17 октября 2022 г. |
Дело N А21-1980/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
при участии от Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Лысенкова У.А. (доверенность от 18.10.2021 N 01-19/25427), от федерального казенного учреждения "Войсковая часть 51280" Хижнякова К.В. (доверенность от 02.11.2021 N 65/2021/фку), Мединсского В.В. (доверенность от 28.09.2022 N 19/2022/фку), от Министерства обороны Российской Федерации Уткина В.В. (доверенность от 20.11.2020 N 207/5/Д/107), Горшкова А.Г. (доверенность от 23.12.2020 N 207/4/356д, Турченюка С.Н. (доверенность от 05.11.2020 N 207/4/88д),
рассмотрев 12.10.2022 в открытом судебном заседании Администрации муниципального образования "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области" на определение Арбитражного суда Калининградской области от 05.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2022 по делу N А21-1980/2020,
УСТАНОВИЛ:
Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, адрес: 191000, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39, ОГРН 1099847008546, ИНН 7841417074 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к федеральному казенному учреждению "Войсковая часть 51280" (Управление Балтийского флота)", адрес: 236015, Калининград, ул. Ушакова, д. 2 (далее - Войсковая часть), о взыскании 400 584 658,32 руб. возмещения вреда, причиненного водному объекту в результате разлива нефтепродуктов (дизельного топлива).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального образования "Зеленоградский городской округ", адрес: 238530, Калининградская обл., г. Зеленоградск, Крымская ул., д. 5а, ОГРН 1023902057134, ИНН 3918008200 (после изменения наименования - Администрация муниципального образования "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области"; далее - Администрация), Министерство обороны Российской Федерации, адрес: 119160, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Минобороны России), государственное предприятие Калининградской области "Водоканал", адрес: 236022, Калининград, Советский пр., д. 107, ОГРН 1023900591626, ИНН 3903009923, и Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Калининградской области, адрес: 236029, Калининград, Озерная ул., д. 31, ОГРН 1043902848835, ИНН 3906129263.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 03.03.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2021, требования Управления удовлетворены, с Войсковой части в пользу Управления взыскано 400 584 658,32 руб. в возмещение вреда, причиненного водному объекту, а также с Войсковой части в доход федерального бюджета взыскано 200 000 руб. госпошлины за рассмотрение иска.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.10.2021 решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.03.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2021 отменено в части взыскания с Войсковой части в доход федерального бюджета 200 000 руб. госпошлины, в остальной части судебные акты оставлены без изменения.
Войсковая часть обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 03.03.2021 на срок до 18.04.2023.
Определением Арбитражного суда Калининградской области от 05.05.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2022, заявление Войсковой части удовлетворено.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить определение от 05.05.2022, а также постановление от 13.07.2022 и отказать Войсковой части в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения Арбитражного суда Калининградской области суда от 03.03.2021. По мнению Администрации, Войсковая часть не представила доказательств наличия исключительных и неустранимых обстоятельств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда. Отсутствие денежных средств на счетах ответчика, как полагает Администрация, таковым обстоятельством не является. Кроме того, Администрация считает, что взысканная судом в рамках настоящего дела сумма вреда (400 584 658,32 руб.) не является значимой для бюджета Российской Федерации; заявление Войсковой части о предоставлении отсрочки направлено на затягивание исполнения решения суда и является злоупотреблением правом.
В судебном заседании представитель представители Войсковой части и Минобороны России возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Представитель Управления своей позиции относительно доводов кассационной жалобы не высказал, оставив разрешение спорного вопроса на усмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Согласно части 1 статьи 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В статье 324 АПК РФ и статье 37 Закона N 229-ФЗ не приведены основания для предоставления отсрочки исполнения решения, а лишь установлен критерий их определения - затруднительность исполнения судебного акта.
Кроме того, поскольку основания отсрочки исполнения судебных актов носят оценочный характер, и в законодательстве нет исчерпывающего перечня оснований, обусловливающих необходимость совершения указанного действия, предоставление отсрочки исполнения судебного акта определяется в каждом конкретном случае с учетом конкретных обстоятельств. Установление наличия обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации отнесено к компетенции суда, рассматривающего соответствующее заявление.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки должен обеспечиваться баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок (пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства").
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установив отсутствие у ответчика денежных средств, необходимых для единовременного исполнения решения суда от 03.03.2021, а также значительность взысканной суммы, суды двух инстанций пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления Войсковой части о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта.
Несогласие Администрации с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть поступившее заявление. Кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Калининградской области от 05.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2022 по делу N А21-1980/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 324 АПК РФ и статье 37 Закона N 229-ФЗ не приведены основания для предоставления отсрочки исполнения решения, а лишь установлен критерий их определения - затруднительность исполнения судебного акта.
...
При предоставлении отсрочки должен обеспечиваться баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок (пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства").
...
определение Арбитражного суда Калининградской области от 05.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2022 по делу N А21-1980/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 октября 2022 г. N Ф07-15081/22 по делу N А21-1980/2020
Хронология рассмотрения дела:
17.10.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15083/2022
17.10.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15081/2022
20.07.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19703/2022
13.07.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17393/2022
13.05.2022 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-1980/20
11.02.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-40313/2021
06.10.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11480/2021
08.06.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-13495/2021
03.03.2021 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-1980/20