06 сентября 2022 г. |
Дело N А56-88007/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Аникиной Е.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области Дмитриевой Г.С. (доверенность от 25.03.2022),
рассмотрев 05.09.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива "ЦДС-Мурино" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2022 по делу N А56-88007/2021,
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив "ЦДС-Мурино", адрес: 197198, Санкт-Петербург, пр. Добролюбова, д. 8, лит. А, пом. 1-Н, оф. 709, ОГРН 1089848035848, ИНН 7842397896 (далее - ЖСК, Кооператив), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области, адрес: 191311, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1147847555107, ИНН 7842018964 (далее - Комитет), от 06.08.2021 N 1116.
Решением суда первой инстанции от 01.12.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 07.04.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ЖСК просит отменить состоявшиеся судебные акты и удовлетворить заявленные требования, указывая, что в уставе ЖСК члены кооператива могут установить повышенные требования к решению отдельных вопросов по сравнению с требованиями, прописанными в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ). В данном случае в соответствии с уставом утверждено Положение о порядке проведения общего собрания (конференции) членов ЖСК, которое ни Комитетом, ни судом не исследовалось. Судами не дана надлежащая оценка законности истребования документов, которые у ЖСК отсутствуют и которые он составлять либо восстанавливать не обязан, что свидетельствует о неисполнимости предписания Комитета.
В судебном заседании представитель Комитета возразила против доводов кассационной жалобы.
ЖСК, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
В отзыве Комитет просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Комитетом на основании распоряжения от 23.07.2021 N 1116 проведена внеплановая документарная проверка на предмет исполнения Кооперативом ранее выданного предписания от 15.03.2021 N 203.
По результатам проверки, оформленной актом от 06.08.2021 N 116, Комитетом установлено, что ранее выданное предписание не исполнено, а именно:
- не представлены документы, удостоверяющие личность инициатора конференции (копия, оригиналы для ознакомления);
- не представлены документы, подтверждающие вступление инициатора в члены ЖСК;
- не представлен реестр членов ЖСК;
- не представлен реестр вручения членам ЖСК уведомлений о проведении 27.10.2017 конференции (или документы, подтверждающие иной способ уведомления о проведении конференции);
- не представлен список членов ЖСК, присутствовавших на конференции;
- не представлены доверенности (или их копии) или иные документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей членов ЖСК, присутствовавших на конференции;
- не представлен протокол общего собрания (конференции) членов ЖСК от 27.10.2017 N 20/3;
- не представлены документы, подтверждающие соблюдение порядка созыва конференции ЖСК;
- не представлены документы, подтверждающие соблюдение порядка избрания делегатов конференции ЖСК.
ЖСК выдано предписание от 06.08.2021 N 1116 о необходимости в срок до 05.11.2021 представить указанные выше документы.
Не согласившись с выданным предписанием, ЖСК обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности оспариваемого предписания, в удовлетворении заявления отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 115 ЖК РФ органами управления жилищного кооператива являются: общее собрание членов жилищного кооператива; конференция, если число участников общего собрания членов жилищного кооператива более пятидесяти и это предусмотрено уставом жилищного кооператива; правление жилищного кооператива и председатель правления жилищного кооператива.
Согласно статье 116 ЖК РФ высшим органом управления жилищного кооператива является общее собрание членов кооператива (конференция), которое созывается в порядке, установленном уставом кооператива (часть 1); компетенция общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) определяется уставом кооператива в соответствии с настоящим Кодексом (часть 2).
Как предусмотрено статьей 117 ЖК РФ, общее собрание членов жилищного кооператива является правомочным, если на нем присутствует более пятидесяти процентов членов кооператива. Решение общего собрания членов жилищного кооператива, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, считается принятым при условии, если за него проголосовало более половины членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании, а по вопросам, указанным в уставе жилищного кооператива, - более трех четвертей членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании (часть 1); решение общего собрания членов жилищного кооператива, принятое в установленном порядке, является обязательным для всех членов жилищного кооператива (часть 2); общее собрание членов жилищного кооператива избирает органы управления жилищного кооператива и органы контроля за его деятельностью (часть 3); решение общего собрания членов жилищного кооператива оформляется протоколом (часть 4).
Пунктом 19 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) от 25.12.2015 N 937/пр (далее - Приказ N 937/пр) и действовавших до 04.03.2019, пунктом 20 Требований к оформлению протоколов общих собраний, утвержденных приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр (далее - Приказ N 44/пр) и действующих с 04.03.2019, предусмотрены обязательные приложения к протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах.
Согласно пункту 1.1 устава ЖСК создано как добровольное объединение граждан на основе членства в целях удовлетворения потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами паевых взносов. Пунктом 8.1 устава предусмотрено формирование конференции ЖСК, являющейся высшим органом управления. Конференция ЖСК вправе рассматривать вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания членов ЖСК в соответствии со статьей 116 ЖК РФ, включая утверждение взносов на содержание общего имущества собственников в МКД, принятие решения об утверждении устава ЖСК, о ликвидации или реорганизации ЖСК, избрании членов правления ЖСК и др.
Делегаты конференции ЖСК избираются общим собранием членов ЖСК из числа членов ЖСК по представлению председателя правления ЖСК до момента, когда число членов ЖСК превысит 50 членов (пункт 8.17 устава ЖСК).
Конференция ЖСК созывается правлением ЖСК по собственной инициативе, по заявленному в правление требованию председателя правления, ревизора ЖСК, группы членов ЖСК численностью не менее 1/2 от общего числа членов ЖСК (пункт 8.9.1 устава ЖСК).
Общее собрание членов Кооператива на любом из своих заседаний, созываемых до того момента, когда количество членов Кооператива превысит число пятьдесят, вправе избрать делегатов Конференции. Делегаты Конференции ЖСК избираются из числа членов Кооператива по представлению председателя правления (пункт 7.15 устава ЖСК).
При таких обстоятельствах конференция ЖСК принимаемыми решениями оказывает значительное влияние, обеспечивая принятие решений по вопросам управления МКД, которые затрагивают интересы как членов ЖСК, так и собственников помещений, не являющихся членами ЖСК, а потому вопросы легитимности проведения и решений, принятых на собрании (конференции), имеют существенное значение.
Согласно пункту 2 Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор, утвержденного Приказом N 937/пр, правление жилищно-строительного кооператива обязано направить копии решений и протоколов общего собрания собственников помещений, представленных им в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ, лицом, инициировавшим общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (далее - копии решений, протокола), в орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, на территории которого находится многоквартирный дом, собственники помещений в котором проводили общее собрание.
Согласно пункту 3 указанного Порядка передача копий решений, протокола осуществляется в течение пяти дней с момента получения правлением жилищно-строительного кооператива от лица, инициировавшего общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, данных копий. Передача копий решений, протокола должна осуществляться способами, позволяющими подтвердить факт и дату ее получения органом государственного жилищного надзора, а также путем размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) электронных образов решений, протокола в электронной форме.
Судами установлено, что в Комитет указанные в предписании документы ЖСК представлены не были. Произвольного истребования документов судами не выявлено.
Довод о неисполнимости предписания рассмотрен и обоснованно отклонен судами.
В соответствии с подпунктом "д(3)" пункта 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме включены в состав документов, связанных с управлением многоквартирным домом.
Согласно пункту 27 названных Правил ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
В силу пункта 18 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25.08.2010 N 558, протоколы общих собраний пайщиков, собраний, сходов граждан подлежат постоянному хранению. В настоящее время такая обязанность установлена пунктом 18 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденного приказом Федерального архивного агентства от 20.12.2019 N 236.
Управляющая организация в случае отсутствия у нее необходимой документации, связанной с управлением многоквартирным домом, обязана восстановить такую документацию и выполнить обязанность по передаче ее надзорному органу.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о соответствии оспариваемого предписания нормам действующего законодательства, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов ЖСК.
Таким образом, обжалуемые судебные акты являются правильными, нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено, оценка доказательств произведена с учетом требований статей 65-71, 200 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ). Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2022 по делу N А56-88007/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива "ЦДС-Мурино" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктом "д(3)" пункта 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме включены в состав документов, связанных с управлением многоквартирным домом.
...
В силу пункта 18 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25.08.2010 N 558, протоколы общих собраний пайщиков, собраний, сходов граждан подлежат постоянному хранению. В настоящее время такая обязанность установлена пунктом 18 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденного приказом Федерального архивного агентства от 20.12.2019 N 236."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 сентября 2022 г. N Ф07-10298/22 по делу N А56-88007/2021