25 августа 2022 г. |
Дело N А05-6050/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 24.08.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Киселева Евгения Константиновича на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.02.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2022 по делу N А05-6050/2021,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Киселев Евгений Константинович (ОГРНИП 312293234000075, ИНН 290206729230; место жительства: г.Северодвинск,) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Министерства транспорта Архангельской области, адрес: 163004, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 49; ОГРН 1122901020527; ИНН 2901229495; (далее - Министерство) от 30.04.2021 N 113-р об отказе в выдаче разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области, адрес:163069, г. Архангельск, ул. Воскресенская, д. 3; ОГРН 102290052212, ИНН 2901071427 (далее - УМВД).
Решением суда от 06.02.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.05.2022, Предпринимателю отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе Предприниматель просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылается на обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства, не согласен с выводами судов, считает их необоснованными. По мнению подателя жалобы, отказ в выдаче испрашиваемых разрешений на перевозку пассажиров и багажа легковым такси неправомерен, поскольку к заявлению им были приложены свидетельства о регистрации транспортных средств, в каждом из которых указана категория транспортного средства - В/М1. По мнению Предпринимателя каждое транспортное средство соответствует категории "В" согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее- Закон N 196-ФЗ) и соответствует категории "М1" Технического регламента Таможенного союза.
Представители Министерства, Предпринимателя, УМВД надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, Киселев Е.К. обратился в Министерство с заявлением от 08.04.2021 о выдаче разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, представив документы, удостоверяющие личность заявителя, копии свидетельств о государственной регистрации и договоров аренды в отношении транспортных средств (с актами-приема передачи) Mercedes-Benz Vito 109С (государственный регистрационный номер М131ХМ29), Mercedes-Benz Vito 115 С (государственный регистрационный номер М367ХМ29), Mercedes-Benz Vito (государственный регистрационный номер О493АЕ29), Mercedes-Benz Vito 115С (государственный регистрационный номер М352ХМ29), Mercedes-Benz Vito 111T (государственный регистрационный номер М152ХМ29), Mercedes-Benz Vito 111T (государственный регистрационный номер М153ХМ29), Mercedes-Benz Vito 115С (государственный регистрационный номер Н791АР29), Mercedes-Benz Vito 115С (государственный регистрационный номер М138ХМ29), Mercedes-Benz Vito 111С (государственный регистрационный номер О393АХ29).
Распоряжением Министерства от 30.04.2021 N 113-р Киселеву Е.К. отказано в выдаче разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Архангельской области в связи с тем, что указанные транспортные средства не относятся к категории "М1".
Киселев Е.К., не согласившись с распоряжением Министерства, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций, придя к выводу о правомерности и обоснованности оспариваемого распоряжения, в удовлетворении заявленных требований отказали.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) предусмотрено, что деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.
Согласно части 2 статьи 9 Закона N 69-ФЗ разрешение выдается при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо на основании договора лизинга или договора аренды транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а также в случае использования индивидуальным предпринимателем транспортного средства на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, если указанные транспортные средства соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1586 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в соответствии с пунктом 2 которых под легковым такси понимается транспортное средство категории "М1", используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования.
Требования к безопасности транспортных средств перед выпуском их в обращение предприятием-изготовителем, требования к узлам и агрегатам установлены Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", принятым решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (далее - ТР ТС 018/2011).
В приложении N 8 ТР ТС 018/2011 для транспортных средств категорий "М1" установлены определенные требования к тормозным системам, рулевому управлению, устройствам освещения и световой сигнализации, обеспечению обзорности, к шинам и колесам, к двигателю и его системам, к комплектности транспортного средства.
Согласно пункту 8 ТР ТС 018/2011 документами, удостоверяющими соответствие требованиям Технического регламента при выпуске в обращение, для транспортных средств, оценка соответствия которых проводилась в форме одобрения типа, является одобрение типа транспортного средства (далее - ОТТС).
ОТТС - это документ, удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств, отнесенных к одному типу, требованиям настоящего Технического регламента; под типом транспортного средства (шасси, компонента) понимаются транспортные средства (шасси, компоненты) с общими конструктивными признаками, зафиксированными в техническом описании, изготовленные одним изготовителем (пункт 6 ТР ТС 018/2011).
Проверка выполнения требований к типам выпускаемых в обращение транспортных средств (шасси) проводится в форме одобрения типа. Подразделение транспортных средств на типы и модификации для целей оценки соответствия осуществляется согласно приложению N 1 к настоящему Техническому регламенту (пункт 23 ТР ТС 018/2011).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 11 раздела III Правил заполнения бланков одобрения типа транспортного средства, одобрения типа шасси, уведомления об отмене документа, удостоверяющего соответствие техническому регламенту, свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности, утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.12.2014 N 232, тип транспортного средства присваивается его изготовителем.
Положением о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 294) предусмотрено, что рассмотрение, утверждение и регистрация ОТТС относится исключительно к компетенции Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (пункт 5.4.26).
В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно пункту 4 статьи 15 Закона N 196-ФЗ после внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия.
Основанием для принятия оспариваемого распоряжения Министерства от 30.04.2021 N 113-р об отказе в выдаче разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси послужила недостоверность сведений, представленных Предпринимателем, поскольку транспортные средства, которые предполагается им использовать для оказания таких услуг, не относятся к категории "М1".
В силу части 2.1 статьи 9 Закона N 69-ФЗ предоставление заявителем недостоверных сведений является основанием для отказа в выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Вопреки доводам жалобы, суды, приняв во внимание правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 29.12.2017 N 305-КГ17-19681, обоснованно отметили, что регистрация транспортных средств подтверждает только возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации, но не свидетельствует об одобрении типа транспортных средств.
Судами установлено, что представленные Предпринимателем свидетельства о государственной регистрации вышеупомянутых транспортных средств сведений об ОТТС не содержат, а указание в свидетельствах о регистрации транспортных средств категории "B" свидетельствует только о том, что таким транспортным средством может управлять водитель, имеющий право на управление транспортными средствами категории "B", и не влечет автоматическое отнесение транспортного средства к категории "М1".
Так, согласно пункту 1 примечания к таблице 1 приложения N 1 к ТР ТС 018/2011 транспортное средство, имеющее не более восьми мест для сидения, не считая места водителя, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов, относится к категории "М1", если произведение предусмотренного конструкцией числа пассажиров на условную массу одного пассажира (68 кг) превышает расчетную массу перевозимого одновременно с пассажирами груза, при несоблюдении данного условия - к категории "N1".
Более того, согласно Приложению к Требованиям к паспорту транспортного средства (утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.04.2019 N 267): категория "B", установленная Законом N 196-ФЗ, относится не только к транспортным средствам категории "М1", но и к транспортным средствам категории "N1" (по тем же критериям - разрешенная максимальная масса не превышает 3500 кг, число сидячих мест, помимо сиденья водителя, не превышает восьми).
При этом согласно пункту 9 Требований к свидетельству о регистрации транспортного средства, утвержденных этим приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, заполнение соответствующих строк и разделов бланка свидетельства осуществляется на основании сведений, содержащихся в паспортах транспортных средств (электронных паспортах транспортных средств) и используемом органами внутренних дел специальном программном обеспечении федеральной информационной системы Госавтоинспекции.
В связи с этим суды указали, что само по себе названное число сидячих мест и категория "B" в соответствии с Законом N 196-ФЗ не являются бесспорным основанием отнесения транспортных средств именно к категории "М1", а сведения, указанные в ПТС, являются первичными относительно сведений свидетельства о регистрации.
Соответствующее правовое регулирование обусловлено не нарушением прав собственников транспортных средств, а соблюдением специального порядка допуска транспортных средств к участию в дорожном движении в качестве легковых такси, требованиями безопасности дорожного движения, публично-правовыми законными интересами.
Суды в рамках настоящего дела удостоверились в том, что сведения об ОТТС в ПТС, представленных Предпринимателем, отсутствуют (за исключением ПТС на транспортное средство Mercedes-Benz Vito 115С гос. р\н Н791АР29 в котором отражены сведения об ОТТС РОСС ES.МТ02.Е03628, однако категорией данного транспортного средства является "N 1", что установлено в рамках рассмотрения дела N А05-5360/2021).
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что, подтверждая в представленных в Министерство заявлениях соответствие транспортных средств, которые предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, требованиям, установленным Законом N 69-ФЗ и Законом Архангельской области от 21.11.2011 N 390-26-ОЗ "Об организации деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Архангельской области", Предприниматель не располагал надлежащими доказательствами отнесения транспортных средств к категории "М1" применительно к требованиям ТР ТС 018/2011, тогда как, претендуя на получение разрешения, должен подтвердить фактическое соответствие таких транспортных средств установленным требованиям.
Оспариваемые Предпринимателем действия соответствуют закону, не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выводы судов по существу спора отвечают приведенным нормативным положениям, основаны на полном установлении фактической стороны дела.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.02.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2022 по делу N А05-6050/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Киселева Евгения Константиновича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что, подтверждая в представленных в Министерство заявлениях соответствие транспортных средств, которые предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, требованиям, установленным Законом N 69-ФЗ и Законом Архангельской области от 21.11.2011 N 390-26-ОЗ "Об организации деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Архангельской области", Предприниматель не располагал надлежащими доказательствами отнесения транспортных средств к категории "М1" применительно к требованиям ТР ТС 018/2011, тогда как, претендуя на получение разрешения, должен подтвердить фактическое соответствие таких транспортных средств установленным требованиям.
...
решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.02.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2022 по делу N А05-6050/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Киселева Евгения Константиновича - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 августа 2022 г. N Ф07-9120/22 по делу N А05-6050/2021