25 августа 2022 г. |
Дело N А56-55918/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Боголюбовой Е.В., Дмитриева В.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ДэлМар Логистика" Сандакова С.В. (доверенность от 01.01.2021),
от общества с ограниченной ответственностью "Нафтатранс" Черкашиной Н.В. (доверенность от 01.01.2022),
рассмотрев 25.08.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нафтатранс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2022 по делу N А56-55918/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ДэлМар Логистика", адрес: 199406, Санкт-Петербург, Гаванская улица, дом 34, литера А, помещение 1Н, офис 32, ОГРН 1089847150942, ИНН 7838406121 (далее - общество "ДэлМар Логистика"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Нафтатранс", адрес: 127055, Москва, Тихвинский переулок, дом 11, строение 2, помещение 1, комната 14А, этаж 4, ОГРН 1077760900381, ИНН 7707639901 (далее - общество "Нафтатранс"), о взыскании 31 995,60 долларов США убытков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Конквест-Терминал" (далее - общество "Конквест-Терминал").
Решением суда первой инстанции от 23.12.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.05.2022, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе общество "Нафтатранс", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению подателя жалобы, правовые основания для взыскания спорной суммы убытков отсутствуют, поскольку ответчик не принимал спорный груз от истца в рамках договора транспортной экспедиции от 25.11.2020 N НТ-205/20/1.
В отзыве на кассационную жалобу общество "ДэлМар Логистика" просит жалобу отклонить.
В судебном заседании представитель общества "Нафтатранс" поддержал доводы, приведенные в жалобе, а представитель общества "ДэлМар Логистика" просил жалобу отклонить.
Общество "Конквест-Терминал" о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направило, что не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между обществом "ДэлМар Логистика" (клиентом) и обществом "Конквест-Терминал" (экспедитором) был заключен договор от 14.05.2013 N 9, в соответствии с которым экспедитор обязался предоставить клиенту услуги по выполнению погрузоразгрузочных работ и складированию, затарке в контейнеры, хранению грузов клиента, выполнению иных работ и услуг, связанных с погрузо-разгрузочными работами и хранением груза клиента.
В соответствии с актом от 18.11.2020 N 181120/0012786 клиентом в рамках договора от 14.05.2013 N 9 экспедитору был передан груз медных катодов M00K в количестве 10 грузовых мест общим весом 20 273 кг нетто (отправитель общество с ограниченной ответственностью "РУСМЕТ", CMR от 18.11.2020 N 134).
Груз был размещен на территории склада, расположенного по адресу Санкт-Петербург, дорога на Турухтанные острова, дом 14, корпус 4, литера А.
Между обществом "ДэлМар Логистика" (клиентом) и обществом "Нафтатранс" (экспедитором) был заключен договор транспортной экспедиции от 25.11.2020 N НТ-205/20/1, в соответствии с которым экспедитор обязался предоставить клиенту услуги, связанные с перевозкой в международном и/или внутрироссийском сообщении груза/контейнеров и операциями с ним/и, а клиент обязался принимать и оплачивать оказанные экспедитором услуги.
Общество "Конквест-Терминал" 01.12.2020 уведомило своих клиентов о приостановлении деятельности по хранению и складской обработки грузов на территории складского комплекса, расположенного по адресу Санкт-Петербург, дорога на Турухтанные острова, дом 14, корпус 4, литера А, где на тот момент хранился спорный груз.
Также общество "Конквест-Терминал" информировало, что дальнейшую деятельность на территории данного терминала будет осуществлять общество "Нафтатранс".
Как утверждает общество "Конквест-Терминал", все грузы, находившиеся 01.12.2020 на территории складского комплекса по адресу Санкт-Петербург, дорога на Турухтанные острова, дом 14, корпус 4, литера А, включая спорный груз, были переданы обществу "Нафтатранс" по акту приема передачи от 01.12.2020.
Общество "Нафтатранс" письмом от 27.01.2021 N НТ-04 уведомило общество "ДэлМар Логистика" о недостаче спорного груза.
Пунктом 4.3 договора транспортной экспедиции от 25.11.2020 N НТ-205/20/1 предусмотрено, что экспедитор несет ответственность перед клиентом за груз и имущество клиента, включая утрату и повреждение в размере реального ущерба.
Общество "ДэлМар Логистика" получило требование о возмещении стоимости утраченного груза от владельца спорного груза.
Стоимость утраченного груза составляет 31 995,60 долларов США.
Поскольку требования претензии от 03.02.2021 N 2021/03-03 о возмещении ущерба в размере стоимости утраченного груза оставлены обществом "Нафтатранс" без удовлетворения, общество "ДэлМар Логистика" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили исковые требования в полном объеме.
Суд округа, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Из материалов дела следует, что между обществом "ДэлМар Логистика" (клиентом) и обществом "Конквест-Терминал" (экспедитором) на основании договора от 14.05.2013 N 9; обществом "ДэлМар Логистика" (клиентом) и обществом "Нафтатранс" (экспедитором) на основании договора от 25.11.2020 N НТ-205/20/1 сложились правоотношения по транспортной экспедиции, регулируемые нормами главы 41 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Статьей 803 ГК РФ и статьей 6 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87-ФЗ) предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона N 87-ФЗ экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Как указано в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции", в зависимости от условий договора содержание обязательства экспедитора может значительно отличаться: заключение договоров перевозки от имени клиента, оформление провозных документов, обеспечение отправки или получения груза и т.п. (пункт 1 статьи 801 ГК РФ). На основании абзаца первого статьи 803 ГК РФ и пункта 1 статьи 6 Закона N 87-ФЗ суд при возложении ответственности на экспедитора должен установить содержание его обязанностей и их ненадлежащее исполнение.
Экспедитор несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза на основании пункта 2 статьи 6 и статьи 7 Закона N 87-ФЗ, если он:
1) фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами либо
2) выписал свой транспортный документ, например экспедиторскую расписку, или иным образом выразил намерение гарантировать сохранную доставку груза, в том числе принял на себя ручательство за исполнение договора перевозки (далее - договорный перевозчик).
На экспедитора не может быть возложена ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза перевозчиком, если в силу договора экспедитор обязан выполнять только такие отдельные функции грузоотправителя, как, например, осуществление расчетов с перевозчиком либо подготовка документов, необходимых для перевозки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона N 87-ФЗ перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции) определяется Правилами транспортно-экспедиционной деятельности.
Согласно пункту 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554 (далее - Правила), экспедиторскими документами являются: поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции); экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя); складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).
В соответствии с пунктом 7 Правил экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.
Согласно пункту 8 Правил для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиент выдает заполненное и подписанное им поручение экспедитору. Оформленное в установленном порядке поручение экспедитору должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе и объеме, а также о количестве грузовых мест.
Пунктом 12 Правил предусмотрено, что экспедиторская расписка выдается экспедитором клиенту при приеме груза и предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки.
В случае если экспедитор принимает груз клиента на складское хранение, экспедитор выдает клиенту складскую расписку (пункт 13 Правил).
В соответствии с пунктом 2.2.8 договора транспортной экспедиции от 25.11.2020 N НТ-205/20/1, заключенного между обществом "ДэлМар Логистика" (клиентом) и обществом "Нафтатранс" (экспедитором), принятие груза к экспедированию подтверждается выдачей экспедитором клиенту экспедиторской расписки, либо надлежащим образом оформленной товарно-транспортной накладной или иными перевозочными документами.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В нарушение названных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации суды при возложении ответственности на экспедитора (ответчика) не устанавливали содержание его обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции от 25.11.2020 N НТ-205/20/1.
Истцом в материалы дела экспедиторские документы, перечисленные в названных пунктах Правил, пункте 2.2.8 договора транспортной экспедиции от 25.11.2020 N НТ-205/20/1, в отношении спорного груза не представлены.
Вместе с тем, в отсутствие доказательств принятия экспедитором спорного груза от клиента ответчик не может быть признан ответственным за утрату груза.
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, в связи с чем они подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует принять во внимание изложенное, устранить отмеченные недостатки, достоверно установить юридически значимые для рассмотрения данного спора обстоятельства. Кроме того, суду необходимо с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ дать надлежащую правовую оценку доказательствам в их совокупности и взаимной связи, проверить доводы сторон и при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права принять законное и обоснованное решение, по результатам рассмотрения спора распределить расходы по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2022 по делу N А56-55918/2021 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в ином судебном составе.
Председательствующий |
П.Ю. Константинов |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 8 Правил для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиент выдает заполненное и подписанное им поручение экспедитору. Оформленное в установленном порядке поручение экспедитору должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе и объеме, а также о количестве грузовых мест.
Пунктом 12 Правил предусмотрено, что экспедиторская расписка выдается экспедитором клиенту при приеме груза и предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки.
В случае если экспедитор принимает груз клиента на складское хранение, экспедитор выдает клиенту складскую расписку (пункт 13 Правил).
...
В нарушение названных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации суды при возложении ответственности на экспедитора (ответчика) не устанавливали содержание его обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции от 25.11.2020 N НТ-205/20/1."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 августа 2022 г. N Ф07-9066/22 по делу N А56-55918/2021
Хронология рассмотрения дела:
17.08.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9564/2023
19.04.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6648/2023
31.01.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-55918/2021
25.08.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9066/2022
04.05.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3091/2022
23.12.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-55918/2021