17 августа 2023 г. |
Дело N А56-55918/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Боголюбовой Е.В., Елагиной О.К.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ДэлМар Логистика" Космачевского Н.А. (доверенность от 01.01.2021),
от общества с ограниченной ответственностью "Нафтатранс" Келевич М.А. (доверенность от 01.01.2023),
рассмотрев 17.08.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нафтатранс" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2023 по делу N А56-55918/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ДэлМар Логистика", адрес: 199406, Санкт-Петербург, Гаванская улица, дом 34, литера А, помещение 1Н, офис 32, ОГРН 1089847150942, ИНН 7838406121 (далее - общество "ДэлМар Логистика"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Нафтатранс", адрес: адрес: 127473, Москва, Селезневская улица, дом 11А, строение 2, помещение 2/3, ОГРН 1077760900381, ИНН 7707639901 (далее - общество "Нафтатранс"), о взыскании 31 995,60 долларов США убытков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Конквест-Терминал" (далее - общество "Конквест-Терминал").
Решением суда первой инстанции от 23.12.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.05.2022, иск удовлетворен.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.08.2022 решение от 23.12.2021 и постановление от 04.05.2022 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением суда первой инстанции от 31.01.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.04.2023, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе общество "НафтаТранс", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению подателя жалобы, правовые основания для взыскания убытков отсутствуют, поскольку ответчик не принимал спорный груз от истца в рамках договора транспортной экспедиции от 25.11.2020 N НТ-205/20/1.
В отзыве на кассационную жалобу общество "ДэлМар Логистика" просит жалобу отклонить.
В судебном заседании представитель общества "Нафтатранс" поддержал доводы, приведенные в жалобе, а представитель общества "ДэлМар Логистика" просил жалобу отклонить.
Общество "Конквест-Терминал" о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направило, что не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между обществом "ДэлМар Логистика" (клиентом) и обществом "Конквест-Терминал" (экспедитором) был заключен договор от 14.05.2013 N 9, в соответствии с которым экспедитор обязался предоставить клиенту услуги по выполнению погрузоразгрузочных работ и складированию, затарке в контейнеры, хранению грузов клиента, выполнению иных работ и услуг, связанных с погрузо-разгрузочными работами и хранением груза клиента.
В соответствии с актом от 18.11.2020 N 181120/0012786 клиентом в рамках договора от 14.05.2013 N 9 экспедитору был передан груз медных катодов M00K в количестве 10 грузовых мест общим весом 20 273 кг нетто (отправитель общество с ограниченной ответственностью "РУСМЕТ", CMR от 18.11.2020 N 134).
Груз был размещен на территории склада, расположенного по адресу Санкт-Петербург, дорога на Турухтанные острова, дом 14, корпус 4, литера А.
Между обществом "ДэлМар Логистика" (клиентом) и обществом "Нафтатранс" (экспедитором) был заключен договор транспортной экспедиции от 25.11.2020 N НТ-205/20/1, в соответствии с которым экспедитор обязался предоставить клиенту услуги, связанные с перевозкой в международном и/или внутрироссийском сообщении груза/контейнеров и операциями с ним/и, а клиент обязался принимать и оплачивать оказанные экспедитором услуги.
Общество "Конквест-Терминал" 01.12.2020 уведомило своих клиентов о приостановлении деятельности по хранению и складской обработки грузов на территории складского комплекса, расположенного по адресу Санкт-Петербург, дорога на Турухтанные острова, дом 14, корпус 4, литера А, где на тот момент хранился спорный груз.
Также общество "Конквест-Терминал" информировало, что дальнейшую деятельность на территории данного терминала будет осуществлять общество "Нафтатранс".
Как утверждает общество "Конквест-Терминал", все грузы, находившиеся 01.12.2020 на территории складского комплекса по адресу Санкт-Петербург, дорога на Турухтанные острова, дом 14, корпус 4, литера А, включая спорный груз, были переданы обществу "Нафтатранс" по акту приема передачи от 01.12.2020.
Общество "Нафтатранс" письмом от 27.01.2021 N НТ-04 уведомило общество "ДэлМар Логистика" о недостаче спорного груза.
Пунктом 4.3 договора транспортной экспедиции от 25.11.2020 N НТ205/20/1 предусмотрено, что экспедитор несет ответственность перед клиентом за груз и имущество клиента, включая утрату и повреждение в размере реального ущерба.
Общество "ДэлМар Логистика" получило требование о возмещении стоимости утраченного груза от владельца спорного груза.
Стоимость утраченного груза составляет 31 995,60 долларов США.
Поскольку требования претензии от 03.02.2021 N 2021/03-03 о возмещении ущерба в размере стоимости утраченного груза оставлены обществом "Нафтатранс" без удовлетворения, общество "ДэлМар Логистика" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили исковые требования в полном объеме.
Суд округа, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В соответствии со статьей 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Статьей 803 ГК РФ и статьей 6 Федерального закона от 30.06.2003 N 87- ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87-ФЗ) предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона N 87-ФЗ экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Как указано в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции", в зависимости от условий договора содержание обязательства экспедитора может значительно отличаться: заключение договоров перевозки от имени клиента, оформление провозных документов, обеспечение отправки или получения груза и т.п. (пункт 1 статьи 801 ГК РФ).
На основании абзаца первого статьи 803 ГК РФ и пункта 1 статьи 6 Закона N 87-ФЗ суд при возложении ответственности на экспедитора должен установить содержание его обязанностей и их ненадлежащее исполнение. Экспедитор несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза на основании пункта 2 статьи 6 и статьи 7 Закона N 87-ФЗ, если он: 1) фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами либо 2) выписал свой транспортный документ, например экспедиторскую расписку, или иным образом выразил намерение гарантировать сохранную доставку груза, в том числе принял на себя ручательство за исполнение договора перевозки (далее - договорный перевозчик).
На экспедитора не может быть возложена ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза перевозчиком, если в силу договора экспедитор обязан выполнять только такие отдельные функции грузоотправителя, как, например, осуществление расчетов с перевозчиком либо подготовка документов, необходимых для перевозки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона N 87-ФЗ перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции) определяется Правилами транспортно-экспедиционной деятельности.
Согласно пункту 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554 (далее - Правила), экспедиторскими документами являются: поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции); экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя); складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).
В соответствии с пунктом 7 Правил экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.
Согласно пункту 8 Правил для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиент выдает заполненное и подписанное им поручение экспедитору. Оформленное в установленном порядке поручение экспедитору должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе и объеме, а также о количестве грузовых мест.
Пунктом 12 Правил предусмотрено, что экспедиторская расписка выдается экспедитором клиенту при приеме груза и предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки.
В случае если экспедитор принимает груз клиента на складское хранение, экспедитор выдает клиенту складскую расписку (пункт 13 Правил).
В соответствии с пунктом 2.2.8 договора транспортной экспедиции от 25.11.2020 N НТ-205/20/1 принятие груза к экспедированию подтверждается выдачей экспедитором клиенту экспедиторской расписки, либо надлежащим образом оформленной товарно-транспортной накладной или иными перевозочными документами.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные в материалы дела доказательства, в том числе договор от 14.05.2013 N 9, заключенный между обществом "ДэлМар Логистика" (клиентом) и обществом "Конквест-Терминал" (экспедитором); спорный договор транспортной экспедиции от 25.11.2020 N НТ-205/20/1, заключенный между истцом и ответчиком; переписку сторон; счет от 01.04.2021 N n1/00829, выставленный ответчиком истцу за оказанные услуги в отношении спорного груза со ссылкой на договор транспортной экспедиции от 25.11.2020 N НТ-205/20/1, проанализировав взаимоотношения сторон в ходе выполнения своих обязательств по спорному договору, приняв во внимание конкретные обстоятельства дела, установив, что обществом "Конквест-Терминал" спорный груз был передан обществу "Нафтатранс" и с этого момента обязательства по сохранности груза были возложены на ответчика, сделав вывод о том, что отсутствие экспедиторской расписки в настоящем случае не исключает ответственность экспедитора и не является единственным допустимым доказательством передачи спорного груза, обоснованно признав доказанными основания и условия наступления ответственности ответчика и отсутствие доказательств надлежащего исполнения последним своих обязательств по спорному договору, правомерно удовлетворили исковые требования.
Приведенные в жалобе доводы повторяют позицию по делу и аргументы апелляционной жалобы, были рассмотрены и правомерно отклонены судом апелляционной инстанции, по существу направлены на иную оценку исследованных судами доказательств.
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2023 по делу N А56-55918/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нафтатранс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
П.Ю. Константинов |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 8 Правил для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиент выдает заполненное и подписанное им поручение экспедитору. Оформленное в установленном порядке поручение экспедитору должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе и объеме, а также о количестве грузовых мест.
Пунктом 12 Правил предусмотрено, что экспедиторская расписка выдается экспедитором клиенту при приеме груза и предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки.
В случае если экспедитор принимает груз клиента на складское хранение, экспедитор выдает клиенту складскую расписку (пункт 13 Правил).
...
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 августа 2023 г. N Ф07-9564/23 по делу N А56-55918/2021
Хронология рассмотрения дела:
17.08.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9564/2023
19.04.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6648/2023
31.01.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-55918/2021
25.08.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9066/2022
04.05.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3091/2022
23.12.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-55918/2021