ОГРН 1023502295442; ИНН 3523011161; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Вологодской области (160035, г. Вологда, ул. Предтеченская, д. 19; ОГРН 1033500076609; ИНН 3525131538; далее - Инспекция) от 25.02.2021 N 136-23/1 в части устранения нарушений порядка расчета платы за отопление за ноябрь, декабрь 2020 года (с учетом уточнения заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Олимп" (162612, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Белинского, д. 23/1; ОГРН 1083528017209; ИНН 3528148794; далее - ООО УК "Олимп"), Лаврова Анны Александровна, Зубилова Надежда Анатольевна, Виноградов Виктор Анатольевич, Полянская Виктория Николаевна, Глебов Дмитрий Сергеевич, Бабкевич Елена Валерьевна.
Решением суда первой инстанции от 17.08.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 31.03.2022 решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит постановление апелляционного суда отменить. По мнению Инспекции жалобы, предписание в оспариваемой части содержит правомерные требования.
Общество в своей кассационной жалобе просит изменить постановление суда апелляционной инстанции, исключив из него следующие выводы: "отдельного прибора учета на системе горячего водоснабжения открытого типа МКД не установлено, узел учета тепловой энергии учитывает общий объем теплоносителя на отопление и горячую воду и объем теплоносителя, израсходованного на нужды горячего водоснабжения, отдельно от всего объема теплоносителя, поступившего в жилой дом, прибор учета не определяет"; "поскольку в МКД прибор учета на трубопроводе горячего водоснабжения не установлен, показания общедомового прибора учета не могут быть признаны расчетными для определения объема и стоимости горячего водоснабжения для содержания общего имущества МКД, а объем горячей воды на содержание общего имущества МКД на основании части 9.3 статьи 156 ЖК РФ должен рассчитываться по нормативу".
В судебном заседании представители Инспекции и Общества поддержали доводы своих кассационных жалоб.
Жалобы рассмотрены в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, на основании распоряжения от 24.02.2021 N 62 Инспекцией проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Обществом требований жилищного законодательства при расчете платы за отопление жильцам многоквартирного дома, расположенного по адресу: Вологодская обл., г. Череповец, ул. Наседкина, д. 29.
В ходе проверки выявлено и отражено в акте от 25.02.2021 N 136-23/1, что Общество при определении размера платы за отопление в ноябре и декабре 2020 года по квартирам NN 6, 18, 20, 27, 28, 42 указанного дома нарушило требования пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в части определения количества тепловой энергии на отопление к распределению по помещениям.
Об устранении выявленных нарушений в срок до 05.04.2021 Инспекция выдала Обществу предписание от 25.02.2021 N 136-23/1.
Общество, не согласившись с предписанием в указанной части, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности и обоснованности оспариваемого предписания, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о нарушении Обществом порядка расчета платы за отопление, однако, исходя из того, что исполнение предписания в оспариваемой части приведет к ухудшению положения жильцов указанных квартир, отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленные требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что жалобы не подлежат удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 данного Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 9.3 статьи 156 ЖК РФ при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 42(1) Правил N 354 (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) в случае, если узел учета тепловой энергии многоквартирного дома оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями абзацев третьего - пятого настоящего пункта объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, в течение отопительного периода определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды.
При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода в случае, если при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) в многоквартирном доме коллективные (общедомовые) приборы учета установлены раздельно в системе отопления и системе горячего водоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с положениями абзацев третьего - пятого настоящего пункта.
В данном случае судом апелляционной инстанции установлено, что указанный многоквартирный дом имеет открытую систему теплоснабжения, тепловая энергия в дом поступает как на цели отопления, так и на цели горячего водоснабжения.
При этом общедомовым прибором учета учитывается только общий объем тепловой энергии, поступающей в дом на цели отопления и горячего водоснабжения; объем теплоносителя, израсходованного на нужды горячего водоснабжения, отдельно от всего объема теплоносителя, поступившего в дом, прибор учета не определяет.
Судом апелляционной инстанции также установлено, что Общество рассчитывает количество тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета, фиксирующего как количество поданного теплоносителя, так и количество тепловой энергии, подаваемой как в систему отопления, так и в систему горячего водоснабжения. Объем тепловой энергии на подогрев горячей воды для содержания общего имущества дома определен как разница объемов горячей воды, прошедших по подающему и обратному трубопроводам, за минусом горячей воды на многоквартирный жилой дом по нормативу (в помещениях без индивидуальных приборов учета) и объему горячей воды по индивидуальным приборам учета.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Обществом нарушен порядок расчета платы за отопление - неправильно рассчитано количество тепловой энергии на отопление к распределению по помещениям, поскольку количество тепловой энергии на горячее водоснабжение в целях содержания общего имущества определено расчетным путем, в то время как согласно пункту 42(1) Правил N 354 данное количество должно определяться по нормативу.
Вместе с тем судом апелляционной инстанции установлено, что согласно расчетам Инспекции применительно к использованному ею порядку исчисления объема тепловой энергии на отопление плата за отопление по всем указанным в предписании помещениям за ноябрь, декабрь 2020 года увеличится относительно той, которая предъявлена Обществом в соответствующих платежных документах (т. 1, л.д. 127,128).
Исходя из того, что исполнение предписания в оспариваемой части приведет к нарушению баланса интересов потребителей в доме, ухудшению положения жильцов квартир, указанных в предписании, поскольку корректировка Обществом количества тепловой энергии на отопление к распределению по помещениям повлечет доначисление платы за данную коммунальную услугу, апелляционный суд пришел к выводу о несоответствии предписания в оспариваемой части нормам жилищного законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены апелляционным судом правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
Доводы Инспекции и Общества, изложенные в жалобах, были рассмотрены судом апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие подателей жалоб с выводами апелляционного суда, а также иное толкование ими положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм права.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Обществу следует возвратить 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2022 по делу N А13-4254/2021 оставить без изменения, а кассационные жалобы Государственной жилищной инспекции Вологодской области и общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Вологда" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Вологда" (162602, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Пролетарская, д. 59; ОГРН 1023502295442; ИНН 3523011161) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 19.05.2022 N 5498.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом апелляционной инстанции также установлено, что Общество рассчитывает количество тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета, фиксирующего как количество поданного теплоносителя, так и количество тепловой энергии, подаваемой как в систему отопления, так и в систему горячего водоснабжения. Объем тепловой энергии на подогрев горячей воды для содержания общего имущества дома определен как разница объемов горячей воды, прошедших по подающему и обратному трубопроводам, за минусом горячей воды на многоквартирный жилой дом по нормативу (в помещениях без индивидуальных приборов учета) и объему горячей воды по индивидуальным приборам учета.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Обществом нарушен порядок расчета платы за отопление - неправильно рассчитано количество тепловой энергии на отопление к распределению по помещениям, поскольку количество тепловой энергии на горячее водоснабжение в целях содержания общего имущества определено расчетным путем, в то время как согласно пункту 42(1) Правил N 354 данное количество должно определяться по нормативу."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 июля 2022 г. N Ф07-8664/22 по делу N А13-4254/2021