10 октября 2022 г. |
Дело N А56-75050/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 октября 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Елагиной О.К., судей Власовой М.Г., Дмитриева В.В.,
при участии от некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" Кудь М.Н. по доверенности от 20.12.2020,
рассмотрев 10.10.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2022 по делу N А56-75050/2021,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области", адрес: 188653, Ленинградская область, военный городок Агалатово, дом 161 (далее - Фонд), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к гаражно-строительному кооперативу "Солнечный-15", адрес: 188661, Ленинградская область, деревня Новое Девяткино, Арсенальная улица, дом 6, помещение 1 (далее - Кооператив), о взыскании 1 297 589 руб. 79 коп., в том числе 1 269 890 руб. 22 коп. задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.08.2018 по 28.02.2021, 27 699 руб. 57 коп. пеней за период с 23.03.2021 по 20.07.2021, а также 25 976 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.11.2021 исковые требования удовлетворены в заявленном размере.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2022 решение суда отменено, в удовлетворении ходатайства Фонда о назначении по делу судебной строительно-технической экспертизы отказано, в удовлетворении исковых требований отказано. Кроме того, с Фонда в пользу Кооператива взыскано 3000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Оспаривая законность вынесенного судом апелляционной инстанции судебного акта, Фонд обратился в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой ссылается на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, в связи с чем просит постановление от 11.05.2022 отменить, решение оставить в силе.
Представитель Фонда в судебном заседании кассационной инстанции поддержал доводы жалобы в полном объеме, уточнил требования жалобы, просит отменить обжалуемый судебный акт, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции
Кооператив надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явку своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
По общему правилу арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы (часть 1 статьи 286 АПК РФ).
Предметом кассационного пересмотра является постановление суда апелляционной инстанции от 11.05.2022.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, заслушав представителя Фонда, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Как установлено судом и видно из материалов дела, Фонд является региональным оператором Ленинградской области, созданным в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьей 15 областного закона Ленинградской области от 29.11.2013 N 82-оз "Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области" (далее - Закон N 82-оз), распоряжением Правительства Ленинградской области от 25.09.2013 N 434-р "О создании некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области".
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, Фонд указал, что Кооператив является собственником нежилых помещений - машино-мест, общей площадью 5627,2 кв. м, расположенных в многоквартирном доме по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, город Мурино, бульвар Мендеева, дом 16.
Исходя из минимального размера взносов, установленного в соответствующие периоды, задолженность Кооператива за период с 01.08.2018 по 28.02.2021 составила 1 269 890 руб. 22 коп.
Не получив удовлетворения требований в претензионном порядке урегулирования спора, Фонд, начислив на сумму долга неустойку в размере 27 699 руб. 57 коп. за период с 23.03.2021 по 20.07.2021, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, Кооператив настаивает на отсутствии обязанности по внесению взносов, поскольку здание автостоянки, согласно сведениям в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), является самостоятельным нежилым зданием, отдельным объектом недвижимости, поставленным на кадастровый учет, имеет свой уникальный кадастровый номер и к общему имуществу многоквартирного жилого дома не относится; кроме того, не имеет никаких сообщений с многоквартирным домом, что подтверждается проектной документацией.
Ответчик отмечает, что спорным объектам недвижимости - паркингу и многоквартирному дому Администрацией муниципального образования "Муринское городское поселение" Всеволожского района Ленинградской области (далее - Администрация) ошибочно присвоен один адрес, решение Администрации оспорено в судебном порядке и решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 16.12.2021 по делу N 2а-11350/2021 признано незаконным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, пришел к выводу о наличии у ответчика обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт.
Отменив решение суда первой инстанции и, приняв по существу спора новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания долга. Кроме того, поскольку в удовлетворении исковых требований о взыскании денежных средств отказано, то отсутствуют основания для удовлетворения и акцессорных от них требований истца о взыскании пеней и судебных расходов.
Суд округа считает, что вывод суда апелляционной инстанции сделан при полном и всестороннем исследовании представленных в дело доказательств, несоответствия которых выводам апелляционного суда об обстоятельствах спора не установлено, и не находит оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
Предметом иска является требование регионального оператора Ленинградской области о взыскании с ответчика задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт и пеней.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - ГК РФ).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
На основании части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Из Закона N 82-оз следует, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации и введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта, возникает по истечении шести календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована актуализированная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 26.12.2013 N 508 утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области, на 2014 - 2043 годы.
Постановлением от 16.01.2018 N 2 в Региональную программу внесены изменения, в перечень многоквартирных домов, общее имущество в которых подлежит ремонту, включен многоквартирный дом по адресу: поселок Мурино, бульвар Менделеева, дом 16.
Согласно информации из опубликованной Региональной программы, спорный многоквартирный дом включен под номером 3129 в Перечне, год постройки - 2017, общая площадь дома - 24 481,4 кв. м, 18 этажей, период планируемого ремонта 2036 - 2043 годы (графы 18-20) "Крыша, подвал, фасад, ПИР, ХВС, ВО, ТС, ГВС, ПИР, Фундамент, Электрика, Лифты, ПИР".
В обоснование требований о взыскании взносов, Фонд указал, что нежилые помещения ответчика расположены в многоквартирном доме, включенном в Региональную программу, представил в дело выписки из ЕГРН на нежилые помещения N 110-Н и 115-Н, общей площадью 5627,2 кв. м, расположенные по указанному выше адресу.
Между тем, согласно выпискам из ЕГРН указанные помещения расположены в пределах нежилого здания "подземный паркинг" по адресу: поселок Мурино, бульвар Менделеева, дом 16, кадастровый номер 47:07:0722001:64208, общей площадью 6124,5 кв. м.
Из представленных в дело выписок из ЕГРН усматривается, что Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии 13.09.2017 присвоен кадастровый номер 47:07:0722001:46542 объекту - многоквартирный дом - жилой дом N 15 со встроенными помещениями обслуживания, детским дошкольным учреждением, площадью 42 828,4 кв. м; 16.04.2018 присвоен кадастровый номер 47:07:0722001:64208 объекту - нежилое здание - подземный паркинг, площадью 6 124,4 кв. м.
В выписке на многоквартирный дом в соответствующей графе с перечнем помещений, машино-мест, расположенных в здании, кадастровые номера спорных помещений - 47:07:0722001:85050 и 47:07:0722001:85059 отсутствуют.
Спорные помещения N 110-Н и 115-Н указаны в составе нежилого здания подземного паркинга с кадастровым номером 47:07:0722001:64208.
Из схем расположения объектов недвижимости в выписках из ЕГРН и представленных в дело листов проектной документации явствует, что подземная автостоянка располагается за границами жилого дома, жилой дом имеет собственный подвал (один подземный технический этаж), который автостоянкой не является. Подземный паркинг расположен между многоквартирными домами N 16 и 12/1 по бульвару Менделеева, имеет отдельные въезды и не имеет сообщений ни с одним из многоквартирных домов. Из жилого дома невозможно попасть в здание автостоянки и наоборот.
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным федеральным законом недвижимом имуществе (статья 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ)).
Достоверность сведений является одним из принципов ведения реестра.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
Основными сведениями об объекте недвижимости являются характеристики, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи (часть 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
Частью 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ установлено, что к основным характеристикам объекта недвижимости относится, в том числе описание местоположения такого объекта.
В свою очередь кадастровые отношения регулируются положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".
Внесение сведений в кадастр не носит произвольный характер, осуществляется кадастровым инженером, имеющим соответствующую квалификацию, на основании технической документации. Присвоение отдельных кадастровых номеров, внесенные сведения в реестр о площади объектов и входящих в состав зданий помещений, подтверждают самостоятельность объекта недвижимости - нежилого здания подземной автостоянки с указанными характеристиками и его обособленность от жилого дома.
Сведения, отраженные в выписках из ЕГРН, свидетельствуют, что принадлежащие Кооперативу нежилые помещения N 110-Н и 115-Н не входят в состав многоквартирного жилого дома, не являются его общим имуществом, расположены в отдельном нежилом здании, в отношении которого взносы на капитальный ремонт не взимаются.
При этом из опубликованной Региональной программы не следует, что в Перечень включен как многоквартирный жилой дом, так и подземная автостоянка - этому противоречат как указанная в программе площадь многоквартирного дома, так и объем работ, отраженный в графах 18 - 20 Перечня.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 16.12.2021 по делу N 2а-11350/2021 признано незаконным решение Администрации от 06.07.2021 N 2919/01-12, на Администрацию возложена обязанность аннулировать адрес, присвоенный зданию с назначением "нежилое здание", наименованием "подземная автостоянка" с кадастровым номером 47:07:0722001:64208 и присвоить данному зданию иной уникальный адрес.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая приведенное правовое регулирование и преюдициальное значение для настоящего спора вступившее в законную силу решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 16.12.2021 по делу N 2а-11350/2021, суд установил, что жилой дом и подземная автостоянка не являются единым объектом недвижимости, являются самостоятельными объектами недвижимого имущества, имеющих разные кадастровые номера, в связи с чем присвоение им одного и того же адреса является неправомерным.
При этом суд общей юрисдикции оценил выданное разрешение на ввод в эксплуатацию жилого дома от 25.08.2017, сведения из ЕГРН, а также обстоятельства постановки объектов на кадастровый учет - подготовленные технические планы на здания дома и подземного паркинга.
Поскольку помещения, принадлежащие Кооперативу и расположенные в нежилом здании, не входят в состав многоквартирного дома и не включены в Региональную программу, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с Кооператива взносов на капитальный ремонт.
При изложенных обстоятельствах итоговые выводы суда апелляционной инстанции признаются судом округа сделанными на основании полного, всестороннего исследования и оценки имеющихся в материалах дела доказательств с правильным применением соответствующих норм материального права.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2022 по делу N А56-75050/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.К. Елагина |
Судьи |
О.К. Елагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным федеральным законом недвижимом имуществе (статья 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ)).
...
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
Основными сведениями об объекте недвижимости являются характеристики, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи (часть 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
Частью 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ установлено, что к основным характеристикам объекта недвижимости относится, в том числе описание местоположения такого объекта.
В свою очередь кадастровые отношения регулируются положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".
...
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2022 по делу N А56-75050/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 октября 2022 г. N Ф07-12571/22 по делу N А56-75050/2021