г. Санкт-Петербург |
|
19 апреля 2023 г. |
Дело N А56-55918/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Горбачевой О.В., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Сизовым А.К.
при участии:
от истца (заявителя): Космачевский Н.А. по доверенности от 01.01.2021
от ответчика (должника): Козлов И.Г. по доверенности от 01.01.2023
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6648/2023) ООО Нафтатранс на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.01.2023 по делу N А56-55918/2021 (судья Шелема З.А.), принятое
по иску ООО ДэлМар Логистика
к ООО Нафтатранс
3-е лицо: ООО Конквест-Терминало
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ДэлМар Логистика", адрес: 199406, Санкт-Петербург, Гаванская улица, дом 34, литера А, помещение 1Н, офис 32, ОГРН 1089847150942, ИНН 7838406121 (далее - истец, общество "ДэлМар Логистика"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "НафтаТранс", адрес: 127055, Москва, Тихвинский переулок, дом 11, строение 2, помещение 1, комната 14А, этаж 4, ОГРН 1077760900381, ИНН 7707639901 (далее - ответчик, общество "НафтаТранс"), о взыскании 31 995,60 долларов США убытков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Конквест-Терминал" (далее - третье лицо, общество "Конквест-Терминал").
Решением суда первой инстанции от 23.12.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.05.2022, иск удовлетворен.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.08.2022, принятые по настоящему делу судебные акты отменены; дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением суда от 31.01.2023 иск ООО "ДэлМар Логистика" удовлетворен.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, как на дату передачи груза от третьего лица ответчику (01.12.2020), так и на дату пропажи груза (20.01.2021) договорные обязательства между ООО "ДэлМар Логистика" и ООО "НафтаТранс" отсутствовали, в связи с чем, подлежат применению положения части 3 статьи 895 ГК РФ, в соответствии с которыми ответственность перед поклажедателем (истцом) несет ООО "Конквест-Терминал (третье лицо).
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представитель истца доводы жалобы отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, представителя в судебное заседание не направило, что не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствии.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между обществом "ДэлМар Логистика" (клиентом) и обществом "Конквест-Терминал" (экспедитором) был заключен договор от 14.05.2013 N 9, в соответствии с которым экспедитор обязался предоставить клиенту услуги по выполнению погрузо-разгрузочных работ и складированию, затарке в контейнеры, хранению грузов клиента, выполнению иных работ и услуг, связанных с погрузо-разгрузочными работами и хранением груза клиента.
В соответствии с актом от 18.11.2020 N 181120/0012786 клиентом в рамках договора от 14.05.2013 N 9 экспедитору был передан груз медных катодов M00K в количестве 10 грузовых мест общим весом 20 273 кг нетто (отправитель общество с ограниченной ответственностью "РУСМЕТ", CMR от 18.11.2020 N 134).
Груз был размещен на территории склада, расположенного по адресу Санкт-Петербург, дорога на Турухтанные острова, дом 14, корпус 4, литера А.
24.11.2020 ООО "Конквест-Терминал" уведомило ООО "ДэлМар Логистика" о том, что с 01.12.2020 ООО "Конквест-Терминал" приостанавливает свою деятельность как оператор терминала по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Дорога на Турухтанные острова, д.14, к.4, а дальнейшую деятельность на территории терминала будет осуществлять ООО "НафтаТранс".
Все грузы, находившиеся на территории складского комплекса по адресу: Санкт-Петербург, дорога на Турухтанные острова, д. 14, к.4, лит. А, включая груз Клиента, в количестве 10-ти мест, полученный в соответствии с приемным актом 181120/0012786 от 18.11.2020, были в полном объеме переданы по акту приема передачи от 01.12.2020 обществу "НафтаТранс".
25.11.2020 между обществом "ДэлМар Логистика" (клиент) и обществом "НафтаТранс" (экспедитор) был заключен договор транспортной экспедиции от 25.11.2020 N НТ-205/20/1, в соответствии с которым, экспедитор обязался предоставить клиенту услуги, связанные с перевозкой в международном и/или внутрироссийском сообщении груза/контейнеров и операциями с ним/и, а клиент обязался принимать и оплачивать оказанные экспедитором услуги.
Общество "НафтаТранс" письмом от 27.01.2021 N НТ-04 уведомило общество "ДэлМар Логистика" о недостаче груза медных катодов M00K, переданного клиентом обществу "Конквест Терминал" на хранение по приемному акту 181120/0012786 от 18.11.2020, в количестве 2-х грузовых мест общим весом 4102 кг нетто на терминал, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, дорога на Турухтанные острова, д. 14, к.4, и переданного в дальнейшем в ООО "Нафтатранс" по приемо-передаточному акту от 01.12.2020.
18.05.2021 истец от владельца груза - американской компании CONEXUS получил требование о возмещении стоимости утраченного груза. Стоимость утраченного груза составляет 31 995,60 долларов США.
Поскольку пунктом 4.3 договора транспортной экспедиции от 25.11.2020 N НТ-205/20/1 предусмотрено, что экспедитор несет ответственность перед клиентом за груз и имущество клиента, включая утрату и повреждение в размере реального ущерба, то истец направил в адрес ответчика претензию от 03.02.2021 N 2021/03-03 о возмещении ущерба в размере стоимости утраченного груза, оставление которой последним без удовлетворения, послужило основанием для обращения общества "ДэлМар Логистика" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции при новом рассмотрении удовлетворил требования истца.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 801 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом (п. 2).
Как следует из разъяснений, данных в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу ст. 15 и 393 ГК РФ, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ).
При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение. Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается.
Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора, не лишен возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков.
Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником. Если должник несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности, например обстоятельств непреодолимой силы (пп. 2 и 3 ст. 401 ГК РФ).
Статьей 803 ГК РФ и статьей 6 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87-ФЗ) предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона N 87-ФЗ экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Как указано в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции", в зависимости от условий договора содержание обязательства экспедитора может значительно отличаться: заключение договоров перевозки от имени клиента, оформление провозных документов, обеспечение отправки или получения груза и т.п. (пункт 1 статьи 801 ГК РФ). На основании абзаца первого статьи 803 ГК РФ и пункта 1 статьи 6 Закона N 87-ФЗ суд при возложении ответственности на экспедитора должен установить содержание его обязанностей и их ненадлежащее исполнение.
Экспедитор несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза на основании пункта 2 статьи 6 и статьи 7 Закона N 87-ФЗ, если он:
1) фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами либо
2) выписал свой транспортный документ, например экспедиторскую расписку, или иным образом выразил намерение гарантировать сохранную доставку груза, в том числе принял на себя ручательство за исполнение договора перевозки (далее - договорный перевозчик).
На экспедитора не может быть возложена ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза перевозчиком, если в силу договора экспедитор обязан выполнять только такие отдельные функции грузоотправителя, как, например, осуществление расчетов с перевозчиком либо подготовка документов, необходимых для перевозки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона N 87-ФЗ перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции) определяется Правилами транспортно-экспедиционной деятельности.
Согласно пункту 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554 (далее - Правила), экспедиторскими документами являются: поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции); экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя); складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).
В соответствии с пунктом 7 Правил, экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.
Согласно пункту 8 Правил для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиент выдает заполненное и подписанное им поручение экспедитору. Оформленное в установленном порядке поручение экспедитору должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе и объеме, а также о количестве грузовых мест.
Пунктом 12 Правил предусмотрено, что экспедиторская расписка выдается экспедитором клиенту при приеме груза и предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки.
В случае если экспедитор принимает груз клиента на складское хранение, экспедитор выдает клиенту складскую расписку (пункт 13 Правил).
В соответствии с пунктом 2.2.8 договора транспортной экспедиции от 25.11.2020 N НТ-205/20/1, заключенного между обществом "ДэлМар Логистика" (клиентом) и обществом "НафтаТранс" (экспедитором), принятие груза к экспедированию подтверждается выдачей экспедитором клиенту экспедиторской расписки, либо надлежащим образом оформленной товарно-транспортной накладной или иными перевозочными документами.
Направляя настоящее дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал, что при отсутствии в материалах дела экспедиторских документов, перечисленных в пункте 2.2.8 договора транспортной экспедиции от 25.11.2020 N НТ-205/20/1 в отношении спорного груза, доказательств принятия ответчиком спорного груза от клиента, ответчик (экспедитор) не может быть признан ответственным за утрату груза.
Вместе с тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, отсутствие экспедиторской расписки не исключает ответственность экспедитора и не является единственным допустимым доказательством передачи груза (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.04.2017 г. N 309-ЭС17-3184).
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, 01.12.2020 ООО "Конквест-терминал" передало ООО "НафтаТранс" согласно акту приема-передачи материальные ценности, в том числе спорные товары - катоды медные в количестве 10 штук, отправитель - ООО "РусМет" (л.д. 149 -157). Указанные материальные ценности приняты обществом "НафтаТранс".
Отклоняя доводы ответчика о том, что спорный груз был принят им на хранение, в связи с чем, подлежат применению положения части 3 статьи 895 ГК РФ, согласно которой, при передаче вещи на хранение третьему лицу условия договора между поклажедателем и первоначальным хранителем сохраняют силу и последний отвечает за действия третьего лица, которому он передал вещь на хранение, как за свои собственные, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что при передаче третьим лицом материальных ценностей ответчику по Акту от 01.12.2020 цель передачи, как "хранение", в Акте не указана.
При этом в соответствии с пунктом 2.1.1 договора транспортной экспедиции N НТ-205/20/1 от 25.11.2020 экспедитор, в том числе осуществляет действия по организации складских услуг и хранению грузов.
Судом на основании представленных истцом документов установлено, что уведомлением от 27.01.2021 N НТ-04 ООО "НафтаТранс" уведомило истца об утрате медных катодов в количестве 2-х пачек с указанием в качестве отправителя ООО "РусМет" (л.д. 158).
31.03.2021 истец поручил ответчику перетарку катодов медных в количестве 8 грузомест с указанием г.р.з. транспортного средства (О431АУ), указанного в приемном акте ООО "Конквест-терминал" от 18.11.2020 (л.д. 146), что позволяет идентифицировать груз, полученный ООО "Конквест-терминал", переданный в дальнейшем ответчику и утраченный последним в количестве 2-х грузомест. При этом услуга по перевалке грузов также согласована пунктом 2.1.1 Договора.
Вышеуказанное поручение принято ответчиком к исполнению, что подтверждается актом затарки N 1854 от 31.02021 (л.д. 160), содержащим следующие сведения: отправитель - ООО "РусМет", по приемному акту - 10 мест, затарено в контейнер 8 мест, транспортное средство - г.р.з. О431АУ.
01.04.2021 ответчиком в адрес истца выставлен счет N n1/00829, содержащий стоимость погрузки/выгрузки груза в контейнер, а также хранения груза. При этом основанием выставления счета указан договор транспортной экспедиции N НТ-205/20/1 от 25.11.2020 (л.д. 161).
Оценив в совокупности данные документы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что данные действия сторон в отношении спорного груза производились сторонами в рамках договора транспортной экспедиции от 25.11.2020. Доказательств получения спорного груза в рамках договора хранения ответчиком в материалы дела не представлено.
Кроме того, спорный груз принят обществом "Конквест-терминал" от общества "ДэлМар Логистика" в рамках исполнения договора N 9 от 14.05.2013, в соответствии с условиями которого, ООО "Конквест-терминал" (экспедитор) обязалось оказать ООО "ДэлМар Логистика" (клиент), в том числе услуги по хранению грузов. В свою очередь ООО "Конквест-терминал" передало по акту приема-передачи от 01.12.2020 спорный груз обществу "НафтаТранс" в рамках заключенного между ними договора транспортной экспедиции N НТ-210/20/1 от 01.12.2020, что также опровергает довод ответчика о необходимости применения к спорным правоотношениям положений части 3 статьи 895 ГК РФ.
Довод подателя жалобы об отсутствии между истцом и ответчиком по состоянию на 01.12.2020 и 20.01.2021 договорных отношений отклоняется судом апелляционной инстанции, как не соответствующий фактическим обстоятельствам дела.
Из материалов дела усматривается, что на протяжении рассмотрения настоящего дела ответчиком факт заключения договора транспортной экспедиции N НТ-205/20/1 от 25.11.2020 не оспаривался.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что в переписке по поводу оставшейся части груза, принятого третьим лицом по акту N 181120/0012786 от 18.11.2020 и переданного впоследствии ответчику по акту от 01.12.2020, последний самостоятельно рассчитывал стоимость хранения данного груза, в том числе и его утраченных 2 грузовых мест, как услугу по договору N НТ-205/20/1 от 25.11.2020, исходя из ставки 15 руб./тонну в сутки после бесплатных 40 дней, что соответствует согласованным в Приложении N 1 к договору NНТ-205/20/1 от 25.11.2020 ставкам за хранение медных катодов.
Счет N n1/00829 от 01.04.2021 на оплату услуг (в т.ч. хранения), связанных с данным грузом медных катодов, был выставлен ответчиком и оплачен истцом также исходя из Договора.
Данные доказательства свидетельствуют о применении самим ответчиком положений Договора к правоотношениям сторон, сложившимся с 25.11.2020, даты заключения Договора, при этом подписание сторонами спорного договора в иную дату, притом, что ответчик в частности при расчете стоимости услуг за хранение, учитывал спорный груз, принятый им по Акту приема-передачи от 01.12.2020, не является основанием для неприменения положений спорного договора.
В соответствии с пунктом 4.3 договора N НТ-205/20/1 от 25.11.2020 предусмотрено, что экспедитор несет ответственность перед клиентом за груз и имущество клиента, включая утрату и повреждение в размере реального ущерба.
Учитывая, что груз был передан ответчику на хранение, последний взимал плату за оказание услуг по хранению в соответствии с договором и ставками, установленными Приложением к нему, но груз был фактически утрачен, то является обоснованным вывод суда первой инстанции о ненадлежащем исполнении ответчиком принятых на себя обязательств по обеспечению сохранности груза клиента, что является основанием для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков.
Таким образом, поскольку состав правонарушения, необходимый для взыскания убытков, доказан, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы ООО "НафтаТранс" у апелляционного суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.01.2023 по делу N А56-55918/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-55918/2021
Истец: ООО ДэлМар Логистика
Ответчик: ООО Нафтатранс
Третье лицо: ООО Конквест-Терминало
Хронология рассмотрения дела:
17.08.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9564/2023
19.04.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6648/2023
31.01.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-55918/2021
25.08.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9066/2022
04.05.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3091/2022
23.12.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-55918/2021