01 ноября 2022 г. |
Дело N А56-15110/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Трощенко Е.И., рассмотрев 01.11.2022 без проведения судебного заседания и вызова сторон кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сфера" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2022 по делу N А56-15110/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сфера", адрес: 198328, Санкт-Петербург, Брестский б-р, д. 8, лит. А, пом. 8-Н, оф. 414, ОГРН 1187847059575, ИНН 7807196308 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Санкт-Петербургу, адрес: 198334, Санкт-Петербург, ул. Партизана Германа, д.37, ОГРН 1047814000013, ИНН 7807019690 (далее - Инспекция, налоговый орган), от 20.01.2022 N АД-20220120-13 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 75 500 руб. 98 коп. штрафа, изменении постановления, снижении размера назначенного административного штрафа ниже низшего предела санкции нормы.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции в виде резолютивной части от 15.04.2022 (мотивированное решение изготовлено 28.04.2022) в удовлетворении заявленных требований отказано, постановлением апелляционного суда от 20.07.2022 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 28.04.2022 и постановление от 20.07.2022, принять новый судебный акт о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления в полном объеме или замене штрафа на предупреждение, либо снижении суммы штрафа ниже низшего предела санкции нормы, прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с истечением срока давности.
Как полагает Общество, после принятия обжалуемых судебных актов Федеральным законом от 13.07.2022 N 235-ФЗ (вступил в законную силу 24.07.2022) смягчена ответственность за вменяемое административное правонарушение, что позволяет суду округа применить положения статьи 1.7 КоАП РФ и снизить размер административного штрафа, также, по мнению подателя жалобы, суды необоснованно посчитали невозможным применить положения части 2 статьи 3.4 и статьи 2.9 КоАП РФ; по результатам одного контрольного мероприятия налоговый орган составил в отношении Общества 73 протокола об административных правонарушениях, принял 70 постановлений о привлечении к административной ответственности (N АД-20220120-4 по N АД-20220120-73), между тем, в силу части 5 статьи 4.4 КоАП РФ (в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ) административный орган должен был назначить административное наказание за совершение только одного административного правонарушения, а все иные постановления подлежат отмене; нарушен процесс привлечения к административной ответственности, так как протокол об административном правонарушении составлен без участия привлекаемого лица, лицу не предоставлялась возможность ознакомиться с обстоятельствами нарушения, акт проверки предоставлен 12.01.2022, после составления протокола об административном правонарушении; в протоколе об административном правонарушении в нарушение статьи 28.2 КоАП РФ отсутствует подпись лица о разъяснении ему прав и обязанностей, что влечет недействительность протокола; податель жалобы полагает, что двухлетний срок привлечения к административной ответственности истек 03.06.2022 и данное обстоятельство в силу статьи 24.5 КоАП РФ позволяет суду кассационной инстанции прекратить производство по делу об административном правонарушении.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки соблюдения Обществом валютного законодательства (Акт проверки от 14.12.2021), проведенной Инспекцией на основании статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ), установлено, что Общество (юридическое лицо - резидент) в нарушение требований части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ осуществило незаконную валютную операцию, выразившуюся в выплате своим работникам (физическим лицам - нерезидентам) наличными денежными средствами заработной платы в валюте Российской Федерации, минуя банковские счета в уполномоченных банках.
По факту выявленного правонарушения в отношении Общества налоговый орган составил протокол об административном правонарушении от 17.12.2021 N 780720211217-13, а 20.01.2022 вынес оспариваемое постановление о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 75 500 руб. 98 коп.
Общество оспорило данное постановление в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций приняли во внимание, что в рассматриваемом случае работники Общества являются гражданами иностранного государства - нерезидентами, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Закона N 173-ФЗ, в связи с чем признали доказанным совершение административного правонарушения и отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Совершение указанного административного правонарушения влекло в соответствии с редакцией части 1 статьи 15.25 КоАП РФ до вступления в законную силу Закона N 235-ФЗ наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконных валютных операций (с 24.07.2022 в размере от 20 до 40 процентов).
В соответствии с частью 9 статьи 1 Закона N 173-ФЗ к валютным операциям относится отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.
Согласно части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Как установлено в пункте 2.2 Инструкции Банка России от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов" (далее - Инструкция), физическим лицам для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой, открываются текущие счета.
В силу пункта 3.2 Инструкции для открытия текущего счета физическому лицу - иностранному гражданину или лицу без гражданства помимо иных документов представляется миграционная карта и (или) документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в случае если их наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, возможность выплаты юридическим лицом - резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы в наличной валюте Российской Федерации, минуя счет в уполномоченном банке, открытый в указанном порядке, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
В данном случае судами установлено и материалами дела подтверждается, что Общество совершило операции по выдаче (отчуждению) в пользу физических лиц - нерезидентов наличной валюты Российской Федерации без использования банковского счета в уполномоченном банке.
Следовательно, в действиях Общества имеется событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Приняв во внимание отсутствие доказательств невозможности соблюдения Обществом упомянутых требований валютного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, соблюдая обычную степень заботливости и осмотрительности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения.
По мнению подателя жалобы, налоговым органом в ходе административного производства допущены процессуальные нарушения.
Данный довод подлежит отклонению.
Налоговый орган не допустил нарушений при составлении протокола об административном правонарушении.
Так, о составлении 17.12.2021 протокола об административном правонарушении Общество извещено надлежащим образом, что подтверждается уведомлением N 78072134900029500001, полученным генеральным директором Востриковым С.И. 15.12.2021.
В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ неявка законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, не является препятствием для составления протокола об административном правонарушении в его отсутствие.
Таким образом, протокол об административном правонарушении от 17.12.2021 N 780720211217-13 правомерно составлен налоговым органом в отсутствие законного представителя Общества, уведомленного надлежащим образом.
Копия протокола об административном правонарушении направлена Обществу 20.12.2021 и получена последним 12.01.2022.
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении Общество также извещено надлежащим образом, при этом постановление вынесено при участии генерального директора Общества и представителя Егоровой Е.В.
Следовательно, налоговый орган не допустил существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления.
Вопреки доводу кассационной жалобы в настоящем случае предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ двухлетний срок привлечения к административной ответственности по состоянию на 20.01.2022 - дату вынесения оспариваемого постановления не истек.
Как полагает податель жалобы, суды необоснованно посчитали невозможным применить положения части 2 статьи 3.4 и статьи 2.9 КоАП РФ.
Указанный довод подлежит отклонению.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Вывод судов о наличии или отсутствии оснований для признания совершенного юридическим лицом административного правонарушения малозначительным связан с оценкой доказательств по делу.
Суды, оценив фактические обстоятельства совершения административного правонарушения и степень его общественной опасности, не сочли допущенное Обществом нарушение малозначительным; кассационная инстанция не находит оснований не согласиться с данным выводом.
Также суды обоснованно отклонили довод заявителя о применении статьи 4.1.1 КоАП РФ для замены штрафа на предупреждение.
Суды обоснованно согласились с назначенным налоговым органом административным штрафом как отвечающим превентивным целям административного наказания, требованиям статей 3.1, 4.1, 4.2, 4.5 КоАП РФ, принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
По мнению подателя жалобы, в силу части 5 статьи 4.4 КоАП РФ (в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ) административный орган должен был назначить административное наказание за совершение только одного административного правонарушения, а все иные постановления подлежат отмене.
При назначении наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с учетом правила, установленного частью 5 статьи 4.4 КоАП РФ, как настаивает заявитель, общий размер административного штрафа не изменится, так как штраф исчисляется от суммы незаконных валютных операций по выплате заработной платы и его общая сумма не зависит от количества принятых в отношении заявителя постановлений о привлечении к административной ответственности. В этой связи введение с 06.04.2022 нового правового регулирования (части 5 статьи 4.4 КоАП РФ) не свидетельствует об улучшении положения заявителя применительно к нарушению, рассматриваемому в настоящем деле.
Поскольку существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено, отсутствуют основания для пересмотра обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Вместе с тем при рассмотрении настоящего дела суд кассационной инстанции учитывает следующее.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ в редакции, действовавшей на момент привлечения Общества к административной ответственности, было предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа, размер которого для граждан и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, составлял от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции либо суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг.
На момент рассмотрения дела в суде кассационной инстанции вступил в законную силу Закон N 235-ФЗ, в соответствии со статьей 1 которого внесены изменения в часть 1 статьи 15.25 КоАП РФ (вступившими в силу 24.07.2022).
В соответствии с частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ в редакции Закона N 235-ФЗ совершение указанного административного правонарушения влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 20 до 40 процентов суммы незаконной валютной операции либо суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг.
Таким образом, Законом N 235-ФЗ уменьшена сумма штрафа за совершение административного правонарушения по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В пунктах 1 и 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" разъяснено, что в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части. Судам необходимо исходить из того, что, если лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
Из кассационной жалобы и отзыва Инспекции, следует, что постановление от 20.01.2022 N АД-20220120-13 Обществом не исполнено.
Названным постановлением Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 15.25 КоАП РФ до внесения в нее изменений Законом N 235-ФЗ (то есть до 24.07.2022), а также применена статья 4.1 КоАП РФ о снижении штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией.
В соответствии с частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ в редакции Закона N 235-ФЗ минимальный размер административного штрафа за совершение такого правонарушения составляет 20 процентов от суммы незаконной валютной операции.
С учетом приведенных норм права и вступления в законную силу Закона N 235-ФЗ, смягчившего административную ответственность за совершение административного правонарушения по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, а также применения статьи 4.1 КоАП РФ, постановление инспекции от 20.01.2022 N АД-20220120-13 следует признать не подлежащим исполнению в части административного штрафа, превышающего 20 процентов от суммы незаконной валютной операции, уменьшенного по правилам статьи 4.1 КоАП РФ на 50 процентов.
Постановлением от 20.01.2022 N АД-20220120-13 Общество привлечено к административной ответственности за совершение незаконной валютной операции на 201 335 руб. 95 коп.
Следовательно, постановление от 20.01.2022 N АД-20220120-13 не подлежит исполнению в части суммы административного штрафа, превышающей 20 133 руб. 60 коп. (50 процентов от 20 процентов от незаконной валютной операции на 201 335 руб. 95 коп.).
Оснований для уплаты штрафа в большем размере кассационный суд с учетом фактических обстоятельств дела, принципа соразмерности наказания допущенному нарушению не усматривает. В остальной части оспариваемое постановление исполнению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2022 по делу N А56-15110/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сфера" - без удовлетворения.
Признать не подлежащим исполнению постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Санкт-Петербургу от 20.01.2022 N АД-20220120-13 о назначении административного наказания в части размера штрафа, превышающего 20 133 руб. 60 коп.
Судья |
Е.И. Трощенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.