01 сентября 2022 г. |
Дело N А56-55561/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2022 года.
В полном объеме постановление изготовлено 01 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Михайловской Е.А., Старченковой В.В.,
при участии индивидуального предпринимателя Белякова Дмитрия Геннадьевича (паспорт) и его представителя Зайцевой И.М. (доверенность от 10.07.2022),
рассмотрев 01.09.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Белякова Дмитрия Геннадьевича на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2022 по делу N А56-55561/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис г. Ломоносова", адрес: 198412, Санкт-Петербург, город Ломоносов, Александровская улица, дом 21А, ОГРН 1089847240086, ИНН 7819309098 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к индивидуальному предпринимателю Белякову Дмитрию Геннадьевичу, ОГРНИП 304781921000020, ИНН 781909794151 (далее - Предприниматель), о взыскании 149 818 руб. 26 коп. платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме за период с 01.08.2018 по 31.12.2019 и 19 059 руб. 25 коп. неустойки, начисленной за период с 11.01.2019 по 16.06.2021 в связи с несвоевременным внесением платы.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по тарифам Санкт-Петербурга (далее - Комитет).
Решением суда первой инстанции от 13.12.2021 Обществу в иске отказано.
Постановлением апелляционного суда от 09.03.2022 решение от 13.12.2021 отменено. Принят отказ Общества от иска в части взыскания 19 059 руб. 25 коп. неустойки, производство по делу в указанной части прекращено. С Предпринимателя в пользу Общества взыскано 140 411 руб. 73 коп. платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В кассационной жалобе (и в дополнении к кассационной жалобе) Предприниматель, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального права и несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление от 09.03.2022 и оставить в силе решение от 13.12.2021.
По мнению подателя жалобы, апелляционный суд при разрешении спора неправомерно применил положения нормативных актов, регулирующих правоотношения по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), хотя в спорный период услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) входили в состав расходов собственника по содержанию общего имущества многоквартирного дома (МКД) и были оплачены ответчиком на основании тарифов, утвержденных Комитетом на содержание общего имущества МКД. Податель жалобы считает, что истец, не наделенный статусом регионального оператора, необоснованно использует в расчетах с ответчиком нормативы накопления ТКО, которые установлены для расчетов собственников помещений с региональным оператором, оказывающим услугу по обращению с ТКО.
Как полагает податель жалобы, апелляционным судом не учтено, что изменения, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 232), в нормы жилищного законодательства в части исключения ТБО из содержания общего имущества применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с ТКО, а в спорный период (с 01.08.2018 по 31.12.2019) на деятельность регионального оператора по обращению с ТКО на территории Санкт-Петербурга был введен мораторий до 01.01.2022 (Федеральный закон от 25.12.2018 N 483-ФЗ "О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").
В судебном заседании 04.08.2022 Предприниматель и его представитель поддержали доводы кассационной жалобы.
Представители Общества и Комитета, надлежаще извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились.
По инициативе суда кассационной инстанции рассмотрение кассационной жалобы на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) было отложено на 01.09.2022.
В связи с нахождением в отпуске судей Пастуховой М.В. и Щуриновой С.Ю., принимавших участие в рассмотрении дела до его отложения, в порядке пункта 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судей и рассмотрение кассационной жалобы Предпринимателя на основании части 5 статьи 18 АПК РФ начато сначала.
В настоящем судебном заседании Предприниматель и его представитель настаивали на своей правовой позиции.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Предпринимателю на праве собственности принадлежит нежилое помещение общей площадью 101,9 кв.м, расположенное в находящемся в управлении Общества МКД по адресу: г. Ломоносов, ул. Победы, д. 11, лит. А.
Ссылаясь на наличие у Предпринимателя задолженности за услуги по сбору и вывозу ТБО, оказанные в период с 01.01.2018 по 31.12.2019, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, установив, что ответчик в полном объеме произвел в адрес Общества оплату стоимости услуги по сбору и вывозу ТБО в составе платежей за содержание общего имущества МКД по утвержденным Комитетом тарифам, отказал Обществу в удовлетворении иска.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и взыскал с ответчика задолженность за сбор и вывоз ТБО в размере, определенном исходя из норматива накопления ТКО, утвержденного распоряжением Комитета от 14.04.2017 N 30-р "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Санкт-Петербурга" (далее - Распоряжение N 30-р).
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, пришел к следующим выводам.
В силу положений статьи 39, части 2 статьи 154, части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещений в МКД обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему имущества, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.
Согласно подпункту "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, до начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с ТКО содержание общего имущества МКД в числе прочего включало в себя сбор и вывоз ТБО.
Размер платы за содержание и ремонт общего имущества (в расчете на 1 кв.м общей площади) устанавливается одинаковым для всех собственников в виде тарифа, принятого общим собранием исходя из фактически необходимых затрат на содержание общего имущества, или в виде тарифа, утвержденного соответствующим государственным органом.
Так как в спорный период общим собранием собственников помещений в МКД решения об установлении размера платы за содержание общего имущества не принималось, ответчик производил оплату расходов на содержание общего имущества МКД (включая сбор и вывоз ТБО) по тарифам, утвержденным Комитетом (распоряжения Комитета от 20.12.2016 N 260-р, от 15.12.2017 N 200-р, от 14.12.2018 N 215-р).
Установив, что у Предпринимателя отсутствует перед Обществом задолженность по оплате расходов на содержание общего имущества МКД (включая сбор и вывоз ТБО) за спорный период, и признав произведенный Обществом расчет задолженности исходя из нормативов накопления ТКО, утвержденных Распоряжением N 30-р, не соответствующим положениям частей 2 и 8 статьи 156, части 4 статьи 158 ЖК РФ, суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд, отменив решение суда первой инстанции, ошибочно применил к спорным правоотношениям положения Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), относящиеся к деятельности регионального оператора по оказанию услуг по обращению с ТКО. При этом апелляционный суд необоснованно не принял во внимание пункт 2 Постановления N 232, в соответствии с которым обязанность собственника помещения по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО не может наступить ранее даты начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с ТКО.
В спорный период (с 01.08.2018 по 31.12.2019) на территории Санкт-Петербурга региональный оператор по обращению с ТКО отсутствовал. В связи с принятием Федерального закона от 25.12.2018 N 483-ФЗ "О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" на деятельность регионального оператора по обращению с ТКО на территории Санкт-Петербурга был введен мораторий до 01.01.2022. Следовательно, положения Закона N 89-ФЗ, а также разработанные в целях его реализации нормативные документы, включая Распоряжение N 30-р, к правоотношениям по содержанию общего имущества в МКД между управляющей организацией (Общество) и собственником помещения в МКД не применимы.
Поскольку Общество, наделенное статусом управляющей организации, в силу части 7 статьи 156, частей 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ не вправе в одностороннем порядке изменять размер платы за содержание общего имущества и без соответствующего решения общего собрания собственников помещений в МКД применять в расчетах за услугу по сбору и вывозу ТБО нормативы накопления ТКО, утвержденные Распоряжением N 30, у апелляционного суда отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения заявленных Обществом требований.
Учитывая изложенное, постановление апелляционного суда, как принятое с нарушением норм материального права, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ в части удовлетворенных требований Общества подлежит отмене с оставлением в силе в отмененной части решения суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные Предпринимателем в связи с уплатой государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы, относятся на Общество.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2022 по делу N А56-55561/2021 в части взыскания с индивидуального предпринимателя Белякова Дмитрия Геннадьевича в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис г. Ломоносова" 140 411 руб. 73 коп. задолженности и 8212 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины отменить.
В отмененной части оставить в силе решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.12.2021 по настоящему делу.
В остальной части постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2022 по делу N А56-55561/2021 оставить без изменения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис г. Ломоносова" (198412, Санкт-Петербург, город Ломоносов, Александровская улица, дом 21А, ОГРН 1089847240086, ИНН 7819309098) в пользу индивидуального предпринимателя Белякова Дмитрия Геннадьевича (ОГРНИП 304781921000020, ИНН 781909794151) 3000 руб. судебных расходов, понесенных в связи уплатой государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В спорный период (с 01.08.2018 по 31.12.2019) на территории Санкт-Петербурга региональный оператор по обращению с ТКО отсутствовал. В связи с принятием Федерального закона от 25.12.2018 N 483-ФЗ "О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" на деятельность регионального оператора по обращению с ТКО на территории Санкт-Петербурга был введен мораторий до 01.01.2022. Следовательно, положения Закона N 89-ФЗ, а также разработанные в целях его реализации нормативные документы, включая Распоряжение N 30-р, к правоотношениям по содержанию общего имущества в МКД между управляющей организацией (Общество) и собственником помещения в МКД не применимы.
Поскольку Общество, наделенное статусом управляющей организации, в силу части 7 статьи 156, частей 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ не вправе в одностороннем порядке изменять размер платы за содержание общего имущества и без соответствующего решения общего собрания собственников помещений в МКД применять в расчетах за услугу по сбору и вывозу ТБО нормативы накопления ТКО, утвержденные Распоряжением N 30, у апелляционного суда отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения заявленных Обществом требований."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 сентября 2022 г. N Ф07-8461/22 по делу N А56-55561/2021
Хронология рассмотрения дела:
24.08.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12706/2023
01.09.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8461/2022
09.03.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1639/2022
13.12.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-55561/2021