16 сентября 2022 г. |
Дело N А26-5412/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Толкунова В.М.,
при участии от публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" Строгановой Н.А. (доверенность от 15.06.2022),
рассмотрев 12.09.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.11.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2022 по делу N А26-5412/2021,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Северо-Запад", адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 3, лит. А, пом. 16Н, ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными приказов Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, 2/24, ОГРН 1071001000828 (далее - Министерство), от 23.04.2021 N 911, от 30.04.2021 N 988, 989, 991, 1002, 1003, от 04.05.2021 N 1007, 1009 в части слов в пункте 2 приказов "а также на рубку лесных насаждений", об обязании Министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия в течение 5 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу ненормативных правовых актов об исключении из пунктов 2 приказов от 23.04.2021 N 911, от 30.04.2021 N 988, 989, 991, 1002, 1003, от 04.05.2021 N 1007, 1009 слов "а также на рубку лесных насаждений".
Решением суда первой инстанции от 23.11.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.04.2022, заявленные требования в удовлетворены, признаны незаконными как не соответствующие Лесному кодексу Российской Федерации приказы Министерства от 23.04.2021 N 911, от 30.04.2021 N 988, 989, 991, 1002, 1003, от 04.05.2021 N 1007, 1009 в части слов в пункте 2 приказов "а также на рубку лесных насаждений". Суд обязал Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия в течение 5 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу ненормативных правовых актов об исключении из пунктов 2 приказов от 23.04.2021 N 911, от 30.04.2021 N 988, 989, 991, 1002, 1003, от 04.05.2021 N 1007, 1009 слов "а также на рубку лесных насаждений"; взыскал с Министерства в пользу Общества расходы по государственной пошлине в размере 24 000 руб.
Министерство не согласилось с принятыми по делу судебными актами, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, принятыми с неправильным применением норм материального права. Министерство указывает на то, что пунктом 7 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Минприроды России от 10.07.2020 N 434 (далее - Правила N 434, Приказ N 434), предусмотрено использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов в соответствии с проектом освоения лесов и после подачи лесной декларации.
В суд поступило ходатайство Министерства об отложении рассмотрения кассационной жалобы с целью заключения мирового соглашения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленное Министерством ходатайство об отложении рассмотрения кассационной жалобы.
Рассмотрев данное ходатайство, суд округа, с учетом необходимости обеспечения разумного срока рассмотрения дела, не нашел оснований, установленных в статье 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), для его удовлетворения. Стороны имели достаточно времени для урегулирования спора мирным путем, однако предоставленной возможностью не воспользовались. Кроме того, суд кассационной инстанции отмечает, что возможность заключения мирового соглашения предусмотрена для всех стадий арбитражного процесса, поэтому стороны не лишены такой возможности и на стадии исполнения судебного акта.
В соответствии с положениями статей 156, 284 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Министерства, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решениями Арбитражного суда Республики Карелия по делам N А26-9548/2020, А26-2663/2020, А26-2612/2020 признаны незаконными - как не соответствующими Лесному кодексу Российской Федерации - решения, изложенные в письмах Министерства об отказе в выдаче разрешений на использование земельных участков, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в целях размещения воздушных линий электропередач напряжением 0,4/6/10 кВ и связанных с ними трансформаторных подстанций 10/6/0,4 кВ.
Суд обязал Министерство в течение указанного в решениях срока с момента их вступления в законную силу принять решения по заявлениям Общества о выдаче разрешений в соответствии с пунктом 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) на использование земель, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов для размещения линий электропередачи и трансформаторных подстанций на земельных участках лесного фонда.
После вступления решений суда в законную силу Министерством изданы приказы от 23.04.2021 N 911, от 30.04.2021 N 988, 989, 991, 1002, 1003, от 04.05.2021 N 1007, 1009 "О выдаче разрешений использования земельных участков, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута".
Согласно пункту 1 оспариваемых приказов Обществу разрешено разместить на лесных участках линейные объекты для осуществления технологического присоединения. В силу пункта 2 приказов разрешения не дают права на рубку лесных насаждений.
Не согласившись с приказами в части отсутствия права на рубку лесных насаждений, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что приказы Министерства в оспариваемой части не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 1 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения) регулируются лесным законодательством.
В силу пункта 1 статьи 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Согласно подпункту 13 пункта 1 статьи 25 ЛК РФ строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута (пункт 1 статьи 45 ЛК РФ).
Пунктом 5 статьи 45 ЛК РФ определено, что правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов. Согласно пункту 2 означенных Правил, под линейными объектами понимаются линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (пункт 2 статьи 3 ЛК РФ).
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
С учетом изложенного нормы Лесного кодекса Российской Федерации (статьи 7, 9, 21, 25, 45) в совокупности с нормами земельного законодательства предусматривают возможность использования лесных участков без их предоставления или установления сервитута в целях, обусловленных необходимостью строительства линейных объектов, на размещение которых не требуется получения разрешения на строительство.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество является сетевой организацией, владеющей объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им названных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Вступившими в законную силу решениями по делам N А26-9548/2020, А26-2663/2020, А26-2612/2020 арбитражный суд обязал Министерство принять решения по заявлениям Общества о выдаче разрешения в соответствии с пунктом 1 статьи 39.33 ЗК РФ на использование земель, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов в целях размещения линейных объектов.
Между тем оспариваемые приказы Министерства содержат прямой запрет на использование лесов для размещения линейных объектов.
Министерство в обоснование своей позиции по настоящему делу последовательно указывает на то, что пунктом 3 Правил N 434 установлено предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со статьей 9 ЛК РФ; пунктом 7 Правил N 434 предусмотрено использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов в соответствии с проектом освоения лесов и после подачи лесной декларации.
Отклоняя приведенные Министерством возражения, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что согласно подпункту "б" пункта 18 Правил N 434 составлять проект освоения лесов в соответствии с частью 1 статьи 88 ЛК РФ не обязаны юридические лица, использующие леса на основании разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Кроме того, приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.08.2021 N 583, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 30.11.2021 и вступившим в силу с 01.03.2022, Приказ N 434 приведен в точное соответствие с действующими редакциями Земельного и Лесного кодексов Российской Федерации.
Так, пункт 3 Правил N 434 дополнен подпунктом 3.1 следующего содержания: "В случаях, предусмотренных подпунктами "б" - "г" пункта 3 Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута согласно приложению 2 к настоящему приказу, использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется на основании разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которое выдается в соответствии со статьей 39.34 ЗК РФ.
В случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 3 Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута согласно приложению 2 к настоящему приказу, использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ".
Пункт 3 Перечня случаев использования лесов дополнен подпунктом "д", согласно которому "размещение линейных объектов, предусмотренных пунктами 1, 5, 6, 11 перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300".
Таким образом, нормы Лесного кодекса Российской Федерации (статьи 7, 9, 21, 25, 45) в совокупности с нормами земельного законодательства предусматривают возможность использования лесных участков без их предоставления или установления сервитута в целях, обусловленных необходимостью строительства линейных объектов, на размещение которых не требуется получения разрешения на строительство, что также подтверждено позицией Верховного Суда Российской Федерации (определения от 27.09.2021 N 302-ЭС21-16529, от 08.02.2016 N 306-ЭС15-18799).
Апелляционный суд также правильно обратил внимание на положения пункта 1.1 статьи 39.20 ЗК РФ, в котором установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ.
Приведенные положения внесены в Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов".
Приводимые в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов и подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства в их взаимосвязи с обстоятельствами настоящего дела.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ.
Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.11.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2022 по делу N А26-5412/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 3 Перечня случаев использования лесов дополнен подпунктом "д", согласно которому "размещение линейных объектов, предусмотренных пунктами 1, 5, 6, 11 перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300".
Таким образом, нормы Лесного кодекса Российской Федерации (статьи 7, 9, 21, 25, 45) в совокупности с нормами земельного законодательства предусматривают возможность использования лесных участков без их предоставления или установления сервитута в целях, обусловленных необходимостью строительства линейных объектов, на размещение которых не требуется получения разрешения на строительство, что также подтверждено позицией Верховного Суда Российской Федерации (определения от 27.09.2021 N 302-ЭС21-16529, от 08.02.2016 N 306-ЭС15-18799).
Апелляционный суд также правильно обратил внимание на положения пункта 1.1 статьи 39.20 ЗК РФ, в котором установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ.
Приведенные положения внесены в Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 сентября 2022 г. N Ф07-9895/22 по делу N А26-5412/2021