03 августа 2022 г. |
Дело N А56-98498/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 3 августа 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Кадулина А.В. и Чуватиной Е.В.,
при участии от государственного казенного учреждения Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" Кузнецова Е.А. (доверенность от 14.02.2022), от публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" Белова А.А. (доверенность от 28.02.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного казенного учреждения Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.04.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2022 по делу N А56-98498/2020,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области", адрес: 187000, Ленинградская обл., г. Тосно, ш. Барыбина, д. 29, лит. Ж, ОГРН 1044701899087, ИНН 4716021880 (далее - учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к публичному акционерному обществу "Россети Ленэнерго", адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - общество), о признании линий электропередач (далее - ЛЭП) общества незаконно расположенными в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Волосовском, Кингисеппском, Кировском, Лужском, Приозерском, Выборгском и Бокситогорском районах, а именно: "Подъезд к Сумино" 0+900-1+100 (право) (7 ЛЭП); "Сумино - Красные Череповицы - Соколовка" 1+100-1+300 (лево) (9 ЛЭП), 2+800-3+000 (право) (7 ЛЭП); "Торосово - Везиково - Курголово" 0+700-1+400 (право) (26 ЛЭП), 1+700- 2+800 (право) (34 ЛЭП); "Подъезд к д. Горки - 1" 0+900-1+000 (лево) (3 ЛЭП) и "Подъезд к д. Горки - 2" 2+200-3+200 (право) (15 ЛЭП); "Гатчина - Ополье" 49+900-50+900 (право) в дер. Ямки (27 ЛЭП), 57+200- 57+900 (право) в дер. Овинцево (29 ЛЭП), 57+500-57+900 (лево) в дер. Овинцево (12 ЛЭП); "Рогатино - Красные Горки" 7+950-8+100 (право) в дер. Горки (5 ЛЭП); "Толмачево - а/д "Нарва" 89+200 (лево) в дер. Волна (1 ЛЭП), 108+600- 108+650 (лево) в дер. Морозово (2 ЛЭП), 115+200 (право), 115+300 (лево) в пос. Беседа (6 ЛЭП); "Хотыницы - Ущевицы - Каложицы" 2+900-2+950 (право) (2 ЛЭП), 2+930 (лево) (1 ЛЭП), 3+000-3+300 (право) (9 ЛЭП), 3+300 (лево) (1 ЛЭП), 3+350-3+600 (право) (10 ЛЭП) и (лево) (6 ЛЭП); "Пружицы - Красный Луч" 3+315-3+560 (лево) в дер. Ильеши (5 ЛЭП), 19+000-19+350 (лево) в дер. Остроговицы (6 ЛЭП), 19+200-19+450 (право) в дер. Остроговицы (8 ЛЭП), 27+800 (право) в дер. Курск (1 ЛЭП), 27+900 (лево) в дер. Курск (1 ЛЭП), 28+150-28+300 (лево) в дер. Курск (5 ЛЭП), 29+300-29+750 (лево) в дер. Курск (18 ЛЭП); "Жабино - Губаницы - Волосово - Реполка - Сосново - Вересть", 30+600- 30+800 (право) в дер. Захонье (11 ЛЭП), 34+300-34+800 (право) в дер. Извара (7 ЛЭП), 42+000-43+500 (лево) в дер. Сосницы (5 ЛЭП), 42+000-43+500 (право) в дер. Сосницы (2 ЛЭП); "Карстолово - Черенковицы - Терпилицы" 0+000-1+000 (право) в дер. Коростовицы (6 ЛЭП), 7+000-8+000 (право) в дер. Смедово (8 ЛЭП), 9+000-10+000 (право) в дер. Черенковицы (5 ЛЭП); "Вруда - Княжево - Овинцево" 2+000-3+000 (право и лево) в дер. Станция Вруда (12 ЛЭП), 3+000-5+000 (право и лево) в дер. Тресковицы (24 ЛЭП), 20+000- 20+500 (лево) в дер. Овинцево (32 ЛЭП); "Каськово - Медниково - Ольхово" 8+000-9+000 (лево) в дер. Медниково (8 ЛЭП); "Вруда - Летошицы - Сырковицы" 3+650 (право) в дер. Летошицы (1 ЛЭП); - "Кингисепп - Манновка" км. 16+890 - 17+290 (лево) (18 ЛЭП); "Бор - Наволок - Югостицы" км 2+250 - 3+000 (лево) (2 ЛЭП), 5+000-7+000 (лево) (36 ЛЭП) и (право) (32 ЛЭП), 9+481 - 10+250 (лево) (19 ЛЭП) и (право) (12 ЛЭП), 11+770 - 12+850 (лево) (23 ЛЭП) и (право) (26 ЛЭП); "Пески - Сосново - Подгорье" км 51 (право) (8 железобетонных ЛЭП и 1 деревянная); "Саперное - Джатиево - Мельниково" км 27+000 - 33+000 (право) (18 ЛЭП) и (лево) (35 ЛЭП); "Галично - Харчевни" км 2+094 (право), 2+130 (право), 2+900 (право и лево) (7 ЛЭП);
об обязании общества в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу демонтировать указанные ЛЭП;
о взыскании с общества в пользу учреждения в случае несвоевременного исполнения судебного акта 50 000 руб. судебной неустойки за каждый день просрочки исполнения судебного акта до момента фактического исполнения (с учетом уточнения требований).
Решением от 29.04.2021 суд признал ЛЭП общества незаконно расположенными в полосах отвода автомобильных дорог общего пользования регионального значения: "Подъезд к Сумино" 0+900-1+100 (право) в количестве 7 шт.; "Сумино - Красные Череповицы - Соколовка" 1+100-1+300 (лево) в количестве 9 шт., 2+800-3+000 (право) в количестве 7 шт.; "Торосово - Везиково - Курголово" 0+700-1+400 (право) в количестве 26 шт., 1+700-2+800 (право) в количестве 34 шт.; "Подъезд к д. Горки - 1" 0+900-1+000 (лево) в количестве 3 шт.; "Подъезд к д. Горки - 2" 2+200-3+200 (право) в количестве 15 шт.; "Гатчина - Ополье" 49+900-50+900 (право) в дер. Ямки в количестве 27 шт., 57+200-57+900 (право) в дер. Овинцево в количестве 29 шт., 57+500-57+900 (лево) в дер. Овинцево в количестве 12 шт.; "Рогатино - Красные Горки" 7+950-8+100 (право) в дер. Горки в количестве 5 шт.; "Толмачево - а/д "Нарва" 89+200 (лево) в дер. Волна в количестве 1 шт., 108+600-108+650 (лево) в дер. Морозово в количестве 2 шт., 115+200 (право), 115+300 (лево) в пос. Беседа в количестве 6 шт.; "Хотыницы - Ущевицы- Каложицы" 2+900-2+950 (право) в количестве 2 шт., 2+930 (лево) в количестве 1 шт., 3+000-3+300 (право) в количестве 9 шт., 3+300 (лево) в количестве 1 шт., 3+350-3+600 (право) в количестве 10 шт. и (лево) в количестве 6 шт.; "Пружицы - Красный Луч" 3+315-3+560 (лево) в дер. Ильеши в количестве 5 шт 19+000-19+350 (лево) в дер. Остроговицы в количестве 6 шт., 19+200-19+450 (право) в дер. Остроговицы в количестве 8 шт., 27+800 (право) в дер. Курск в количестве 1 шт., 27+900 (лево) в дер. Курск в количестве 1 шт., 28+150-28+300 (лево) в дер. Курск в количестве 5 шт., 29+300-29+750 (лево) в дер. Курск в количестве 18 шт.; "Жабино - Губаницы - Волосово - Реполка - Сосново - Вересть", 30+600-30+800 (право) в дер. Захонье в количестве 11 шт., 34+300-34+800 (право) в дер. Извара в количестве 7 шт., 42+000-43+500 (лево) в дер. Сосницы в количестве 5 шт., 42+000-43+500 (право) в дер. Сосницы в количестве 2 шт.; "Карстолово - Черенковицы - Терпилицы" 0+000-1+000 (право) в дер. Коростовицы в количестве 6 шт., 7+000-8+000 (право) в дер. Смедово в количестве 8 шт., 9+000-10+000 (право) в дер. Черенковицы в количестве 5 шт.; "Вруда - Княжево- Овинцево" 2+000-3+000 (право и лево) в дер. Станция Вруда в количестве 12 шт., 3+000-5+000 (право и лево) в дер. Тресковицы в количестве 24 шт., 20+000-20+500 (лево) в дер. Овинцево в количестве 32 шт.; "Каськово - Медниково - Ольхово" 8+000-9+000 (лево) в дер. Медниково в количестве 8 шт.; "Вруда - Летошицы - Сырковицы" 3+650 (право) в дер. Летошицы в количестве 1 шт.; "Кингисепп - Манновка" км. 16+890 - 17+290 (лево) в количестве 18 шт.; "Бор - Наволок - Югостицы" км 2+250 - 3+000 (лево) в количестве 2 шт., 5+000-7+000 (лево) в количестве 36 шт. и (право) в количестве 32 шт., 9+481 - 10+250 (лево) в количестве 19 шт. и (право) в количестве 12 шт., 11+770 - 12+850 (лево) в количестве 23 шт. и (право) в количестве 26 шт.; "Пески - Сосново - Подгорье" км 51 (право) в количестве 8 шт. (железобетонные) и 1 шт. (деревянная); "Саперное - Джатиево - Мельниково" км 27+000 - 33+000 (право) в количестве 18 шт. и (лево) в количестве 35 шт.; "Галично - Харчевни" км 2+094 (право), 2+130 (право), 2+900 (право и лево) в количестве 7 шт.
Суд первой инстанции обязал общество в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу демонтировать указанные ЛЭП, в случае несвоевременного исполнения судебного акта присудил взыскать с общества в пользу учреждения 5 000 руб. судебной неустойки за каждый день просрочки исполнения решения суда до момента фактического исполнения. В удовлетворении остальной части иска отказал.
Постановлением апелляционного суда от 24.03.2022 решение отменено, в иске отказано.
В кассационной жалобе учреждение просит постановление отменить полностью, решение изменить в части взыскания 5 000 руб., принять по делу новый судебный акт, которым взыскать 50 000 руб. неустойки за каждый день просрочки исполнения решения суда до момента фактического исполнения, в остальной части оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Податель жалобы указывает, что истец правомерно обратился в суд с требованием о незаконности опор ЛЭП и их демонтаже, поскольку у ответчика отсутствует договор (согласие) на размещение и эксплуатацию спорных опор ЛЭП в полосе отвода автомобильных дорог.
Податель жалобы не согласен с выводами апелляционного суда о невозможности применения к рассматриваемым правоотношениям положений Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по причине размещения спорных ЛЭП до принятия указанного закона.
Податель жалобы указывает, что спорные опоры ЛЭП препятствуют истцу выполнять возложенные на него обязанности по содержанию автомобильных дорог, мешают реализации истцом правомочий владельца автомобильных дорог, полагает, что апелляционным судом не исследовались вопросы о существующем расстоянии по горизонтали, напряжении, существовании стесненных условий.
Податель жалобы не согласен с решением суда первой инстанции о снижении судебной неустойки до 5 000 руб.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, соглашаясь с выводами суда апелляционной инстанции.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель учреждения поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель общества обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
В соответствии с распоряжением Правительства Ленинградской области от 02.12.2011 N 709-р "О государственном казенном учреждении Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" предметом деятельности учреждения является организация дорожной деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности Ленинградской области, обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах при осуществлении дорожной деятельности.
На основании распоряжения Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 16.09.2015 N 622 в оперативное управление учреждения передано 938 автомобильных дороги общего пользования регионального значения, находящихся в собственности Ленинградской области, в том числе автомобильные дороги, указанные в иске, перечисленные в приложении N 1 к названному распоряжению, под следующими порядковыми номерами: 30, 46, 54, 55, 57-59, 66, 95, 191, 236, 276, 415, 458, 460, 809, 849 и т.д.
Комиссия в рамках мониторинга транспортно-эксплуатационного состояния региональных автомобильных дорог в Ленинградской области провела комиссионный осмотр автомобильных дорог Ленинградской области и составила акты от 02.09.2020, 07.09.2020, 08.09.2020. По результатам проведения осмотра 02.09.2020 автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Волосовском районе Ленинградской области установлено, что в границах полосы отвода автомобильных дорог, согласно прилагаемому списку, установлены опоры линий электропередач, принадлежащих ответчику, которые вопреки изложенным в пункте 6.37 СП 34.13330.2012 требованиям, предусматривающим размещения ЛЭП относительно бровки земляного полотна до опор высоковольтных линий электропередачи равным высоте опор плюс 5 м, расположены на обочинах и на линии бровки земляного полотна, что препятствует обеспечению видимости при движении и создают опасность столкновения автомобилей с опорами при дорожно-транспортном происшествии, а также препятствует осуществлению обслуживания дорог. Аналогичные нарушения выявлены в результате осмотра автомобильных дорог Ленинградской области 07.09.2020 и 22.10.2020.
Учреждение направило обществу письма от 09.07.2020 N 17-2076/2020 и от 26.08.2020 N 17-2784/2020 с требованием ликвидировать опоры ЛЭП, установленные в полосе отвода автомобильных дорог, привести полосы отвода дорог в первоначальное состояние.
Ссылаясь на отказ общества от добровольного исполнения изложенных в претензиях требований, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования частично, установив при этом размер судебной неустойки за невыполнение решения суда в размере 5 000 руб. за каждый день просрочки исполнения решения суда до фактического исполнения.
Апелляционный суд не согласился с выводами суда первой инстанции, посчитал недоказанным истцом нарушение его прав действиями ответчика, и отказал в иске.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены постановления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" прокладка, переустройство, перенос инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог допускаются в порядке, предусмотренном частями 2 - 3 настоящей статьи.
Согласно пунктам 2, 2.1, 3 указанной статьи прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги, и разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (в случае, если для прокладки, переноса или переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство). В указанном договоре должны быть предусмотрены технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переносе, переустройстве, эксплуатации.
При проектировании прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет владельцы автомобильных дорог согласовывают в письменной форме планируемое размещение таких инженерных коммуникаций.
Прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах придорожных полос автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги и на основании разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (в случае, если для прокладки, переноса или переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство). Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переустройстве, переносе, эксплуатации (далее в настоящей статье - технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению).
Пунктом 7 данной статьи предусмотрено, что владельцы инженерных коммуникаций, осуществляющие их прокладку, перенос, переустройство, их эксплуатацию без предусмотренного частями 2 - 3 настоящей статьи согласия, без разрешения на строительство (в случае, если для прокладки, переноса, переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство) или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельца автомобильной дороги обязаны прекратить прокладку, перенос, переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатацию, осуществить снос незаконно возведенных сооружений, иных объектов и привести автомобильную дорогу в первоначальное состояние. В случае отказа от исполнения указанных требований владелец автомобильной дороги выполняет работы по ликвидации проложенных, перенесенных, переустроенных инженерных коммуникаций с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет лиц, виновных в незаконных прокладке, переносе, переустройстве таких сооружений, иных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок осуществления владельцем автомобильной дороги мониторинга соблюдения владельцем инженерных коммуникаций технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Суд апелляционной инстанции правильно применил указанны нормы Федерального закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности с учётом даты введения в действие указанного закона, а также того, что изменения в пункты 1, 2 статьи 19 внесёны и данная статья дополнена пунктом 2.1 Федеральным законом от 11.07.2011 N 193-ФЗ. Апелляционный суд правильно применил положения статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации. На основании оценки установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств суд апелляционной инстанции обоснованно посчитал, что истцом не доказано, что на момент возведения спорных опор указанных линий электропередачи они были введены в эксплуатацию незаконно и не соответствовали требованиям законодательства, действовавшего во время их возведения. Суд апелляционной инстанции исходил из того, что имеющимися в деле доказательствами не подтверждается, что указанные линии электропередачи, в состав которых входят спорные опоры, возведены с нарушением требований, действовавших на момент их сооружения, и учёл, что спорные объекты используются для оказания услуг по передаче электрической энергии, в том числе в социально-значимых целях. Суд также исходил из того, что не доказана техническая возможность осуществления выноса спорных опор за пределы полосы отвода автомобильных дорог, не представлены технические условия переноса (планируемого перемещения) спорных опор, а демонтаж опор линий электропередачи повлечет отключение линий электропередачи и прекращение передачи электрической энергии потребителям. Апелляционный суд предложил сторонам произвести совместный осмотр и представить суду сведения о возможности размещения спорных опор в ином порядке с соблюдением СП 34.13330.2012 Свод правил. Автомобильные дороги. Однако требование суда исполнено не было. Апелляционный суд обоснованно сослался на то, что в соответствии со сведениями, содержащимися в представленной истцом Дорожной карте, подписанной законным представителем учреждения, перенос спорных опор ЛЭП невозможен ввиду стесненных условий, а безопасность дорожного движения может быть обеспечена путём установки предупреждающих знаков и барьерного ограждения. Отказывая в иске, апелляционный суд исходил из того, что в данном случае удовлетворение требования о демонтаже опор линий электропередачи может повлечь нарушение прав неограниченного круга лиц на обеспечение электрической энергией. С учётом фактических обстоятельства дела, апелляционный суд пришёл к правильным выводам о том, что отсутствие между сторонами договора на эксплуатацию спорных объектов не может быть положено в основание удовлетворения требований истца о сносе (демонтаже) этих объектов, так как доказательств проектирования, прокладки переноса или переустройства спорных опор ЛЭП в отсутствии согласия владельца автодорог, когда получение такого согласия стало обязательным в силу закона, в деле не имеется.
Соответственно, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о недоказанности того, что неправомерными действиями ответчика нарушены права истца.
Поскольку нормы права применены судом апелляционной инстанции правильно, сделанные им выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, постановление апелляционного суда следует оставить без изменения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2022 по делу N А56-98498/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного казенного учреждения Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции правильно применил указанны нормы Федерального закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности с учётом даты введения в действие указанного закона, а также того, что изменения в пункты 1, 2 статьи 19 внесёны и данная статья дополнена пунктом 2.1 Федеральным законом от 11.07.2011 N 193-ФЗ. Апелляционный суд правильно применил положения статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации. На основании оценки установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств суд апелляционной инстанции обоснованно посчитал, что истцом не доказано, что на момент возведения спорных опор указанных линий электропередачи они были введены в эксплуатацию незаконно и не соответствовали требованиям законодательства, действовавшего во время их возведения. Суд апелляционной инстанции исходил из того, что имеющимися в деле доказательствами не подтверждается, что указанные линии электропередачи, в состав которых входят спорные опоры, возведены с нарушением требований, действовавших на момент их сооружения, и учёл, что спорные объекты используются для оказания услуг по передаче электрической энергии, в том числе в социально-значимых целях. Суд также исходил из того, что не доказана техническая возможность осуществления выноса спорных опор за пределы полосы отвода автомобильных дорог, не представлены технические условия переноса (планируемого перемещения) спорных опор, а демонтаж опор линий электропередачи повлечет отключение линий электропередачи и прекращение передачи электрической энергии потребителям. Апелляционный суд предложил сторонам произвести совместный осмотр и представить суду сведения о возможности размещения спорных опор в ином порядке с соблюдением СП 34.13330.2012 Свод правил. Автомобильные дороги. Однако требование суда исполнено не было. Апелляционный суд обоснованно сослался на то, что в соответствии со сведениями, содержащимися в представленной истцом Дорожной карте, подписанной законным представителем учреждения, перенос спорных опор ЛЭП невозможен ввиду стесненных условий, а безопасность дорожного движения может быть обеспечена путём установки предупреждающих знаков и барьерного ограждения. Отказывая в иске, апелляционный суд исходил из того, что в данном случае удовлетворение требования о демонтаже опор линий электропередачи может повлечь нарушение прав неограниченного круга лиц на обеспечение электрической энергией. С учётом фактических обстоятельства дела, апелляционный суд пришёл к правильным выводам о том, что отсутствие между сторонами договора на эксплуатацию спорных объектов не может быть положено в основание удовлетворения требований истца о сносе (демонтаже) этих объектов, так как доказательств проектирования, прокладки переноса или переустройства спорных опор ЛЭП в отсутствии согласия владельца автодорог, когда получение такого согласия стало обязательным в силу закона, в деле не имеется."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 августа 2022 г. N Ф07-9028/22 по делу N А56-98498/2020