15 августа 2022 г. |
Дело N А13-13598/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Лущаева С.В.,
рассмотрев 15.08.2022 кассационную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 19.01.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2022 по делу N А13-13598/2021,
УСТАНОВИЛ:
Бюджетное учреждение "Центр развития физической культуры и спорта" Грязовецкого муниципального района Вологодской области, адрес: 162002, Вологодская обл., г. Грязовец, Революционная ул., д. 104, ОГРН 1023501453799, ИНН 3509004003 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными решений государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области, адрес: 160000, г. Вологда, ул. Зосимовская, д. 45а, ОГРН 102350087705, ИНН 3525114885 (далее - Управление), от 02.09.2021 N N 045S19210009528, 045S19210009529.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании статьи 227 АПК РФ.
Решением суда от 19.01.2022, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2022, оспариваемые решения Управления признаны недействительными; также произведена замена Управления на его правопреемника - государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области, адрес: 160000, г. Вологда, ул. Лермонтова, д. 15а, ОГРН 1023500873593, ИНН 3525009217 (далее - Отделение).
В кассационной жалобе Отделение, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт.
Податель кассационной жалобы настаивает на правомерности привлечения Учреждения к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за апрель и май 2021 года, поскольку представление Учреждением дополняющей формы СЗВ-М на сотрудников, которые ранее не были указаны в исходной (первичной) форме, является не самостоятельным исправлением (уточнением, дополнением) ошибки, а представлением сведений не в установленный законом срок; в данном случае страхователь уточнил не индивидуальные сведения застрахованных лиц, а форму.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) срок, а именно 13.05.2021 и 11.06.2021, Учреждение представило Управлению сведения по форме СЗВ-М типа "исходная" за апрель и май 2021 года.
Самостоятельно выявив ошибку в представленных сведениях, Учреждение 16.06.2021 направило в Управление форму СЗВ-М с типом "дополняющая" за апрель и май 2021 года, указав в них сведения о 73 и 71 застрахованных лицах соответственно.
Проверив достоверность, правильность заполнения, полноту и своевременность представления Учреждением сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, посчитав, что имеет место факт несвоевременного представления Учреждением сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, Управление 28.07.2021 составило акты NN 045S18210011237, 045S18210011238 и 02.09.2021 вынесло решения NN 045S19210009528, 045S19210009529 о привлечении Учреждения к ответственности, предусмотренной частью третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде 72 000 руб. штрафа.
Не согласившись с решениями Управления, Учреждение оспорило их в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанции, указав на самостоятельное исправление Учреждением ошибки при представлении сведений по форме СЗВ-М типа "дополняющая" за апрель и май 2021 года, что позволяет не применять к нему предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ финансовые санкции, признали оспариваемые решения Управления недействительными.
Проверив обоснованность доводов Отделения, а также правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно пунктам 1 и 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) по форме СЗВ-М следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере плательщика застрахованного лица).
Согласно абзацу третьему статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ и Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция), установлено, что страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в отношении застрахованных лиц в определенном Инструкцией порядке.
Согласно абзацу третьему пункта 40 Инструкции страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Суды установили и материалами дела подтверждено, что Учреждение самостоятельно выявило непредставление сведений по форме СЗВ-М за апрель и май 2021 в отношении 73 и 71 застрахованного лица соответственно.
Проверка, по результатам которой установлено нарушение Учреждением требований Закона N 27-ФЗ и приняты решения о привлечении страхователя к ответственности, проведена Управлением после получения от Учреждения сведений по форме СЗВ-М типа "дополняющая".
Как обоснованно указали суды двух инстанций, положения абзаца четвертого пункта 40 Инструкции, на которые ссылается Отделение, подлежат применению с учетом предусмотренного Законом N 27-ФЗ права страхователя на исправление и дополнение сведений.
В силу пункта 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, Пенсионный фонд Российской Федерации не вправе привлекать страхователя к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах за отчетный период, если страхователь самостоятельно выявил ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом Российской Федерации и представил исправленные сведения за этот период.
В соответствии с пунктом 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, то обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать страхователя возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа норм действующего законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем представления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Управлением, Учреждение реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления дополнительных сведений за этот период, что позволяет не применять к Учреждению финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Выводы судов соответствуют правовой позиции, приведенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700, N 303-КГ18-5702, от 30.10.2018 N 307-КГ18-6769, от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975.
Избранный Управлением и Отделением подход лишает страхователя возможности без применения к нему штрафных санкций в случае обнаружения ошибок в представленных сведениях за определенный период исправить ошибку и представить дополнительные сведения в отношении не вошедших в первоначальные сведения застрахованных лицах, что нельзя признать правомерным.
При таких обстоятельствах вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для применения к Учреждению финансовых санкций, предусмотренных частью третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ, является верным.
При изучении материалов дела и доводов кассационной жалобы судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288.2 АПК РФ, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 19.01.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2022 по делу N А13-13598/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области - без удовлетворения.
Судья |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выводы судов соответствуют правовой позиции, приведенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700, N 303-КГ18-5702, от 30.10.2018 N 307-КГ18-6769, от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975.
Избранный Управлением и Отделением подход лишает страхователя возможности без применения к нему штрафных санкций в случае обнаружения ошибок в представленных сведениях за определенный период исправить ошибку и представить дополнительные сведения в отношении не вошедших в первоначальные сведения застрахованных лицах, что нельзя признать правомерным.
При таких обстоятельствах вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для применения к Учреждению финансовых санкций, предусмотренных частью третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ, является верным.
...
решение Арбитражного суда Вологодской области от 19.01.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2022 по делу N А13-13598/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 августа 2022 г. N Ф07-9909/22 по делу N А13-13598/2021