г. Санкт-Петербург |
|
09 марта 2022 г. |
Дело N А56-27310/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Абрамова Д.И. по доверенности от 23.07.2020
от заинтересованного лица: Маслов И.И. по доверенности от 10.01.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-526/2022) публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.12.2021 по делу N А56-27310/2021(судья Селезнева О.А.), принятое
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго"
к Управлению Федеральной Антимонопольной службы по Ленинградской области
об оспаривании постановления от 15.03.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-3100/2020
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго" (далее - заявитель, Общество, ПАО "Россети Ленэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Управление, Ленинградское УФАС) от 15.03.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-3100/2020, которым Общество привлечено к административной ответственности на основании части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также представления от 15.03.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 047/04/9.21-3100/2020.
Решением суда первой инстанции от 19.12.2021 оспариваемое постановление изменено в части назначенного Обществу наказания, размер штрафа снижен до 400000 руб., в удовлетворении остальной части заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ПАО "Россети Ленэнерго" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит решение суда первой инстанции от 19.12.2021 отменить и удовлетворить заявленные Обществом требования в полном объеме. По мнению подателя жалобы, в действиях Общества отсутствует событие вмененного правонарушения. Также податель жалобы полагает, что в рассматриваемом случае суд первой инстанции при определении размера санкции должен был снизить административный штраф до 300000 руб.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Управления доводы апелляционной жалобы отклонил, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Лизинг-оптима" обратилось в Ленинградское УФАС с заявлением (вх. N 10053 от 10.08.2021) о нарушении Обществом Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
По результатам рассмотрения указанного заявления Управлением установлено, что 16.06.2021 ООО "Лизинг-оптима" направило заявку N 20-13645 от 17.06.2021 в ПАО "Россети Ленэнерго" на технологическое присоединение энергопринимающего устройства заявителя (склад), расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский р-н, Северо-западное лесничество, Красносокольское участковое лесничество в кварталах 111, 117, 132, кад. N47:01:0000000:500, в связи с новым присоединением.
18.06.2021 ПАО "Россети Ленэнерго" в адрес ООО "Лизинг-оптима" направлен ответ, в котором Обществом указано, что у сетевой организации отсутствуют основания для подготовки и направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения, поскольку энергопринимающие устройства находятся в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетевой организации ОАО "РЖД".
Вместе с тем, по информации, представленной в Управление "Желдорэнерго" - филиалом ООО "Энергопромсбыт", электрические сети классом напряжения до 20 кВ, принадлежащие ОАО "РЖД" и участвующие в услуге по передаче электрической энергии, находятся на расстоянии 10,96 км от границ участка ООО "Лизинг-оптима"; электрические сети до 29 кВ, принадлежащие Обществу, находятся на расстоянии 8,07 км от границ участка ООО "Лизинг-оптима".
На основании изложенного, Управление пришло к выводу о нарушении Обществом установленного пунктом 15 Правил N 861 срока направления в адрес ООО "Лизинг-оптима" проекта договора об осуществлении технологического присоединения принадлежащих заявителю энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства. Указанное обстоятельство послужило основанием для возбуждения в отношении ПАО "Россети Ленэнерго" административного дела N 047/04/9.21-3100/2020 по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
27.11.2020 Управлением в отношении Общества составлен протокол по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-3100/2020 и 15.03.2021 вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-3100/2020, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 800000 руб.
На основании статьи 29.13 КоАП РФ Управлением вынесено представление от 15.03.2021 N 047/04/9.21-3100/2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с законностью постановления и представления от 15.03.2021, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. Вместе с тем, суд первой инстанции посчитал возможным на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного Обществу административного штрафа до 400000 руб.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 19.12.2021 в силу следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
В силу пункта 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил N 861, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 861 в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.
В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и подписанных технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.
Согласно пункту 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4 - 7 любым способом ее подачи (очно, почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).
Для целей настоящих Правил под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпунктом "б" пункта 16 настоящих Правил, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию.
Сетевые организации - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (пункт 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861)
Как следует из материалов дела, 16.06.2021 ООО "Лизинг-оптима" направило заявку N 20-13645 от 17.06.2021 в ПАО "Россети Ленэнерго" на технологическое присоединение энергопринимающего устройства заявителя (склад), расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский р-н, Северо-западное лесничество, Красносокольское участковое лесничество в кварталах 111, 117, 132, кад. N47:01:0000000:500, в связи с новым присоединением.
18.06.2021 ПАО "Россети Ленэнерго" в адрес ООО "Лизинг-оптима" направлен ответ, в котором Обществом указано, что у сетевой организации отсутствуют основания для подготовки и направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения, поскольку энергопринимающие устройства находятся в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетевой организации ОАО "РЖД".
Как следует из письма ОАО "РЖД" от 28.05.2020 (л.д.33), направленного в адрес "Желдорэнерго" - филиала ООО "Энергопромсбыт", при рассмотрении заявки на технологическое присоединение ООО "Лизинг-Оптима" N 25512д установлено, что
расстояние до ближайшего объекта электросетевого хозяйства ПАО "Ленэнерго" - 8,07 км (ВЛ-10 кВ ф. 274-05 и Вл-0,4 кВ пос. Красный Сокол);
расстояние до ближайшего объекта электросетевого хозяйства ОАО "РЖД" - 10,96 км (объект: КТП N 2 40/10/0,4 кВ от ВЛ-10 кВ Карьер-Петровский и КТП N 1 100/10/0,4 кВ ПЭ ж/д ст. Боровинка);
ближайший из объектов электросетевого хозяйства - ВЛ-10 кВ ПЭ линии Лосево - Каменногорск находится на расстоянии около 0,46 км от границ участка заявителя. Однако данный объект находится на балансе ФГУП "Единая группа заказчика Федерального агентства железнодорожного транспорта"; указанная ВЛ-10 кВ не участвует в оказании услуги по передаче электрической энергии.
По информации, представленной в Управление "Желдорэнерго" - филиалом ООО "Энергопромсбыт" письмом от 07.09.2020 N 24657и-ЖДЭ (л.д. 42), электрические сети классом напряжения до 20 кВ, принадлежащие ОАО "РЖД" и участвующие в услуге по передаче электрической энергии, находятся на расстоянии 10,96 км от границ участка ООО "Лизинг-оптима". При этом, электрические сети до 29 кВ, принадлежащие Обществу, находятся на расстоянии 8,07 км от границ участка ООО "Лизинг-оптима".
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что объект электросетевого хозяйства - ВЛ-10кВ ПЭ линии Лосево - Каменногорск, находящийся на балансе ФГУП "Единая группа заказчика Федерального агентства железнодорожного транспорта", расположенный на расстоянии приблизительно 0,46 км от границ участка ООО "Лизинг-оптима", не участвует в оказании услуги по передаче электрической энергии. Данные сети находятся на безвозмездном обслуживании у ОАО "РЖД", объект и затраты на обслуживание не включены в тариф на оказание услуг по передаче энергии. Согласно информации, представленной Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, ФГУП "Единая группа заказчика Федерального агентства железнодорожного транспорта" не является регулируемой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, расположенным на территории Ленинградской области, т.е. не отвечает определению "сетевой организации" согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
Таким образом, из данных обстоятельств следует, что ближайшим объектом электрической сети, по смыслу пункта 8 Правил N 861, является объект электросетевого хозяйства Общества, находящийся на расстоянии 8,07 км от участка ООО "Лизинг-оптима". Следовательно, как верно установлено административным органом, именно на Общество возложена обязанность по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО "Лизинг-оптима" к электрическим сетям, в том числе обязанность по направлению проекта договора и технических условий.
При таких обстоятельствах следует признать обоснованным вывод Ленинградского УФАС, поддержанный судом первой инстанции, о нарушении Обществом пункта 15 Правил N 861 (ненаправление ПАО "Росстеи Ленэнерго" в адрес заказчика подписанного проекта договора технологического присоединения в двух экземплярах и подписанных технических условий в предусмотренный Правилами N 861 срок со дня поступления заявки), что образует объективную сторону состава состав правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом вышеуказанных требований Правил N 861, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия всех зависящих мер по соблюдению таких требований и недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном правонарушении.
При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении Обществом требований Правил N 861 и правомерно посчитал доказанным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судом не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Суд первой инстанции также обоснованно не установил оснований для применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как указано в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного Общетвом правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным.
Вместе с тем, оценив приведенные Обществом в заявлении доводы и обстоятельства дела, суд первой инстанции посчитал возможным с учетом положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ изменить оспариваемое постановление в части назначенного Обществу наказания.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом, в силу части 3.3. статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
В рассматриваем случае, оценив конкретные обстоятельства дела и доводы Общества, приведенные в заявлении, учитывая характер совершенного Обществом правонарушения, принимая во внимание конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциации публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, суд первой инстанции пришел к выводу, что назначенное Обществу оспариваемым постановлением наказание (штраф в размере 800000 руб.) является в данном случае чрезмерным и не соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также целям административного наказания.
В связи с изложенным, суд первой инстанции посчитал возможным на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ изменить оспариваемое постановление в части назначения наказания, снизив размер назначенного Обществу административного штрафа до 400000 руб. (1/2 размера назначенного штрафа), полагая, что наказание в указанном размере будет являться справедливым и соразмерным характеру совершенного Обществом правонарушения.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное судом первой инстанции наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного Обществом правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ. Оснований для снижения размера административного штрафа до 300000 руб. с учетом наличия сведений о неоднократном привлечении Общества к административной ответственности за совершение однородных правонарушений, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда от 19.12.2021 и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 декабря 2021 года по делу N А56-27310/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-27310/2021
Истец: ПАО "РОССЕТИ ЛЕНЭНЕРГО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области