21 июля 2022 г. |
Дело N А56-106911/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Боголюбовой Е.В., Елагиной О.К.,
при участии от открытого акционерного общества "Научно-исследовательский проектно-изыскательский институт "Ленметрогипротранс" Ахромова А.В. (доверенность от 01.01.2022), Тагиевой Л.Х. (доверенность от 07.12.2021), от Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга Борченко А.В. (доверенность от 21.12.2021),
рассмотрев 21.07.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Научно-исследовательский проектно-изыскательский институт "Ленметрогипротранс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2022 по делу N А56-106911/2020,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Научно-исследовательский, проектно-изыскательский институт "Ленметрогипротранс", адрес: 191002, Санкт-Петербург, ул. Большая Московская, д. 2/1, лит. А, пом. 1Н, 5Н, 6Н, 7Н, 8Н, 13Н (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, адрес: 191023, Санкт-Петербург, Караванная ул., д. 9, лит. А, ОГРН 1037843037935, ИНН 7830001853 (далее - Комитет), о взыскании 53 487 800 руб. 63 коп. основного долга по непринятым работам по государственному контракту от 19.07.2018 N ПМ-16/2018 (далее - Контракт), 6 536 356 руб. 27 коп. пеней за несвоевременную оплату 6 - 8 этапов работ за период с 29.09.2019 по 29.07.2021, а также неустойки из расчета одной трехсотой действующей на дату оплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы с 30.07.2021 по день фактического исполнения основного обязательства; удержания по пункту 3.5. Контракта в размере 2 142 751 руб. 29 коп., пени за несвоевременный возврат удержания в размере 283 911 руб. 76 коп., удержания по пункту 3.5. Контракта в размере 19 361 340 руб. 22 коп., пени за несвоевременный возврат удержания в размере 2 537 626 руб. 34 коп. (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Определением суда от 11.03.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Дирекция транспортного строительства" (далее - Дирекция).
Решением суда первой инстанции от 15.12.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.04.2022, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты, отказать в иске в полном объеме.
В отзывах на кассационную жалобу Комитет и Дирекция указывают на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель Комитета возражал против ее удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами, Общество (подрядчик) и Комитет (заказчик) 19.07.2018 заключили Контракт, согласно которому заказчик поручил, а подрядчик принял на себя обязательства выполнить работы по корректировке проектной документации по объекту: "Строительство участка Невско-Василеостровской линии метрополитена от станции "Улица Савушкина" до станции "Зоопарк" для нужд Санкт-Петербурга в соответствии с Техническим заданием (приложение N 1 к Контракту), Расчетом цены Контракта (Приложение N 2 к Контракту), являющимися неотъемлемыми частями Контракта и подлежащие оплате за счет бюджета Санкт-Петербурга в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 04.12.2017 N 801-131 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (пункт 1.1 Контракта).
Дополнительным соглашением от 14.08.2018 N 1 к Контракту было утверждено приложение N 1 - Соглашение об условиях приемки работ (далее - Соглашение), по которому к участию в приемке работ была привлечена Дирекция в качестве заказчика.
Общая стоимость работ в соответствии с Дополнительным соглашением от 10.10.2018 N 2 составила 296 100 577 руб. 64 коп.
Комитетом выплачено Обществу по Контракту 77 134 643 руб. 43 коп., что подтверждается платежными поручениями от 10.09.2018 N 913125, от 26.12.2018 N 511907, 511908, от 27.12.2018 N 540659, от 28.12.2018 N 541764.
Согласно пункту 4 Соглашения заказчик в течение 10 календарных дней, после получения документов, указанных в пункте 1 и пункте 2 Соглашения проверяет качество работ, достоверность содержащихся в документах сведений об объемах, составе и стоимости выполненных работ, для чего проводит экспертизу предоставленных подрядчиком результатов работ и, в случае отсутствия замечаний, подписывает документы, указанные в подпунктах 1.2 и 1.3 и подпунктах 2.2, 2.3 Соглашения и направляет их заказчику.
В соответствиями с требованиями пункта 5 Соглашения заказчик в течение 6 календарных дней, после получения документов, указанных в подпунктах 1.2 и 1.3 и подпунктах 2.2, 2.3 Соглашения, в случае отсутствия замечаний подписывает акты о приемке выполненных работ и справку о стоимости выполненных работ и затрат и возвращает документы заказчику для последующей передачи подрядчику.
Согласно пункту 3.5 Контракта оплата принятых работ производится заказчиком Санкт-Петербурга в течение 30 дней с момента подписания документов, указанных в пункте 3.4 Контракта с учетом пункта 6.8 Контракта.
Общество выполнило и сдало, а Комитет принял и частично оплатил следующие работы:
- по акту от 22.08.2018 N 1/154 на сумму 36 203 723, 19 руб.;
- по акту от 15.10.2018 N 2/182 на сумму 19 361 340, 22 руб.;
- по акту от 14.11.2018 N 3/223 на сумму 4 913 143, 47 руб.;
- по акту от 30.11.2018 N 4/252 на сумму 100 610 323, 93 руб.;
- по акту от 12.12.2018 N 4/276 на сумму 60 020 154, 69 руб.
Таким образом, ответчик принял работы на общую сумму 221 108 685, 50 руб.
Комитет оплатил принятые работы следующим образом:
- платежным поручением от 10.09.2018 N 913125 - 36 203 723,19 руб.;
- платежным поручением от 26.12.2018 N 511907 - 19 361 340, 22 руб.;
- платежным поручением от 26.12.2018 N 511908 - 4 913 143,47 руб.;
- платежным поручением от 27.12.2018 N 540659 - 60 020 154, 69 руб.;
- платежным поручением от 28.12.2018 N 541764 - 98 467 572,64 руб.
Таким образом, заказчик оплатил работы на общую сумму 218 965 934, 21 руб.
Согласно пункту 4.2 Контракта его предметов являются:
- откорректированная проектная документация, состоящая из текстовой и графической частей и разработанная с условиями Контракта, получившая положительное заключение государственной экспертизы;
- проектная документация по инженерной подготовке территории объекта, состоящая из текстовой и графической частей и разработанная с условиями Контракта, получившая положительное заключение государственной экспертизы.
Контрактом предусмотрены удержания, которые выплачиваются после получения положительного заключения государственной экспертизы.
Вторым абзацем пункта 3.5 Контракта предусмотрено 10% удержание по смете 1П в размере (21 427 512,86 х 10%) 2 142 751,29 руб.
Пунктом 3 дополнительного соглашения N 2 к Контракту от 10.10.2018 в абзац 3 пункта 3.5 Контракта внесены изменения - предусмотрено 10% удержание в размере по смете 4 (193 613 402,23 х 10%) 19 361 340, 22 руб.
Таким образом, общая сумма удержаний составляет: 21 504 091,51 руб., которые выплачиваются в течении 30 дней после получения положительного заключения государственной экспертизы.
Согласно Календарному плану выполнения работ (приложение N 4 дополнительного соглашения N 2 к Контакту) стоимость работ по 6 этапу составляет 34 760 388, 47 руб., с учетом удержания выплате подлежат (34 760 388, 47 - 19 240 746, 65) 13 356 2961, 96 руб. независимо от результата рассмотрения проектной документации государственной экспертизой.
Общество 20.05.2019 письмом N 3027-20-2300 уведомило Комитет об окончании выполнения 6 этапа календарного плана и направлении результатов инженерных изысканий, проектно-сметной документации, а письмом от того же числа N 3027-20-2301 направило акт о приемке выполненных работ от 20.05.2019 N 6/129 и справку о стоимости выполненных работ от 20.05.2019 N 6/129 на общую сумму 34 760 388,47 руб.
Общество 27.06.2019 письмом N 3027-20-2949 уведомило ответчика об окончании выполнения 7 этапа календарного плана и направлении результатов инженерных изысканий, проектно-сметной документации, а письмом от того же числа N 3027-20-2950 направило ответчику акт о приемке выполненных работ от 27.06.2019 N 7/172 и справку о стоимости выполненных работ от 27.06.2019 N 7/172 на общую сумму 40 231 503, 67 руб.
Общество полагает, что 27.06.2019 полностью завершило выполнение работ по Контракту.
Согласно пункту 6.3 Контракта для проверки результатов выполненных работ Комитет в течение четырнадцати календарных дней проводит экспертизу представленного истцом результата работ, которая была проведена 28.06.2019 и истец в соответствии с пунктом 9 Соглашения о приемке устранял недостатки до 12.08.2019.
Истец 12.08.2019 повторно с письмом N 3027-20-3926 направил акт о приемке выполненных работ от 20.05.2019 N 6/129, справку о стоимости выполненных работ от 20.05.2019 N 6/129, акт о приемке выполненных работ от 27.06.2019 N 7/172 и справку о стоимости выполненных работ от 27.06.2019 N 7/172.
Поскольку мотивированного отказа ответчика, предусмотренного пунктом 6.5 Контракта не последовало, истец полагает, что работа считается принятой и подлежащей оплате.
Дирекция 18.09.2019 отказалась принимать выполненные работы, в письме N 01-14534/19-0-1 сославшись на получение отрицательного заключения государственной экспертизы.
Истец полагает, что полностью выполнил проектные работы по Контракту, которые не приняты и не оплачены по 6, 7, и 8 этапам Календарного плана в общей сумме 74 991 892, 14 руб., из которых независимо от результата государственной экспертизы оплате подлежит 53 487 800, 63 руб.
По мнению истца, основная причина получения отрицательных заключений государственной экспертизы обусловлена непредставлением ответчиком проекта планировки территории.
Истец не входит в число лиц, названных в части 1.1. статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которые имеют право самостоятельно принимать решения о планировке территории - это прямая обязанность ответчика. Таким образом, направляя откорректированную проектную документацию без предоставления проекта планировки территории в государственную экспертизу, ответчик заранее должен был предполагать о получении отрицательных заключений.
На основании пункта 5.1.3. Контракта ответчик в течении 7 дней с момента заключения Контракта обязан предоставить истцу исходные данные, обеспечивающие выполнение работ по Контракту, установленный в разделе 37 Задания на выполнение работ.
Согласно требованиям пункта 6 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик, технический заказчик обязаны предоставить проектировщику градостроительный план земельного участка и технические условия.
Истец информировал заказчика о несоответствии требований государственного унитарного предприятия "Петербургский метрополитен" от 18.12.2017 проекту планировки территории и требованиям Контракта - основанию выполнения работ, Заданию на проектирование и расчету Цены Контракта письмами от 05.08.2019 N 3027-20-3802, от 19.09.2019 N 3027-20-4821.
Истец полагает, что отрицательное заключение государственной экспертизы от 19.07.2019 N 78-1-3-3-0124-19 проектной документации и результатам инженерных изысканий "Строительство участка Невско-Василеостровской линии метрополитена от станции "Улица Савушкина" до станции "Зоопарк". Подготовительный этап строительства" в случае предоставления надлежащего комплекта документов ответчиком могло быть положительным.
Таким образом, оплата удержания в размере 2 142 751, 29 руб. согласно пункту 3.5 Договора производится в течении 30 дней, то есть до 17.08.2019.
По мнению истца, отрицательное заключение государственной экспертизы от 24.07.2019 N 00887- 19/ГГЭ09381/07-01 объекта капитального строительства "Строительство участка Невско-Василеостровской линии метрополитена от станции "Улица Савушкина" до станции "Зоопарк". Подготовительный этап строительства" в случае предоставления надлежащего комплекта документов ответчиком могло быть положительным. Таким образом, оплата удержания в размере 19 361 340, 22 руб. согласно пункту 3.5 Контракта производится в течении 30 дней, то есть до 22.08.2019.
Истец 29.10.2019 направил ответчику претензию N 3027-11-5699 с просьбой принять выполненные работы, оплатить принятые и не принятые работы, а также неустойку.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения Общества в суд с настоящим иском.
Суды не нашли правовых оснований для удовлетворения иска.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) выполнить определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
Согласно статье 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Согласно статье 760 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан: выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором; согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления; передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.
Статьей 762 ГК РФ предусмотрено, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан уплатить подрядчику установленную цену полностью после завершения всех работ или уплатить ее частями после завершения отдельных этапов работ, если иное не предусмотрено договором.
В силу пункта 1 статьи 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
Пунктом 3.4 Контракта установлено, что основанием для оплаты выполненных подрядчиком работ являются подписанные сторонами акты о приемке выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ и затрат, а также счета-фактуры.
Оплата принятых работ производится заказчиком Санкт-Петербурга в течение 30 дней с даты подписания документов, указанных в пункте 3.4 Контракта с учетом пункта 6.8 Контракта (абзац 1 пункта 3.5 Контракта).
Окончательная оплата за выполненные работы по Контракту в размере 10% от стоимости сметы N 1П с НДС (18%) с учетом применения коэффициента конкурсного снижения (21 427 512, 86 руб.) в сумме 2 142 751 руб. 29 коп. (4 этап выполнения работ) производится заказчиком Санкт-Петербурга после получения соответствующего положительного заключения государственной экспертизы в течение 30 дней с момента получения такого заключения (абзац 2 пункта 3.5 Контракта, календарный план выполнения работ в редакции дополнительного соглашения от 10.10.2018 N 2).
Окончательная оплата за выполненные работы по контракту в размере 10% от стоимости сметы N 4 с НДС (18%) с учетом применения коэффициента конкурсного снижения (193 613 402, 23 руб.) в сумме 19 361 340, 22 руб. (6 - 7 этапы выполнения работ) производится заказчиком Санкт-Петербурга после получения соответствующего положительного заключения государственной экспертизы в течение 30 дней с момента получения такого заключения (абзац З пункта 3.5 Контракта, календарный план выполнения работ в редакции дополнительного соглашения от 10.10.2018 N 2).
Таким образом, условиями Контракта определено, что обязанность Комитета по оплате 10% от стоимости определенных выполненных подрядчиком работ зависит от факта принятия таких работ и получения положительных заключений государственной экспертизы.
Судами установлено, что по результатам рассмотрения документации, разработанной Обществом, федеральным автономным учреждением "Главное управление государственной экспертизы" выданы отрицательные заключения от 19.07.2019 N 78-1-3-3-0124-19, от 24.07.2019 N 00887-19/ГГЭ-09З81/07-01, Санкт-Петербургским государственным автономным учреждением "Центр государственной экспертизы" отрицательное заключение выдано 26.11.2020.
Работы по 4 этапу в сумме 100 610 323, 93 руб. приняты Комитетом 21.12.2018 по акту о приемке выполненных работ от 30.11.2018 N 4/252, что подтверждается справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 30.11.2018 N 4/252, и оплачены платежным поручением от 28.12.2018 N 541764 на сумму 98 467 572, 64 руб., т.е. не в полном объеме.
Работы по 6 - 8 этапам выполнения работ Дирекцией и Комитетом не приняты.
Следовательно, с учетом получения отрицательных заключений у Комитета не возникла обязанность по перечислению Обществу стоимости работ по 4, 6 - 8 этапам выполнения работ. Кроме того, работы по 6 - 7 этапам не приняты заказчиком.
По условиям соглашения об условиях приемки работ, являющегося приложением N 1 к дополнительному соглашению от 14.08.2018 N 1, обязанность Дирекции по приемке работ возникает с момента получения от Общества предусмотренных данным соглашением документов, а обязанность Комитета по приемке работ - с момента получения от Дирекции подписанных ею актов о приемке выполненных работ и справок о стоимости выполненных работ и затрат.
Письмами Дирекции от 18.09.2019 N 01-14534/19-03 акты о приемке выполненных работ от 20.05.2019 N 6/129, от 27.06.2019 N 7/172 и справки о стоимости выполненных работ и затрат к этим актам возвращены Обществу со ссылкой на получение отрицательных заключений государственных экспертиз и предложено с целью решения вопроса дальнейшего проектирования объекта коллегиально утвердить окончательное решение по структуре и составу объекта на основании пункта 2 протокола Комитета от 28.06.2019 N 01-12-2755/19-0-0.
Комитет письмом от 13.09.2019 N 01-10-13325/19-0-1 также отказал в приемке работ по 6 - 7 этапам выполнения работ, поскольку по состоянию на 12.09.2019 работы по подготовке проектной документации в соответствии с условиями Контракта и решениями протокола Комитета от 28.06.2019 N 01-12-2755/19-0-0 не организованы, план выпуска проектной документации с указанием сроков выполнения работ и ответственных должностных лиц подрядчика на основании письма Комитета от 17.07.2019 N 01-10-11554/19-0-1 не представлен.
Довод истца, относительно отсутствия проекта планировки территории линейного объекта, что по его мнению могло бы повлиять на вынесение государственной экспертизой иного решения при проверке результатов работ по Контракту рассмотрен судами и отклонен.
Судами установлено, что как следует из отрицательных заключений государственных экспертизы, актов сверки, подписанных Комитетом и Дирекцией, акта сверки, составленного Обществом, отсутствие проекта планировки территории не являлось единственным замечанием, наличие которого не позволило получить положительные заключения государственных экспертиз.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений лиц, участвующих в деле.
Судами правильно применены нормы материального и процессуального права.
Оснований для иной оценки приведенных выводов у суда кассационной инстанции не имеется, учитывая отсутствие полномочий по переоценке доказательств и установленных обстоятельств (статьи 286, 287 АПК РФ).
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной коллегией не установлено.
Таким образом, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2022 по делу N А56-106911/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Научно-исследовательский проектно-изыскательский институт "Ленметрогипротранс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Судьи |
М.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 июля 2022 г. N Ф07-10913/22 по делу N А56-106911/2020