04 августа 2022 г. |
Дело N А66-14496/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Васильевой Е.С., Лущаева С.В.,
при участии Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области Казина И.А. (доверенность от 28.09.2021),
рассмотрев 03.08.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 22.09.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022 по делу N А66-14496/2021,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области (адрес: 70043, город Тверь, Октябрьский проспект, дом 26, ОГРН 1066950075081, ИНН 6952000012; далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Панорама" (адрес: 70026, город Тверь, набережная Афанасия Никитина, дом 27, офис 1, ОГРН 1196952002488, ИНН 6952316231; далее - общество) о взыскании неосновательного обогащения в размере 93 000 руб.
Решением суда от 28.01.2022 исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 14.04.2022 указанное решение отменено, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права и несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит постановление апелляционного суда отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, инспекция в ходе мониторинга исполнения налоговым органом постановления N 976 установила, что по состоянию на 01 июня 2020 года у общества имелась задолженность по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН в сумме 181 965 руб. 13 коп., в связи с чем полученная обществом субсидия подлежит возврату в федеральный бюджет.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Общество извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, направило отзыв в суд, однако его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 15.07.2020 общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 N 976 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции" (далее - постановление N 976).
Данная субсидия перечислена на расчетный счет общества 22.07.2020 в сумме 93 000 руб.
Впоследствии в ходе мониторинга исполнения инспекцией постановления N 976 установлено, что обществу предоставлена субсидия при наличии задолженности по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), более 3000 руб., в связи с чем в адрес ответчика направлено уведомление о необходимости возврата неправомерно полученной субсидии от 13.07.2021.
Неисполнение данного уведомления в добровольном порядке явилось основанием для обращения инспекции в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, придя к выводу о том, что по состоянию на 01.06.2020 у общества имелась недоимка по неуплаченным авансовым платежам по УСН в сумме 181 965 руб. 13 коп., в связи с чем субсидия получена обществом без соответствующих на то оснований.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении иска, не установив со стороны общества недобросовестности при получении субсидии, равно как и предоставления недостоверных сведений, поскольку основания для предоставления субсидии установлены самим налоговым органом, исходя из имеющихся у него сведений, расчет размера субсидии произведен в соответствии с Правилами, счетной ошибки не допущено.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных названной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Постановлением N 976 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (далее - Правила).
Субсидия предоставляется единоразово на безвозмездной основе в целях частичной компенсации затрат получателей субсидий, связанных с проведением в 2020 году мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (пункт 1 Правил).
В соответствии с пунктом 2 Правил субсидии предоставляются на основании реестра для перечисления субсидий, формируемого Федеральной налоговой службой по форме согласно приложению N 1, в пределах доведенных в установленном порядке до Федерального казначейства как получателя средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на цели, указанные в пункте 1 этих Правил.
Пунктом 3 Правил предусмотрены условия для включения получателя субсидии, относящегося к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, в реестр получателей субсидий.
Одним из таких условий является отсутствие на 01.06.2020 недоимки по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающей 3000 рублей (подпункт "д" пункта 3 Правил).
Согласно пункту 5 Правил размер субсидии определяется как сумма средств на расходы, осуществляемые в целях проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, включающая первоначальные расходы в фиксированном размере 15 000 рублей и текущие расходы, рассчитываемые как произведение 6 500 рублей на количество работников в мае 2020 года.
Количество работников получателя субсидии определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 1 февраля 2016 года N 83п, представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации (абзац третий пункта 5 Правил).
Ответственность за достоверность данной информации несет получатель субсидии.
В силу пункта 6 Правил для получения субсидии получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган в период с 15 июля по 15 августа 2020 года (включительно).
Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр получателей субсидий, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктами 3 и 4 Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе.
В соответствии с пунктом 8 Правил Федеральная налоговая служба в случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении субсидии в течение 3 рабочих дней со дня направления заявления производит расчет размера субсидии в соответствии с пунктом 5 Правил, формирует реестр получателей субсидий в электронном виде, подписанный уполномоченным лицом Федеральной налоговой службы с применением усиленной электронной квалифицированной подписи, и направляет его в Федеральное казначейство.
Перечисление субсидии получателю субсидии осуществляется Федеральным казначейством не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем получения Федеральным казначейством реестра получателей субсидий, в том числе путем передачи реестра получателей субсидий в кредитную организацию для последующего перечисления средств получателям субсидий (пункт 9 Правил).
Пунктом 12 Правил предусмотрено, что в случае установления факта искажения получателем субсидии данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета, указанной в абзаце третьем пункта 5 Правил, субсидия подлежит возврату в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае судами обеих инстанций установлено, что на момент проведения проверки соответствия общества критериям, установленным пунктом 3 Правил, налоговый орган располагал следующими сведениями о налогоплательщике: основной вид экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ по состоянию на 10.06.2020 (ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)) - 56.10 "Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания"; получатель субсидии включен в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.06.2020; отрасль - деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков, в которой ведется деятельность получателя субсидии, относится к отраслям российской экономики, требующим поддержки для проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, согласно постановлению N 976; получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц; по состоянию на 01.06.2020 отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающая 3 000 рублей. Результат проверки - нет сведений о задолженности.
Таким образом, исходя из сведений, имеющихся в информационных ресурсах налогового органа на момент рассмотрения заявления, сделан вывод о соответствии налогоплательщика указанным критериям, произведен расчет размера субсидии, сформирован и направлен в Федеральное казначейство реестр для выплаты субсидии.
Следовательно, в рассматриваемом случае инспекция пришла к выводу о соответствии общества условиям, предусмотренным пунктом 3 Правил, в том числе в части отсутствия у него на 01.06.2020 недоимки по налогам и страховым взносам в сумме, превышающей 3000 руб. и перечисление спорной субсидии произведено обществу не ошибочно, а на основании реестра, направленного в Федеральное казначейство самим налоговым органом.
При этом предоставление обществом недостоверной отчетности индивидуального (персонифицированного) учета, как и нецелевое использование средств субсидии, инспекцией не установлено, в материалах соответствующие доказательства отсутствуют.
Затем, инспекция в ходе мониторинга исполнения налоговым органом постановления N 976 установила, что по состоянию на 01 июня 2020 года у общества имелась задолженность по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН в сумме 181 965 руб. 13 коп.
Вместе с тем, отсутствие у общества недоимки на момент подачи спорного заявления подтверждалось выданными налоговым органом справками о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей.
При этом апелляционным судом верно указано, что в данном случае при получении заявления налоговый орган мог и должен быть проверить наличие или отсутствие недоимки по обязательным платежам. При этом из материалов дела не следует, что обществом при обращении с заявлением о предоставлении субсидии указаны недостоверные сведения. При рассмотрении заявления общества инспекция, обладая данными о состоянии расчетов с бюджетом, не установила наличие у ответчика недоимки, в том числе по УСН.
Соблюдение иных условий для получения обществом субсидии налоговым органом не опровергается.
Таким образом, апелляционным судом не установлено проявление со стороны общества недобросовестности при получении субсидии, равно как и предоставления недостоверных сведений. Основания для предоставления субсидии установлены самим налоговым органом, исходя из имеющихся у него сведений; расчет размера субсидии произведен в соответствии с Правилами, счетной ошибки не допущено.
При таких обстоятельствах апелляционный суд верно указал, что предоставленную обществу субсидию нельзя считать неправомерно полученной, в связи с чем требование о возврате субсидии в качестве неосновательного обогащения удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного следует признать, что апелляционный суд правильно установил обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные сторонами доказательства и дал им надлежащую правовую оценку, обжалуемое постановление соответствует нормам материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022 по делу N А66-14496/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае судами обеих инстанций установлено, что на момент проведения проверки соответствия общества критериям, установленным пунктом 3 Правил, налоговый орган располагал следующими сведениями о налогоплательщике: основной вид экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ по состоянию на 10.06.2020 (ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)) - 56.10 "Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания"; получатель субсидии включен в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.06.2020; отрасль - деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков, в которой ведется деятельность получателя субсидии, относится к отраслям российской экономики, требующим поддержки для проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, согласно постановлению N 976; получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц; по состоянию на 01.06.2020 отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающая 3 000 рублей. Результат проверки - нет сведений о задолженности.
...
Затем, инспекция в ходе мониторинга исполнения налоговым органом постановления N 976 установила, что по состоянию на 01 июня 2020 года у общества имелась задолженность по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН в сумме 181 965 руб. 13 коп."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 августа 2022 г. N Ф07-10104/22 по делу N А66-14496/2021