20 сентября 2022 г. |
Дело N А26-1802/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия Жуковой В.В. (доверенность от 02.02.2022), от общества с ограниченной ответственностью "Карелия Палп" Печенюка А.С. (доверенность от 21.01.2021), от Яцковского Александра Алексеевича Турской Г.В. (доверенность от 05.08.2020),
рассмотрев 20.09.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2022 по делу N А26-1802/2019,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (185035, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24; ОГРН 1071001000828; ИНН 1001016090; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании солидарно с общества с ограниченной ответственностью "Карелия Палп" (195112, г. Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 64, лит. В, пом. 30Н; ОГРН 1117847586581; ИНН 7816527605; далее - ООО "Карелия Палп") и акционерного общества "Запкареллес" (186870, Республика Карелия, г. Суоярви, Ржевский пер., д. 14А; ОГРН 1021001062565; ИНН 1016030034; далее - АО "Запкареллес") 14 570 379 руб. ущерба, причиненного лесам (с учетом уточнения исковых требований).
Решением суда первой инстанции от 23.09.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.12.2019, в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.06.2020 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела Министерство уточнило исковые требования и просило взыскать ООО "Карелия Палп" и АО "Запкареллес" 9 002 415 руб. солидарно.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Яцковский Александр Алексеевич.
Решением суда первой инстанции от 01.12.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 11.04.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции от 01.12.2021 и постановление суда апелляционной инстанции от 11.04.2022 отменить. По мнению подателя жалобы, исковые требования правомерны и обоснованны.
В судебном заседании представитель Министерства поддержала доводы жалобы, представители Общества и Яцковского А.А. просили в удовлетворении жалобы отказать.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя АО "Запкареллес", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании договора от 17.12.2008 N 53-з, заключенного с Министерством, АО "Запкареллес" является арендатором лесного участка площадью 213 460 га, расположенного на территории Суоярвского лесничества, предоставленного ему в целях заготовки древесины на срок до 31.12.2052.
Государственная регистрация договора произведена в установленном порядке, участок передан арендатору по акту приема-передачи.
Между АО "Запкареллес" и ООО "Карелия Палп" заключен договор подряда от 28.08.2015 N П/28/08/2015 на выполнение работ по заготовке круглых несортированных лесоматериалов.
В соответствии с лесными декларациями от 17.02.2016 N 145 и от 18.08.2016 N 1106 АО "Запкареллес" в период с 18.02.2016 по 17.02.2017 и с 18.08.2016 по 17.08.2017 осуществляло заготовку древесины в квартале 162, выдел 3 и в квартале 163, выдел 9 Салмиярвского участкового лесничества.
При проверке данных дистанционного мониторинга Министерство 31.08.2018 выявило, что в квартале 162, выдел 3 и в квартале 163, выдел 9 Салмиярвского участкового лесничества на площади 2,4 га и 1,4 га соответственно произведена незаконная рубка древесины на берегозащитном участке лесов и в водоохраной зоне безымянного ручья.
Министерство, сославшись на причинение вреда лесному фонду действиями арендатора и подрядчика, направило АО "Запкареллес" претензию от 13.12.2018 N 3416 о возмещении ущерба, а в связи с отклонением претензии ответчиком обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований, придя к выводу об их неправомерности и необоснованности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно части 3 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) проведение сплошных рубок в лесах, расположенных в водоохранных зонах, осуществляется в случаях, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 данного Кодекса, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 100 ЛК РФ возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, осуществляется добровольно или в судебном порядке.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Для применения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания суммы вреда, причиненного лесам, необходимо наличие вреда, противоправного поведения и вины лица, причинившего вред, а также причинной связи между противоправным поведением ответчика и наступившим вредом.
Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, подлежащие применению к рассматриваемым правоотношениям, были утверждены приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 17 Правил в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащей заготовке. При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отбираются и отмечаются деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок.
Правилами предусмотрено, что отвод и таксация лесосек осуществляются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков (пункт 18); таксация лесосек проводится после обозначения их границ на местности. Не допускается отвод и таксация лесосек по результатам визуальной оценки лесосек (пункт 26).
При заготовке древесины запрещается рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с настоящими Правилами и лесным законодательством Российской Федерации, в том числе источников обсеменения и плюсовых деревьев (подпункт "е" пункта 12 Правил).
Таксы для исчисления размера вреда, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства лесным насаждениям, в рассматриваемый период были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 (далее - Постановление N 273).
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" разъяснено, что незаконной является рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
В данном случае суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в иске, исходили из того, что АО "Запкареллес" и привлеченный им подрядчик производили рубку в соответствии с действующим лесным законодательством, на основании документов согласованных и выданных самим Министерством - при проведении лесничеством проверки качества отводов и качества разработки лесосек (акты от 06.12.2016) наличие водного объекта (ручья) не обнаружено; ни в проекте освоения лесов, ни в государственном лесном реестре в квартале 162, выдел 3 и в квартале 163, выдел 9 Салмиярвского участкового лесничества водоохранная зона безымянного ручья не обозначена.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 10 приказа Рослесхоза от 04.04.2012 N 126 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений" основой для разработки лесохозяйственного регламента являются материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования.
Виды разрешенного использования лесов, возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки и другие параметры использования лесов, ограничения использования лесов, требования к охране, защите и воспроизводству лесов устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Наставлениям по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной службы лесного хозяйства от 15.06.1993 N 155 (далее - Наставления), намечаемые к отводу участки леса предварительно обследуются в натуре. Если при этом выявляются существенные расхождения с данными лесоустройства (завышение возраста, неправильное установление преобладающей породы), в результате чего насаждения не могут быть отведены в рубку, эти участки закрываются для рубки и взамен их отводят другие. Одновременно на такие участки составляется акт об обнаруженных ошибках в материалах лесоустройства (пункт 11); отвод лесосек производится в бесснежный, как правило, весенне-летний период (пункт 12).
В силу пунктов 86, 87, 89 Наставлений контроль качества работ по отводу и таксации лесосек производится как в процессе их выполнения, так и после окончания; проверка работ по отводу и таксации лесосек производится лесхозами (другими предприятиями, ведущими лесное хозяйство), по результатам проверки составляется акт; в зависимости от результатов проверки лесхозом принимаются необходимые меры: вносятся исправления в материалы по отводу и таксации лесосек или работа выполняется заново.
В рассматриваемом случае судами не дана оценка доводу Министерства о том, что по спорному лесному участку материалы лесоустройства выполнены арендатором.
При этом в материалы дела представлено письмо отдела водных ресурсов Невско-Ладожского бассейнового управления от 24.09.2019 N Р10-1197, согласно которому на спорном лесном участке находится ручей без названия (впадает в реку Тарасйоки на участке между озером Луовусъярви и озером Леукунъярви), протяженностью менее 10 км, водоохранная зона которого составляет 50 м.
При рассмотрении дела Министерство ссылалось на лесохозяйственный регламент Суоярвского лесничества Республики Карелия на 2012-2021 годы, согласно которому леса части кварталов 156-172 Салмиярвского участкового лесничества расположены в водоохранных зонах; в кварталах 162, 163 находится водный объект.
Министерство также указывало, что по результатам осмотра спорного лесного участка составлены акты от 06.11.2018, согласно которым данные дистанционного мониторинга от 31.08.2018 подтвердились.
При таких обстоятельствах вывод судов двух инстанций о неправомерности и необоснованности исковых требований противоречит имеющимся в материалах дела доказательствам.
Помимо этого судами не выполнены указания, изложенные в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.06.2020 - не дана правовая оценка действиям соответчиков и всем представленным доказательствам, а также не проверен расчет взыскиваемой суммы.
В связи с этим в силу части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, дать правовую оценку всем доказательствам, представленным сторонами, в их совокупности, проверить доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, установить имеющие значение для дела юридически значимые обстоятельства, проверить расчет взыскиваемой суммы, после чего принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2022 по делу N А26-1802/2019 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" разъяснено, что незаконной является рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
...
В соответствии с пунктом 10 приказа Рослесхоза от 04.04.2012 N 126 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений" основой для разработки лесохозяйственного регламента являются материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 сентября 2022 г. N Ф07-10168/22 по делу N А26-1802/2019
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4214/2024
04.06.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-33507/2023
29.12.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-33507/2023
15.08.2023 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-1802/19
20.09.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10168/2022
11.04.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1995/2022
01.12.2021 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-1802/19
25.12.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-33160/19
23.09.2019 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-1802/19
04.06.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16054/19