08 ноября 2022 г. |
Дело N А56-17697/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Журавлевой О.Р., Соколовой С.В.,
при участии от государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Казаченко С.Б. (доверенность от 30.12.2021), от Главного управления Федеральной службы судебных приставов по г. Санкт-Петербургу Лысова М.А. (доверенность от 01.02.2022), от Отдела судебных приставов по Центральному району г. Санкт-Петербурга Главного управления Федеральной службы судебных приставов по г. Санкт-Петербургу Лысова М.А. (доверенность от 28.09.2022),
рассмотрев 07.11.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Федеральной службы судебных приставов по г. Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2022 по делу N А56-17697/2022,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, адрес: 197046, Санкт-Петербург, Большая Посадская ул., д. 10А, ОГРН 1027806860707, ИНН 7812014120 (далее - Отделение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Центральному району г. Санкт-Петербурга (далее - Отдел) Главного управления Федеральной службы судебных приставов по г. Санкт-Петербургу Курмана Александра Стефановича (далее - судебный пристав-исполнитель, Управление), об открытии исполнительного производства от 23.09.2021 N 165150/21/78019-ИП; о возложении на судебного пристава-исполнителя обязанности устранить допущенные нарушения путем прекращения указанного исполнительного производства, возврата взыскателю - обществу с ограниченной ответственностью "Комплекс Парадная" (далее - ООО "Комплекс Парадная") исполнительного листа ФС N 036682940.
Решением суда от 16.03.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2022, признаны незаконными действия судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительного производства от 23.09.2021 N 165150/21/78019-ИП; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Управление, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление.
Податель кассационной жалобы считает, что основания для отказа в возбуждении исполнительного производства отсутствовали, поскольку до внесения соответствующих дополнений в главу 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) взыскатель вправе направить исполнительный лист на исполнение в службу судебных приставов; кроме того, Отделением пропущен срок на обжалование постановления судебного пристава-исполнителя.
В отзыве на кассационную жалобу Отделение, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Управления и Отдела поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Отделения возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.03.2021 по делу N А56-118008/2020 с Отделения в пользу ООО "Комплекс Парадная" взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Для принудительного исполнения указанного решения взыскателю выдан исполнительный лист ФС N 036682940, на основании которого судебным приставом-исполнителем 23.09.2021 возбуждено исполнительное производство N 165150/21/78019-ИП.
Считая, что постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные, Отделение обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, изучив обстоятельства дела, оценив представленные доказательства, установив, что в данном случае исполнительный документ подлежал исполнению не службой судебных приставов, а органами федерального казначейства, признал незаконными действия судебного пристава-исполнителя по возбуждению спорного исполнительного производства; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказал. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального права, соответствие выводов судов представленным доказательствам, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно положениям статей 198, 200, 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания решения, действий (бездействия) государственного органа, должностного лица незаконными необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных решения, действий (бездействия) закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Как следует из положений Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации", судебный пристав-исполнитель в соответствии с задачами исполнительного производства принимает меры для правильного и своевременного принудительного исполнения исполнительного документа, руководствуясь, в том числе принципами законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Согласно части 1 статьи 5 Закона N 229-ФЗ принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном этим Законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Частями 1 и 2 статьи 7 Закона N 229-ФЗ установлено, что в случаях, предусмотренных этим Законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 этого Закона, в порядке, установленном этим Законом и иными федеральными законами.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с этим Кодексом средства участников казначейского сопровождения службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных этим Кодексом. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с этим Кодексом средства участников казначейского сопровождения на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (части 2 и 3 статьи 239 БК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется путем предъявления исполнительных документов (исполнительного листа, судебного приказа) к исполнению в орган, исполняющий судебные акты в порядке, определенном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации: финансовые органы (Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования) и органы Федерального казначейства.
Органы Федерального казначейства наделены полномочиями по организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств с казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, и с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся указанные юридические лица, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенным учреждениям для исполнения их денежных обязательств (пункт 7 статьи 161 БК РФ), - за счет средств соответствующего бюджета (статьи 242.3 - 242.6 БК РФ).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Постановление N 13), правила статьи 161 БК РФ, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 этой статьи, распространяются на органы государственной власти (государственные органы, органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В абзаце третьем пункта 1 Постановления N 13 также разъяснено, что при поступлении исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства на основании пункта 8 части 1 статьи 31 Закона N 229-ФЗ.
Приняв во внимание приведенные положения норм права и установив, что Отделение как должник в исполнительном производстве относится к органам управления государственными внебюджетными фондами, в связи с чем исполнение исполнительного документа должно производиться в порядке, предусмотренном статьей 242.3 БК РФ, суды пришли к выводу о том, что основания для возбуждения исполнительного производства отсутствовали.
При таких обстоятельствах, приняв во внимание, что взыскателем не соблюдена процедура предъявления требований к принудительному исполнению, суды правомерно признали незаконными действия судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительного производства от 23.09.2021 N 165150/21/78019-ИП.
Довод кассационной жалобы о пропуске Отделением срока на обжалование постановления судебного пристава-исполнителя и отсутствии ходатайства о восстановлении пропущенного срока был исследован судом апелляционной инстанции и отклонен как противоречащий материалам дела.
Апелляционный суд установил, что при обращении в арбитражный суд с настоящим заявлением Отделение одновременно заявило ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование. Указанное ходатайство рассмотрено судом первой инстанции и удовлетворено, поскольку причины пропуска срока признаны судом первой инстанции уважительными; о восстановлении пропущенного срока на обжалование судом первой инстанции указано в протоколе судебного заседания от 15.03.2022 и в полном тексте решения суда от 16.03.2022.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2022 по делу N А56-17697/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Главного управления Федеральной службы судебных приставов по г. Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В абзаце третьем пункта 1 Постановления N 13 также разъяснено, что при поступлении исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства на основании пункта 8 части 1 статьи 31 Закона N 229-ФЗ.
Приняв во внимание приведенные положения норм права и установив, что Отделение как должник в исполнительном производстве относится к органам управления государственными внебюджетными фондами, в связи с чем исполнение исполнительного документа должно производиться в порядке, предусмотренном статьей 242.3 БК РФ, суды пришли к выводу о том, что основания для возбуждения исполнительного производства отсутствовали.
...
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2022 по делу N А56-17697/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Главного управления Федеральной службы судебных приставов по г. Санкт-Петербургу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 ноября 2022 г. N Ф07-15751/22 по делу N А56-17697/2022