21 июля 2022 г. |
Дело N А56-66278/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Васильевой Е.С., Журавлевой О.Р.,
при участии от акционерного общества "Терминал" генерального директора Андреева С.В. (протокол от 10.12.2021), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу Меликовой А.Г. (доверенность от 13.01.2022),
рассмотрев 21.07.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Терминал" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2022 по делу N А56-66278/2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Терминал", адрес: 196084, Санкт-Петербург, Киевская ул., д. 5, лит. АЗ, оф. 31, ОГРН 5067847444847, ИНН 7816398766 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу, адрес: 196158, Санкт-Петербург, Пулковская ул., д. 12, лит. А, ОГРН 1047818000009, ИНН 7810000001 (далее - Инспекция), от 08.04.2021 N 812 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суды первой инстанции от 28.12.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.03.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 28.12.2021 и постановление от 28.03.2020 и принять по данному делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает недоказанным факт исключения 10.08.2019 Общества за единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр МСП) и наличия правовых оснований для такого исключения, поскольку в материалах дела отсутствует решение налогового органа об исключении Общества из реестра МСП. При этом Общество обращает внимание на то, что Инспекцией не исполнено определение суда первой инстанции от 21.10.2021 об истребовании доказательств, решение об исключении Общества из реестра МСП не представлено. Также Общество заявляет, что отвечает всем критериям, предъявляем Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), в связи с чем 10.08.2017 было включено в реестр МСП. Более того, Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу в решении от 15.06.2021 N 16-19/36369 признало, что регистратор, ведущий реестр акционеров Общества в соответствии с пунктом 6.1 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ представил 03.07.2020 необходимые сведения для реестра МСП. Ни в оспоренном решении Инспекции, ни в решении вышестоящего налогового органа не приведено правовой нормы, на основании которой налоговый орган имеет право исключить 10.08.2019 Общество из реестра МСП ввиду отсутствия в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о реестродержателе акций Общества.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель налогового органа возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленного Обществом 19.10.2020 расчета по страховым взносам за 9 месяцев 2020 года, по итогам которой составлен акт от 26.01.2021 N 791 и принято решение от 08.04.2021 N 812 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением Обществу доначислено 174 222 руб. 19 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, начислено 7178 руб. 94 коп. пеней.
Основанием для принятия решения послужил вывод Инспекции о неправомерном применении Обществом пониженных тарифов страховых взносов, установленных Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 102-ФЗ). Как указал налоговый орган, по данным информационного ресурса Общество было включено в реестр МСП 10.08.2017 и исключено из него 10.08.2019.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу от 15.06.2021 N 16-19/36369 жалоба Общества на решение налогового органа оставлена без удовлетворения.
Общество оспорило решение Инспекции в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
По общему правилу страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование исчисляются по тарифам, установленным статье 425 НК РФ.
Статьей 6 Закона N 102-ФЗ предусмотрено, что в период с 1 апреля 2020 года до 31 декабря 2020 года для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с Законом N 209-ФЗ в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода, применяются пониженные тарифы страховых взносов.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 209-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в реестр МСП.
Условия отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства определены в статье 4 Закона N 209-ФЗ.
В частности, согласно подпункту "а" пункта 1 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ условием отнесения акционерного общества к субъекту малого и среднего предпринимательства, является ограничение по владению голосующими акциями, а именно: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) должны владеть суммарно не более чем 25% голосующих акций акционерного общества, а иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, - не более чем 49% голосующих акций акционерного общества.
На основании части 1 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 названного Закона, вносятся в реестр МСП в соответствии с данной статьей.
Внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в реестр МСП и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом в порядке части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период). В частности, указанные в пунктах 1 - 5.1, 7 и 8 части 3 данной статьи сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Закона N 209-ФЗ (за исключением сведений о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным частью 3 статьи 4 названного Закона), вносятся в реестр МСП ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе указанных в части 4 настоящей статьи сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года.
Ведение реестра МСП осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах - уполномоченным органом (часть 2 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ). В качестве такого органа выступает Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России).
Как указано в пункте 4 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ, внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в реестр МСП и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 - 6.4 данной статьи.
В соответствии с пунктом 6.1 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ в целях ведения реестра МСП держатели реестров акционеров акционерных обществ, которые созданы до 1 декабря года, предшествующего текущему календарному году, и в составе сведений о которых в ЕГРЮЛ содержатся сведения о соответствующем держателе реестра акционеров акционерных обществ, ежегодно до 5 июля представляют в уполномоченный орган перечень акционерных обществ, соответствующих условиям, установленным подпунктом "а" пункта 1 части 1.1 статьи 4 названного Закона (за исключением условий, установленных абзацем третьим указанного подпункта). Указанный перечень формируется держателями реестров акционеров акционерных обществ на основании имеющихся у них данных, содержащихся в списках лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров соответствующего акционерного общества, проведенном в текущем календарном году.
Как следует из материалов дела, при формировании 10.08.2019 реестра МСП Общество было исключено уполномоченным органом из указанного реестра по причине отсутствия в ЕГРЮЛ информации о держателе реестра акционеров, который должен представить сведения, указанные в пункте 6.1 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ.
Впоследствии, при формировании 10.04.2021 реестра МСП Общество включено в него.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили, что с учетом положений статьи 3 Закона N 209-ФЗ статус субъекта малого и среднего предпринимательства поставлен в зависимость от факта включения такого субъекта в реестр МСП. Следовательно, плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные Законом N 102-ФЗ, при условии внесения сведений о них в реестр МСП.
Ввиду того, что Общество исключено из реестра МСП 10.08.2019 и включено в него впоследствии только 10.04.2021, суды обоснованно признали, что в соответствующем отчетном периоде - 9 месяцев 2020 года оно было обязано исчислить страховые взносы в соответствии с тарифами страховых взносов, установленными статьей 425 НК РФ.
Изложенные в кассационной жалобе аргументы Общества о том, что оно отвечает всем критериям, предъявляем Законом N 209-ФЗ, в связи с чем 10.08.2017 было включено в реестр МСП, в ходе камеральной проверки Инспекция не располагала решением об исключении заявителя из реестра МСП, в материалах дела отсутствует решение об исключении 10.08.2019 Общества из указанного реестра, не принимаются судом кассационной инстанции.
Как верно указали суды, ни Налоговый кодекс Российской Федерации, ни Закон Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах", ни Закон N 209-ФЗ не содержат положений о том, что ФНС России либо регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица и (или) налоговый орган по месту нахождения юридического лица обязаны оформлять решение об исключении хозяйствующего субъекта из реестра МСП и направлять его в адрес этого лица.
Единый реестр субъектов МСП - это размещенная в открытом доступе база данных о субъектах малого и среднего предпринимательства, при обращении к которой можно подтвердить принадлежность того или иного хозяйствующего субъекта к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (статья 4.1 Закона N 209-ФЗ).
Положениями пункта 6 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что первое размещение сведений, содержащихся в реестре МСП, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего ведение указанного реестра в соответствии с Законом N 209-ФЗ, осуществляется 01 августа 2016 года.
Дальнейшее размещение сведений, содержащихся в указанном реестре, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного органа осуществляется ежемесячно, начиная с 10 сентября 2016 года.
Содержащиеся в реестре МСП сведения о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях исключаются из указанного реестра 1 раз в год - 10 августа текущего календарного года (подпункт 5 пункта 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период).
Несмотря на то, что сведения в реестр МСП вносятся ФНС России на основании предоставленной ей информации, субъекты малого предпринимательства имеют возможность контролировать, содержатся ли сведения о них в данном реестре, и в случае когда сведения о них в таком реестре не будут обнаружены, сообщить об этом в налоговый орган.
В целях обеспечения автоматизированного ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства приказом ФНС России от 19.08.2016 N СА-7-6/442@ введено в эксплуатацию программное обеспечение функционального блока N 3 АИС "Налог-3" в части транзакционных подсистем налогового администрирования и внешних сервисов, реализующее автоматизацию ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства и утвержден Регламент использования программного обеспечения, реализующего возможность обработки обращений по вопросам ведения единого реестра и принудительного включения юридического лица или индивидуального предпринимателя в единый реестр (далее - Регламент).
Названный Регламент определяет порядок использования программного обеспечения, реализующего возможность принудительного включения юридического лица или индивидуального предпринимателя в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства при поступлении посредством соответствующего сервиса сообщения об отсутствии сведений в реестре или неверного отражения категории лица, сведения о котором содержатся в реестре.
Судами установлено и Обществом не опровергнуто, что в адрес заявителя направлялись сообщения о его исключении из реестра МСП с указанием соответствующих причин и мероприятий, необходимых для включения Общества в данный реестр.
Доказательства обращения Общества в налоговый орган по вопросу исключения его из реестра МСП в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отклонили ссылку Общества на неисполнение налоговым органом обязанности по сообщению налогоплательщику об исключении его из реестра МСП и представлению во исполнение определения суда первой инстанции решения об исключении из реестра МСП.
Довод Общества о том, что Закон N 209-ФЗ не содержит в себе положений, позволяющих исключать юридическое лицо из реестра МСП в связи с отсутствием в ЕГРЮЛ сведений о держателе реестра акционеров, на момент формирования 10.08.2019 реестра МСП Общество соответствовало всем критериям, установленным Законом N 209-ФЗ, рассмотрены судами и отклонены.
По настоящему делу Обществом заявлено требование о признании недействительным решения Инспекции, принятого по итогам камеральной проверки расчета по страховым взносам за 9 месяцев 2020 года.
Внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в реестр МСП и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом - ФНС России.
Законность действий уполномоченного органа по исключению Общества из реестра МСП в судебном порядке заявителем не оспаривалась.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении заявления Общества, в том виде как оно им было сформулировано, поскольку в соответствующем отчетном периоде - 9 месяцев 2020 года Общество не было включено в реестр МСП.
Приведенные в кассационной жалобе доводы сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования судов, получили надлежащую правовую оценку и мотивированно отклонены, не опровергают, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход спора.
При таком положении оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Общества не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2022 по делу N А56-66278/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Терминал" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.А. Родин |
Судьи |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В целях обеспечения автоматизированного ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства приказом ФНС России от 19.08.2016 N СА-7-6/442@ введено в эксплуатацию программное обеспечение функционального блока N 3 АИС "Налог-3" в части транзакционных подсистем налогового администрирования и внешних сервисов, реализующее автоматизацию ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства и утвержден Регламент использования программного обеспечения, реализующего возможность обработки обращений по вопросам ведения единого реестра и принудительного включения юридического лица или индивидуального предпринимателя в единый реестр (далее - Регламент).
...
Довод Общества о том, что Закон N 209-ФЗ не содержит в себе положений, позволяющих исключать юридическое лицо из реестра МСП в связи с отсутствием в ЕГРЮЛ сведений о держателе реестра акционеров, на момент формирования 10.08.2019 реестра МСП Общество соответствовало всем критериям, установленным Законом N 209-ФЗ, рассмотрены судами и отклонены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 июля 2022 г. N Ф07-9397/22 по делу N А56-66278/2021