26 июля 2022 г. |
Дело N А66-12142/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Кадулина А.В.,
при участии от Правительства Тверской области Травкиной О.Н. (доверенность от 09.12.2019 N 176) от Министерства лесного комплекса Тверской области Сокол Н.В. (доверенность от 01.02.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу, Правительства Тверской области, Министерства лесного комплекса Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 23.11.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2022 по делу N А66-12142/2020,
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу, адрес: 141202, Московская обл., г. Пушкино, Институтская ул., д. 15, ОГРН 5077746292883, ИНН 7705782230 (далее - Департамент), обратился в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Надежда", адрес: 172734, Тверская обл., Осташковский г.о., г. Осташков, Урожайная ул., д. 9, оф. 6, ОГРН 1046912003357, ИНН 6913011194 (далее - Общество), о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Общества на земельный участок площадью 203 261 +/- 7252 кв. м с кадастровым номером 69:24:0000013:1975, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, местоположением относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская обл., Осташковский р-н, КДСП "Селигер"; указании в решении суда, что данное решение будет являться для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее - Управление Росреестра) самостоятельным основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 69:24:0000013:1975, снятия земельного участка с кадастровым номером 69:24:0000013:1975 с государственного кадастрового учета (с учетом окончательного уточнения заявленных требований).
Определением от 17.11.2020 удовлетворено ходатайство Волжской Межрегиональной природоохранной прокуратуры, адрес: 170034, Тверская обл., г. Тверь, ул. Дарвина, д. 9, ОГРН 1026900561610, ИНН 6905010905, о вступлении в дело в порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство лесного комплекса Тверской области (ранее - Министерство лесного хозяйства Тверской области), адрес: 170042, Тверская обл., г. Тверь, ул. Горького, д. 97, каб. 201, ОГРН 1106952010868, ИНН 6950116540 (далее - Министерство); федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", адрес: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, в лице филиала по Тверской области; государственное казенное учреждение Тверской области "Осташковское лесничество Тверской области", адрес: 172735, Тверская обл., г. Осташков, Ленинский пр., д. 59, ОГРН 5126913000011, ИНН 6913014526 (далее - Учреждение); Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, адрес: 170100, Тверская обл., г. Тверь, Советская ул., д. 33, ОГРН 1106952029315, ИНН 6950125150 (далее - Управление Росимущества); общество с ограниченной ответственностью "ЛесСервис", адрес: 172734, Тверская обл., г. Осташков, ул. Строителей, д. 9а, оф. 1, ОГРН 1096913000480, ИНН 6913014773 (далее - ООО "ЛесСервис"); Управление Росреестра, адрес: 170100, Тверская обл., г. Тверь, Свободный пер., д. 2, ОГРН 1046900099828, ИНН 6901067121; Правительство Тверской области, адрес: 170100, Тверская обл., г. Тверь, пл. Святого Благоверного князя Михаила Тверского, д. 1, ОГРН 1026900587702, ИНН 6905000054 (далее - Правительство).
Решением от 23.11.2021, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2022, в иске отказано.
Министерство в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, и принять по делу новый судебный акт. По мнению Министерства, регистрация права федеральной собственности на лесной участок с кадастровым номером 69:24:0000013:3309 произведена в соответствии с действовавшим на момент регистрации порядком на основании плана лесного участка; леса, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 69:24:0000013:258, входящем в состав земельного участка (единого землепользования) с кадастровым номером 69:24:0000013:1975, ранее относились к колхозным лесам, составлявшим наряду с лесами государственного значения единый государственный лесной фонд, не предназначены для сельскохозяйственного производства и находятся в собственности Российской Федерации; поскольку земельный участок с кадастровым номером 69:24:0000013:258, входящий в состав единого землепользования с кадастровым номером 69:24:0000013:1975, сформирован на землях, находящихся в собственности Российской Федерации, и не переведен из земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения, вывод судов относительно регистрации права собственности Общества на земельный участок с кадастровым номером 69:24:0000013:1975 является ошибочным.
Правительство в кассационной жалобе также просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, приводя аналогичные доводы, считая, что земельный участок с кадастровым номером 69:24:0000013:1975, в составе которого имеется земельный участок площадью 278 000 кв. м с кадастровым номером 69:24:0000013:258, являющийся частью лесного фонда, не может находиться ни в какой другой собственности, кроме федеральной.
Департамент в кассационной жалобе просит отменить те же судебные акты, указывая следующее. По мнению Департамента, ошибочным является вывод судов о наличии спора о границах земельных участков, поскольку исковое заявление предъявлено в целях защиты права собственности на земли лесного фонда, устранения противоречий в ЕГРН и государственном лесном реестре (далее - ГЛР), оспаривание права собственности ответчика на площадь наложения его участка на земли лесного фонда; право собственности Общества на земельный участок, учтенный как относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, основано на ничтожных документах и сделках, не требующих их оспаривания в судебном порядке, поэтому избранный истцом способ защиты является надлежащим; Общество не доказало правомерность владения спорным земельным участком, сформированным из земель лесного фонда; регистрации права федеральной собственности на лесной участок произведена в соответствии с действовавшим на момент регистрации порядком на основании плана лесного участка и зарегистрированное право Российской Федерации не оспорено; у суда была возможность удовлетворить исковые требования частично - признать отсутствующим право собственности Общества на часть земельного участка с кадастровым номером 69:24:0000013:1975, а именно на площадь пересечения его обособленного земельного участка с кадастровым номером 69:24:0000013:258 в координатах, указанных в заключении Тверского филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" (далее - Рослесинфорг).
Прокурор представил письменную позицию по кассационным жалобам, в соответствии с которой считает жалобы подлежащими удовлетворению.
Учреждение в отзыве на кассационные жалобы также поддерживает приведенные в них доводы.
Общество в письменных возражениях на кассационные жалобы просит оставить их без удовлетворения, считая, что принадлежащий ему земельный участок правомерно отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, не имеет пересечений с землями лесного фонда.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.05.2022 рассмотрение кассационных жалоб было отложено.
Определением председателя судебного состава от 18.07.2022 в составе суда произведена замена судьи Рудницкого Г.М., находящегося в отпуске, на судью Захарову М.В.
В связи с изменением состава суда рассмотрение кассационных жалоб после отложения начато сначала.
В судебном заседании представители Правительства и Министерства поддержали кассационные жалобы своих доверителей, подтвердив приведенные в жалобах доводы, а также поддержали каждый доводы соответственно двух других жалоб.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в собственности Российской Федерации находится лесной участок площадью 139 560 000 кв. м с кадастровым номером 69:24:0000013:3309, относящийся к категории земель лесного фонда, расположенный по адресу: Тверская обл., Осташковский р-н, Святосельское с/п (Осташковское лесничество, Селигерское участковое лесничество, леса, ранее находившиеся во владении ООО "КДСП "Селигер").
Право федеральной собственности на данный лесной участок зарегистрировано в ЕГРН 01.08.2008 на основании плана лесного участка из земель лесного фонда. Согласно описанию лесного участка и плану участка в его состав входит, в том числе, лесной участок площадью 62 га, расположенный в квартале 17, выделах 1-31 (номер квартала указан по материалам лесоустройства 1995 года). При проведении лесоустройства в 2007 году изменена нумерация лесных кварталов, и кварталу 17 присвоен номер 138.
Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 687 000 кв. м с кадастровым номером 69:24:0000013:1975 (единое землепользование, многоконтурный земельный участок), относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, поставленный на государственный кадастровый учет 11.12.2006.
Право собственности Общества на земельный участок с кадастровым номером 69:24:0000013:1975 зарегистрировано 18.12.2006 в ЕГРН на основании следующих документов: заявления физического лица о принятии в Общество и внесении вклада в виде доли размером 188/352 в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 33 318 000 кв. м с кадастровым номером 69:24:000013:0257 из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Тверская обл., Осташковский р-н, Святосельское с/о, д. Святое; акта от 22.11.2004 приема-передачи вклада в уставный капитал Общества; протокола от 30.09.2005 N 2 общего собрания участников общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Тверская обл., Осташковский р-н, Святосельское с/о, д. Святое, на котором согласовано выделение участнику общей долевой собственности - Обществу - земельных участков в счет доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 69:24:000013:0257.
Земельный участок с кадастровым номером 69:24:0000013:1975 образован из земельных участков с кадастровыми номерами 69:24:000013:1950, 69:24:000013:1032. В свою очередь, земельный участок с кадастровым номером 69:24:000013:1950 образован из земельного участка с кадастровым номером 69:24:000013:1031.
Земельные участки с кадастровыми номерами 69:24:000013:1031, 69:24:000013:1032 образованы в результате выдела из земельного участка с кадастровым номером 69:24:000013:0257 в счет выделения Обществу доли в праве общей долевой собственности на данный участок, согласованного решением общего собрания участников общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 69:24:000013:0257 (протокол от 30.09.2005 N 2).
В состав земельного участка с кадастровым номером 69:24:000013:1031 вошел, в том числе, земельный участок с кадастровым номером 69:24:0000013:258У, а в состав земельного участка с кадастровым номером 69:24:000013:1032 - земельный участок с кадастровым номером 69:24:0000013:258.
В границах единого землепользования многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 69:24:0000013:1975 сформирован контур - земельный участок площадью 278 000 кв. м с кадастровым номером 69:24:0000013:258, поставленный на государственный кадастровый учет 11.12.2006.
В процессе выноса на местности границ земельного участка площадью 278 000 кв. м с кадастровым номером 69:24:0000013:258, входящего в состав земельного участка (единого землепользования) с кадастровым номером 69:24:0000013:1975, Общество установило, что часть данного земельного участка по сведениям ГЛР относится к землям лесного фонда.
По сведениям ГЛР, указанный земельный участок частично накладывается на земли лесного фонда в квартале 138, выделы 22, 24, части выделов 18, 19, 22, 25, 26, 27 (площадь наложения 96 856 кв. м).
Общество обратилось в Министерство с заявлением о приведении ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 69:24:0000013:1975 и исключении из ГЛР данных о его лесоустройстве.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2020 по делу N А66-3275/2019, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.07.2020, Обществу отказано в признании сведений, содержащихся в ГЛР, противоречащими сведениям ЕГРН в части наложения лесоустроенных земель на земельный участок с кадастровым номером 69:24:0000013:1975 (контур с кадастровым номером 69:24:0000013:258), принадлежащий на праве собственности Обществу, а также в возложении на Министерство обязанности исключить сведения, содержащиеся в ГЛР, привести их в соответствие со сведениями ЕГРН в части наложения лесоустроенных земель на земельный участок с кадастровым номером 69:24:0000013:1975 (контур с кадастровым номером 69:24:0000013:258), принадлежащий на праве собственности Обществу.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 08.09.2020 N 307-ЭС20-13704 отказано в передаче кассационной жалобы Общества для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В ходе рассмотрения названного дела (N А66-3275/2019) судами установлено следующее. Факт пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 69:24:0000013:258, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 69:24:0000013:1975, с землями лесного фонда Осташковского лесничества, Селигерского участкового лесничества (квартал 138, выделы 20, 24, части выделов 18, 19, 22, 25, 26, 27) подтверждается заключением Рослесинфорга, сторонами не оспаривался. Регистрация права федеральной собственности на лесной участок с кадастровым номером 69:24:0000013:3309, включающий квартал 138, произведена на основании плана лесного участка, подготовленного по материалам лесоустройства 1995 года. На основании договора от 18.08.2011 N 94 аренды лесного участка и соглашения от 24.07.2012 лесной участок общей площадью 340 946,9 кв. м, в том числе находящийся в квартале 138 Селигерского участкового лесничества, передан в аренду ООО "ЛесСервис" для заготовки древесины сроком на 49 лет. Сведения о лесном участке, расположенном в квартале 138 Селигерского участкового лесничества Осташковского лесничества Тверской области, границы которого пересекаются с границами земельного участка с кадастровым номером 69:24:0000013:258, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 69:24:0000013:1975, содержатся в ЕГРН в составе сведений о лесном участке с кадастровым номером 69:24:0000013:3309, являющемся федеральной собственностью. Согласно материалам таксации лесов 1995 года, проекту организации и ведения лесного хозяйства Селигерского участкового лесничества в границах лесного квартала, имеющего в настоящее время номер 138, выделах 25-29, а также 17, 28, 20-22, 24, 33 находятся лесные насаждения лиственных и хвойных пород, возраст которых 40 лет и выше; леса, расположенные на спорной территории, являются защитными, относящимися к лесам водоохранных зон и зон округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Суды, отказывая в рамках дела N А66-3275/2019 в удовлетворении требований Общества, исходили из отсутствия предусмотренной законом совокупности условий для применения "лесной амнистии", поскольку сведения об обоих участках (с кадастровыми номерами 69:24:0000013:1975 и 69:24:0000013:3309) содержатся в ЕГРН, то есть имеются противоречия не только между сведениями, содержащимися в ЕГРН и ГЛР, но и в сведениях ЕГРН.
Департамент, ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 69:24:0000013:258, на котором расположены леса, ранее относившиеся к колхозным лесам, сформирован на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, обратился в арбитражный суд с иском, в котором после уточнения требований просил признать отсутствующим зарегистрированное право собственности Общества на земельный участок с кадастровым номером 69:24:0000013:1975, включающий земельный участок с кадастровым номером 69:24:0000013:258.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в том числе при рассмотрении дела N А66-3275/2019, земельный участок с кадастровым номером 69:24:000013:0257, являющийся исходным по отношению к земельному участку с кадастровым номером 69:24:0000013:1975, находился в долевой собственности и использовался открытым акционерным обществом "Коллективно-долевое сельскохозяйственное предприятие "Селигер" как сельскохозяйственной организацией. На спорной территории, учтенной одновременно как земельный участок сельскохозяйственного назначения в составе земельного участка с кадастровым номером 69:24:0000013:1975, принадлежащего Обществу, и в составе лесного участка с кадастровым номером 69:24:0000013:3309, принадлежащего Российской Федерации, находятся защитные леса, относящиеся к лесам водоохранных зон и зон округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Согласно статье 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.05.77, статьям 2, 10, 53 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета от 06.03.93 N 4616-1, частям 1 и 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года и статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года).
В ГЛР, который в силу частей 1, 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах и лесопарках, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов, содержатся сведения о лесном участке, который входил и входит в границы лесничества, при этом частично накладывается на земельный участок с кадастровым номером 69:24:0000013:1975 (единое землепользование).
С учетом приведенных обстоятельств и соответствующего правового регулирования наличие в ЕГРН записи об отнесении всего участка с кадастровым номером 69:24:0000013:1975, представляющего собой единое землепользование, к категории земель сельскохозяйственного назначения не свидетельствует о том, что лесной участок в границах спорного участка не относится к категории земель лесного фонда.
Между тем в рамках настоящего дела Департамент просил признать отсутствующим зарегистрированное право собственности Общества на весь земельный участок с кадастровым номером 69:24:0000013:1975, при том что в обоснование требований ссылался на наличие пересечения с землями лесного фонда только в пределах земельного участка с кадастровым номером 69:24:0000013:258, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 69:24:0000013:1975. При этом в уточненных требованиях Департамент указал, что просит признать отсутствующим право собственности Общества на земельный участок с кадастровым номером 69:24:0000013:1975 площадью 203 261 кв. м, хотя по имеющимся в деле сведениям ЕГРН площадь данного участка составляет 687 000 кв. м. Данное обстоятельство является существенным, поскольку Департамент просил указать, что решение суда будет являться основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН.
Исходя из правовой позиции, сформулированной в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/52, иск о признании права или обременения отсутствующим представляет собой исключительный способ защиты, применимый в тех случаях, когда право не может быть защищено иным способом.
Суды, проанализировав установленные ими обстоятельства спора, правомерно пришли к выводу, что настоящий спор возник в связи с наложением друг на друга относящихся к землям различных категорий земельных участков, границы которых не определены или не установлены на местности, и данный спор не может быть разрешен путем признания отсутствующим права собственности Общества на весь земельный участок с кадастровым номером 69:24:0000013:1975, площадь которого по сведениям ЕГРН составляет 687 000 кв. м.
В рамках дела N А66-9148/2020 Общество, еще до предъявления Департаментом настоящего иска, обратилось в арбитражный суд к Управлению Росимущества, Министерству, Управлению Росреестра с требованиями, в том числе об установлении смежной (по отношению к участку с кадастровым номером 69:24:0000013:258) границы участка лесного фонда с кадастровым номером 69:24:0000013:3309 и внесении соответствующих изменений о границе в ГЛР. Определением от 03.11.2020 по названному делу по ходатайству Общества и Министерства производство приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу. Данное определение вынесено до изменения Департаментом исковых требований, в окончательном виде сформулированных как признание отсутствующим зарегистрированного права собственности Общества на весь земельный участок с кадастровым номером 69:24:0000013:1975.
Требование об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам поворотных точек (или иным способом, предусмотренным законодательством) и на основании которого сведения об установленной границе вносятся в ЕГРН.
Таким образом, суды исходя из установленных ими обстоятельств правомерно признали ненадлежащим избранный Департаментом способ защиты права, применение которого в данном случае не приведет к определенности в правоотношениях и разрешению спора о характеристиках участков.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление законными, не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 23.11.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2022 по делу N А66-12142/2020 оставить без изменения, а кассационные жалобы Министерства лесного комплекса Тверской области, Правительства Тверской области, Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.05.77, статьям 2, 10, 53 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета от 06.03.93 N 4616-1, частям 1 и 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года и статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года).
В ГЛР, который в силу частей 1, 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах и лесопарках, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов, содержатся сведения о лесном участке, который входил и входит в границы лесничества, при этом частично накладывается на земельный участок с кадастровым номером 69:24:0000013:1975 (единое землепользование)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 июля 2022 г. N Ф07-4604/22 по делу N А66-12142/2020