г. Санкт-Петербург |
|
28 марта 2022 г. |
Дело N А56-66278/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей Н. О. Третьяковой, Е. И. Трощенко
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Н. С. Пиецкой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3828/2022) АО "Терминал" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2021 по делу N А56-66278/2021 (судья О. Е. Устинкина), принятое
по заявлению АО "Терминал"
к Межрайонной ИФНС России N 23 по Санкт-Петербургу
о признании частично недействительным решения
при участии:
от заявителя: Генеральный директор Андреес С. В. (паспорт)
от ответчика: Захаров А. В. (доверенность от 10.01.2022), Швецова Н. В. (доверенность от 10.01.2022)
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Терминал" (ОГРН 5067847444847, ИНН 7816398766; далее - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция, налоговый орган) от 08.04.2021 N812 в части предложения уплатить недоимку и пени по страховым взносам.
Решением суда от 28.12.2021 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, судом не принято во внимание, что инспекцией не было представлено решения об исключении общества из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр МСП) 10.08.2019; на момент формирования реестра МСП (10.08.2019) общество соответствовало всем критериям, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представители инстанции против удовлетворения апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка расчета по страховым взносам за 9 месяцев 2020 года, представленного обществом в налоговой орган 19.10.2020 по ТКС.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 26.01.2021 N 791 и вынесено решение от 08.04.2021 N 812 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением заявителю предложено уплатить страховые взносы в сумме 174 222 руб. 19 коп. и пени в сумме 6 853 руб. 90 коп.
Основанием для доначисления обществу страховых взносов послужил довод инспекции о том, что общество не имело права использовать пониженные тарифы по страховым взносам в связи с тем, что в проверяемый период (9 месяцев 2020 года) заявитель не являлся субъектом малого и среднего предпринимательства.
Решение инспекции от 08.04.2021 N 812 обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу от 15.06.2021 N 16-19/36369@ решение инспекции от 08.04.2021 N 812 оставлено без изменения, а жалоба общества - без удовлетворения.
Не согласившись с законностью вступившего в силу решения инспекции от 08.04.2021 N 812 в части предложения уплатить недоимку и пени по страховым взносам, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд отказал обществу в удовлетворении заявления.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Статьей 6 Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 102-ФЗ) установлено, что в период с 01.04.2020 до 31.12.2020 для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Законом N 209-ФЗ, в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), установленного федеральным законом на начало расчетного периода, применяются пониженные тарифы страховых взносов.
Согласно статье 3 Закона N 209-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными названным Законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в реестр МСП.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 данного Закона, вносятся в реестр МСП в соответствии с данной статьей.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 313-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 313-ФЗ) статья 3 Закона N 209-ФЗ в части раскрытия понятия субъектов малого и среднего предпринимательства дополнена словами: "сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства".
Таким образом, законодатель окончательно закрепил юридическое подтверждение статуса такого субъекта фактом включения сведений о нем в Реестр.
С учетом изложенного плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные Законом N 102-ФЗ, при условии внесения сведений о них в реестр МСП.
Не принимается апелляционным судом довод заявителя о том, что налоговым органом не было представлено решение об исключении общества из реестра МСП 10.08.2019.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 209-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в реестр МСП.
Из положений статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ следует, что реестр МСП - это размещенная в открытом доступе база данных о субъектах малого и среднего предпринимательства, при обращении к которой можно подтвердить принадлежность того или иного хозяйствующего субъекта к категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Следовательно, подтверждение принадлежности юридического лица (индивидуального предпринимателя) к субъекту малого и среднего предпринимательства осуществляется любым заинтересованным лицом при обращении к Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства (Письмо ФНС России от 08.08.2017 N ГД-4-14/15554@ "О Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства").
Согласно пункту 2 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ, Положению о Федеральной налоговой службе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 560, а также письму ФНС России от 20.01.2020 N ГД-4-14/615 "О ведении Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства", ведение реестра МСП осуществляется ФНС России.
Сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Закона N 209-ФЗ, вносятся в единый реестр, размещаемый в сети Интернет на официальном сайте ФНС России https://rmsp.nalog.ru/ (части 1, 2 и 9 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ, пункт 1 положения о ФНС России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506). Единый реестр формируется автоматически на основе тех сведений, которые поступают в ФНС России в рамках представления налоговой отчетности, без введения административных процедур, связанных с представлением дополнительных документов.
Данные сведения вносятся в реестр ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года, а также сведений, представленных в ФНС России в соответствии с частями 6 - 6.2, 6.4 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ (редакция от 02.08.2019).
Таком образом, действующий порядок формирования реестра МСП в силу действующего законодательства Российской Федерации, свидетельствует о том, что реестр формируется ФНС России на основании представленных в его распоряжение сведений, а сами субъекты малого предпринимательства не обращаются в данный орган с целью внесения сведений о них в данный реестр, статус субъекта малого предпринимательства присваивается автоматически и не носит заявительный характер.
Поскольку реестр МСП формируется автоматически и не носит заявительного характера, то и исключение из указанного реестра происходит автоматически.
Кроме того, ни Налоговый кодекс Российской Федерации, ни Закон Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах", ни Положение о ФНС России не содержат в себе положений о том, что налоговые органы обязаны оформлять решение об исключении юридического лица/индивидуального предпринимателя из реестра МСП и направлять его в адрес налогоплательщика.
Ссылка подателя жалобы на то, что инспекцией не было исполнено определение суда от 21.10.2021, несостоятельна.
Как следует из материалов дела, инспекцией представлены дополнения к отзыву от 01.12.2021 N 28-07/51354, согласно которым исполнение определения не представлялось возможным, так как включение/исключение хозяйствующих субъектов из реестра МСП происходит автоматически без оформления какого-либо решения.
Также инспекцией в адрес общества направлялись письма от 11.12.2020 N 07-20/33218, от 24.02.2021 N 07-20/07687, в которых заявителю сообщалось о его исключении из реестра МСП, а также о причинах и мероприятиях, необходимых для включения общества в данный реестр.
Таким образом, довод заявителя о том, что налоговый орган обязан был сообщить об исключении общества из реестра МСП, а также представить соответствующее решение правомерно отклонен судом, поскольку включение/исключение из реестра МСП происходит автоматически и не включает в себя оформление определенного решения об исключении из реестра МСП.
Довод подателя жалобы о том, общество соответствовало установленным критериям для включения в реестр МСП, в связи с чем, правовые основания для исключения общества из реестра 10.08.2019 отсутствовали, несостоятелен.
Согласно пункту 6.1 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) в целях ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства держатели реестров акционеров акционерных обществ, которые созданы до 1 декабря года, предшествующего текущему календарному году, и в составе сведений, о которых в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) содержатся сведения о соответствующем держателе реестра акционеров акционерных обществ, ежегодно до 5 июля представляют в уполномоченный орган перечень акционерных обществ, соответствующих условиям, установленным подпунктом "а" пункта 1 части 1.1 статьи 4 указанного Федерального закона (за исключением условий, установленных абзацем третьим указанного подпункта).
Из указанных норм права следует, что сведения об акционерных обществах (за исключением вновь созданных), отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Закона N 209-ФЗ, могут быть внесены в реестр МСП только в случае, если в составе сведений о них в ЕГРЮЛ содержатся сведения о соответствующем держателе реестра акционеров акционерных обществ.
Из материалов дела следует, что общество впервые включено в реестр МСП 10.08.2017.
03.07.2019 в реестр МСП поступили сведения от держателя акционеров Акционерного общества "Специализированный регистратор - Держатель реестров акционеров газовой промышленности" (далее - АО "Драга").
Однако, на момент формирования реестра МСП в ЕГРЮЛ отсутствовали сведения о том, что держателем реестра акционеров общества является АО "Драга".
В связи с этим 10.08.2019 общество исключено из реестра МСП в связи с невыполнением условий, установленными пунктом 6.1 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ, а именно, отсутствием в ЕГРЮЛ информации о держателе реестра акционеров общества.
Таким образом, поскольку с 10.08.2019 общество не являлось субъектом малого и среднего предпринимательства, оно было не вправе применять пониженные тарифы по страховым взносам, установленные Законом N 102-ФЗ.
Ссылка заявителя на то, что Закон N 209-ФЗ не содержит в себе обязательного условия наличия в ЕГРЮЛ сведений о реестродержателе, несостоятельна, поскольку в связи с изменениями, внесенными Законом N 313-ФЗ, с 03.08.2018 наличие в ЕГРЮЛ сведений о реестродержателе акций является обязательным условием для внесения хозяйствующего субъекта в реестр МСП.
При таких обстоятельствах, поскольку общество до 10.08.2020 не было включено в реестр МСП, в отчетном периоде оно было обязано исчислить страховые взносы в соответствии с тарифами страховых взносов, установленными статьей 425 НК РФ.
Таким образом, инспекцией правомерно произведено доначисление обществу страховых взносов, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2021 по делу N А56-66278/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
Н.О. Третьякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-66278/2021
Истец: АО "ТЕРМИНАЛ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 23 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ