21 сентября 2022 г. |
Дело N А56-4174/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троховой М.В., судей Богаткиной Н.Ю., Кравченко Т.В.,
при участии публичного акционерного общества "Россетти Ленэнерго" Бородавко А.А. (доверенность от 09.02.2022),
рассмотрев 14.09.2022 в судебном заседании рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россетти Ленэнерго" на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2022 по делу N А56-4174/2021/тр.7,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.04.2021 общество с ограниченной ответственностью "Омега", адрес: 192012, Санкт-Петербург, проспект Обуховской обороны, дом 116, корпус 1, ОГРН 1089848013320, ИНН 7811421010 (далее - Общество), признано несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре отсутствующего должника. Конкурсным управляющим должника утверждена Бакуменко Наталья Евгеньевна.
Администрация Сегежского муниципального района, адрес: 186420, Республика Карелия, город Сегежа, улица Ленина, дом 9, литера "А", ОГРН 1021000922964, ИНН 1006002126 (далее - Администрация), обратилась в суд с заявлением о включении 543 316 руб. 66 коп. неустойки в реестр требований кредиторов должника (далее - реестр).
Определением от 07.12.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2022, требование Администрации признано обоснованным в сумме 543 319 руб. 66 коп. (основной долг) и подлежащим включению в третью очередь реестра.
В кассационной жалобе публичное акционерное общество "Россетти Ленэнерго", адрес: 197227, Санкт-Петербург, внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) муниципальный округ Озеро Долгое, Гаккелевская улица, дом 21, литера "А", ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - Компания), просит отменить определение от 07.12.2021 и постановление от 18.04.2022 и принять новый судебный акт, признав требование Администрации в сумме 543 319 руб. 66 коп. неустойки обоснованным и подлежащим удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр.
Податель жалобы указывает на то, что требования Администрации являются неустойкой.
По мнению подателя жалобы, основания для включения требования Администрации в реестр отсутствуют, поскольку она является "опоздавшим" кредитором.
В судебном заседании представитель Компании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов обособленного спора, в подтверждение заявленного требования кредитор сослался на заключенный между Администрацией Сегежского городского поселения (муниципальный заказчик) и Обществом (генеральный подрядчик) муниципальный контракт от 23.04.2012 N 0106300001012000016-0029299-01 (далее - контракт) на выполнение работ по осуществлению строительства объекта: "Семиквартирный дом в г. Сегеже" (далее - объект).
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 07.10.2013 по делу N А26-4832/2013 с Общества в пользу муниципального заказчика взыскано 543 319 руб. 66 коп. неустойки за нарушение сроков выполнения работ за период с 19.10.2012 по 14.06.2013.
Определением от 19.07.2021 по указанному делу истец заменен на Администрацию.
Ссылаясь на то, что решение не исполнено, задолженность в размере 543 319 руб. 66 коп. должником не погашена, Администрация обратилась в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции признал требование в размере 543 319 руб. 66 коп. основного долга подлежащим включению в третью очередь реестра.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Изучив материалы дела и проверив доводы жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (третий абзац пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве).
В силу пункта 7 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае признания должника-организации банкротом, за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 69.1 и в части 4 статьи 96 названного Федерального закона (о признании права собственности, компенсации морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о применении последствий недействительности сделок, а также о взыскании задолженности по текущим платежам).
Согласно пункту 5 статьи 96 Закона об исполнительном производстве исполнительные документы, производство по которым окончено, вместе с копией постановления об окончании исполнительного производства в течение трех дней со дня окончания исполнительного производства направляются конкурсному управляющему или в ликвидационную комиссию (ликвидатору).
Поскольку доказательства направления конкурсным управляющим в адрес кредитора уведомления о получении исполнительного документа не представлено, суды пришли к верному выводу о том, что Администрацией при обращении в суд с настоящим заявлением срок для предъявления требований о включении в реестр требований кредиторов должника не пропущен.
Доводы Компании об отсутствии оснований для включения требования Администрации в реестр основаны на ошибочном толковании норм права.
Суды, проверив обоснованность заявленного требования, установили, что задолженность Общества перед Администрацией подтверждена вступившим в законную силу и неисполненным судебным актом.
Следовательно, при наличии решения суда, подтверждающего состав и размер требования кредитора, вытекающего из обязательства должника, суд определяет возможность их предъявления в деле о банкротстве и очередность удовлетворения, не рассматривая спор по существу.
Требование кредитора, основанное на судебном акте, может быть подвергнуто изменению другим судом при условии отмены (изменения) судебного акта в порядке пересмотра либо при условии исполнения судебного акта должником. В рамках настоящего спора таких обстоятельств судами не установлено.
При таком положении суды пришли к правильному выводу об обоснованности требования Администрации, и в этой связи правомерно удовлетворили ее заявление.
Согласно пункту 3 статьи 137 Закона о банкротстве требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Поскольку требование Администрации по своей природе носит характер штрафной санкции, оно удовлетворяется в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве.
Суд первой инстанции неверно квалифицировал спорное требование, в резолютивной части определения указанных разъяснений не применил и не указал на порядок погашения неустойки - после погашения основного долга и причитающихся процентов.
Суд апелляционной инстанции данное нарушение не устранил.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но судами неправильно применена норма права, в указанной части обжалуемые судебные акты следует соответствующим образом изменить.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2022 по делу N А56-4174/2021 изменить, изложив резолютивную часть определения от 07.12.2021 в следующей редакции:
"Признать обоснованным и включить в третью очередь реестра требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Омега" требование Администрации Сегежского муниципального района в размере 543 319 руб. 66 коп. неустойки.
Признать требование подлежащим отдельному учету и удовлетворению после погашения основного долга и причитающихся процентов".
Председательствующий |
М.В. Трохова |
Судьи |
М.В. Трохова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 7 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае признания должника-организации банкротом, за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 69.1 и в части 4 статьи 96 названного Федерального закона (о признании права собственности, компенсации морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о применении последствий недействительности сделок, а также о взыскании задолженности по текущим платежам).
Согласно пункту 5 статьи 96 Закона об исполнительном производстве исполнительные документы, производство по которым окончено, вместе с копией постановления об окончании исполнительного производства в течение трех дней со дня окончания исполнительного производства направляются конкурсному управляющему или в ликвидационную комиссию (ликвидатору).
...
Согласно пункту 3 статьи 137 Закона о банкротстве требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Поскольку требование Администрации по своей природе носит характер штрафной санкции, оно удовлетворяется в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 сентября 2022 г. N Ф07-8453/22 по делу N А56-4174/2021
Хронология рассмотрения дела:
11.04.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2556/2023
11.01.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-34294/2022
21.09.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8453/2022
18.04.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-44082/2021
13.12.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-35116/2021
08.04.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-4174/2021