21 июля 2022 г. |
Дело N А56-27310/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Мунтян Л.Б., Савицкой И.Г.,
при участии от публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" Орехова К.Г. (доверенность от 06.07.2022 N 128-22),
рассмотрев 18.07.2022 в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2022 по делу N А56-27310/2021,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго", адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - Общество, ПАО "Россети Ленэнерго"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953 (далее - Управление, УФАС), от 15.03.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-3100/2020, которым Общество привлечено к административной ответственности на основании части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также представления от 15.03.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 047/04/9.21-3100/2020.
Решением суда первой инстанции от 19.12.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.03.2022, оспариваемое постановление изменено в части назначенного Обществу наказания, размер штрафа снижен до 400 000 руб., в удовлетворении остальной части заявленных Обществом требований отказано.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, заявление Общества удовлетворить.
В кассационной жалобе Общество указывает на отсутствие в действиях Общества события вмененного правонарушения.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Управления, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Лизинг-оптима" обратилось в Ленинградское УФАС с заявлением (вх. N 10053 от 10.08.2021) о нарушении Обществом Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
По результатам рассмотрения указанного заявления Управлением установлено, что 16.06.2021 ООО "Лизинг-оптима" направило в ПАО "Россети Ленэнерго" заявку от 17.06.2021 N 20-13645 на технологическое присоединение энергопринимающего устройства (склада), расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский р-н, Северо-Западное лесничество, Красносокольское участковое лесничество в кварталах 111, 117, 132, кадастровый номер 47:01:0000000:500.
Общество письмом от 18.06.2021 сообщило об отсутствии оснований для подготовки и направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения, поскольку энергопринимающие устройства находятся в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетевой организации открытого акционерного общества "Российской Железные Дороги" (далее - ОАО "РЖД").
Вместе с тем, по информации, представленной в Управление "Желдорэнерго" - филиалом ООО "Энергопромсбыт", электрические сети классом напряжения до 20 кВ, принадлежащие ОАО "РЖД" и участвующие в услуге по передаче электрической энергии, находятся на расстоянии 10,96 км от границ участка ООО "Лизинг-оптима"; электрические сети до 29 кВ, принадлежащие Обществу, находятся на расстоянии 8,07 км от границ участка ООО "Лизинг-оптима".
На основании изложенного Управление пришло к выводу о нарушении Обществом установленного пунктом 15 Правил N 861 срока направления в адрес ООО "Лизинг-оптима" проекта договора об осуществлении технологического присоединения принадлежащих заявителю энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства. Указанное обстоятельство послужило основанием для возбуждения в отношении ПАО "Россети Ленэнерго" административного дела N 047/04/9.21-3100/2020 по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Управлением 27.11.2020 в отношении Общества составлен протокол по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-3100/2020 и 15.03.2021 вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-3100/2020, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 800 000 руб.
На основании статьи 29.13 КоАП РФ Управлением вынесено представление от 15.03.2021 N 047/04/9.21-3100/2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с законностью постановления и представления от 15.03.2021, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил нарушений процедуры привлечения к административной ответственности и применения статьи 2.9 КоАП РФ. Вместе с тем суд первой инстанции посчитал возможным на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного Обществу административного штрафа до 400 000 руб.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Повторное совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи КоАП РФ, влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Пунктом 15 Правил N 861 предусмотрено, что сетевая организация направляет в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2-х экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.
В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 10-и рабочих дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и подписанных технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.
Согласно пункту 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4 - 7 любым способом ее подачи (очно, почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).
Для целей настоящих Правил под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпунктом "б" пункта 16 настоящих Правил, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию.
Как установлено судами и следует из письма ОАО "РЖД" от 28.05.2020 (л.д. 33), при рассмотрении заявки на технологическое присоединение ООО "Лизинг-Оптима" N 25512д определено, что расстояние до ближайшего объекта электросетевого хозяйства Общества - 8,07 км (ВЛ-10 кВ ф. 274-05 и Вл-0,4 кВ пос. Красный Сокол); расстояние до ближайшего объекта электросетевого хозяйства ОАО "РЖД" - 10,96 км (КТП N 2 40/10/0,4 кВ от ВЛ-10 кВ Карьер-Петровский и КТП N 1 100/10/0,4 кВ ПЭ ж/д ст. Боровинка); ВЛ-10 кВ ПЭ линии Лосево - Каменногорск находится на расстоянии около 0,46 км от границ участка заявителя, не участвует в оказании услуги по передаче электрической энергии и стоит на балансе ФГУП "Единая группа заказчика Федерального агентства железнодорожного транспорта".
По информации, представленной в Управление "Желдорэнерго" - филиалом ООО "Энергопромсбыт" письмом от 07.09.2020 N 24657и-ЖДЭ (л.д. 42), электрические сети классом напряжения до 20 кВ, принадлежащие ОАО "РЖД" и участвующие в услуге по передаче электрической энергии, находятся на расстоянии 10,96 км от границ участка ООО "Лизинг-оптима". При этом электрические сети до 29 кВ, принадлежащие Обществу, находятся на расстоянии 8,07 км от границ участка ООО "Лизинг-оптима".
С учетом установленных обстоятельств по рассматриваемому делу, оцененных в совокупности, суды сделали верный вывод о том, что ближайшим объектом электрической сети, применительно к смыслу пункта 8 Правил N 861, является объект электросетевого хозяйства Общества, на которого возложена обязанность по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО "Лизинг-оптима" к электрическим сетям, в том числе обязанность по направлению проекта договора и технических условий.
При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды пришли к выводу о нарушении Обществом пункта 15 Правил N 861 (ненаправление Обществом в адрес заявителя подписанного проекта договора технологического присоединения в двух экземплярах и подписанных технических условий в предусмотренный Правилами N 861 срок со дня поступления заявки) и правомерно посчитали доказанным наличие в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины Общества в совершении административного правонарушения исследован антимонопольным органом; в ходе производства по делу об административном правонарушении вина ПАО "Россети Ленэнерго" установлена, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Оценив обстоятельства совершения административного правонарушения и степень его общественной опасности, суды не усмотрели исключительных оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ).
Приняв во внимание характер и степень общественной опасности допущенного административного правонарушения и учитывая конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, суд первой инстанции посчитал возможным уменьшить размер административного штрафа до 400 000 руб.
Все доводы Общества, приведенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм материального права, фактически направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств. Между тем оценка имеющейся по делу доказательственной базы и установление на ее основании фактических обстоятельств дела - прерогатива судов первой и апелляционной инстанций и в рамках рассматриваемого дела суды осуществили данные процессуальные действия в соответствии с нормами действующего процессуального законодательства (статьи 64, 65, 71 АПК РФ). Кроме того, доводы не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законных судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2022 по делу N А56-27310/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопрос о наличии вины Общества в совершении административного правонарушения исследован антимонопольным органом; в ходе производства по делу об административном правонарушении вина ПАО "Россети Ленэнерго" установлена, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Оценив обстоятельства совершения административного правонарушения и степень его общественной опасности, суды не усмотрели исключительных оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ).
Приняв во внимание характер и степень общественной опасности допущенного административного правонарушения и учитывая конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, суд первой инстанции посчитал возможным уменьшить размер административного штрафа до 400 000 руб."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 июля 2022 г. N Ф07-8406/22 по делу N А56-27310/2021