01 декабря 2022 г. |
Дело N А56-89952/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Бобарыкиной О.А., Щуриновой С.Ю.,
при участии от акционерного общества "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" Кононенко О.В. (доверенность от 24.12.2021 N 222-12/2021), от садоводческого некоммерческого товарищества "Новоропшинское" адвоката Привалова А.В. (доверенность от 18.11.2022), председателя правления Козак Т.В. (выписка от 26.11.2022 Nю79965-22-213991089),
рассмотрев 01.12.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2022 по делу N А56-89952/2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области", адрес: 188808, Ленинградская область, город Выборг, улица Кривоносова, дом 13, помещение 28, ОГРН 1084704002360, ИНН 4704077078 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к садоводческому некоммерческому товариществу "Новоропшинское", адрес: 188514, Ленинградская область, Ломоносовский район, поселок Ропша, ОГРН 1034702181139, ИНН 4720016153 (далее - Товарищество), о взыскании 979 553 руб. 24 коп. долга по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 01.01.2020 по 30.04.2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Эко-Точка", адрес: 188300, Ленинградская область, город Гатчина, улица Володарского, дом 9, ОГРН 1134705001925, ИНН 4705061401 (далее - Общество).
Решением от 21.03.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.08.2022, в иске отказано.
В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 21.03.2022 и постановление от 01.08.2022, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы, вывод судов о том, что в типовом договоре, на основании которого были выставлены счета и оформлены акты, должно быть указано место (площадка) для сбора и накопления ТКО, необоснован, поскольку типовая форма договора обращена к неопределенному кругу лиц; Общество оказывало услуги по сбору и транспортировке отходов, не относящихся к ТКО; до мая 2021 года на территории Товарищества отсутствовало какое-либо место накопления ТКО, что подтверждается решением Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 14.05.2021 по делу N 2-892/2021; при подаче в марте 2021 года заявки на заключение договора Товарищество ввело в заблуждение регионального оператора относительно наличия на его территории оборудованного места (площадки) накопления ТКО; письменный договор подписан сторонами только в мае 2021 года после выполнения Товариществом требований законодательства и решения Ломоносовского районного суда Ленингрдской области от 14.05.2021 по делу N 2-892/2021 по организации на своей территории места (площадки) накопления ТКО.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Компании поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Товарищества против ее удовлетворения возражали.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Компания является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Ленинградской области и осуществляет деятельность по обращению ТКО на территории Ленинградской области на основании соглашения, заключенного с субъектом Российской Федерации - Ленинградской областью в лице Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами, от 24.04.2018 об организации деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на территории зоны деятельности "Ленинградская область".
В адрес Компании 15.03.2021 поступила заявка Товарищества на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО, в которой среди прочего указаны адрес контейнерной площадки: Ленинградская область, Ломоносовский район, поселок Ропша, 9-я линия, рядом с участком N 72, а также количество и объем контейнеров - 3 штуки по 1,1 куб.м.
В ответ на заявку Компания направила Товариществу подписанный со своей стороны проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО для потребителей от 18.03.2021 N 15225ЮН-1/03-21 (далее - проект договора), в приложении N 1 к которому местом накопления ТКО в соответствии с заявкой Товарищества указано: Ленинградская область, Ломоносовский район, поселок Ропша, 9-я линия, участок N 72.
В соответствии с пунктом 3.1 проекта договора количество ТКО определяется по нормативу.
В пункте 8.1 проекта договора указано, что договор считается заключенным с момента его подписания сторонами и распространяет свое действие на правоотношения сторон с даты начала фактического оказания услуг - 01.01.2020.
Товарищество, сославшись на то, что услуги по обращению с ТКО с 01.01.2020 не оказывались, направило в адрес Компании протокол от 22.03.2021 разногласий к проекту договора, предложив изложить пункт 8.1 в редакции Товарищества.
Товарищество направило Компании возражения от 25.03.2021 N 300, касающиеся порядка определения объема ТКО, и сослалось на необходимость определения этого объема исходя из фактически образуемого объема ТКО с учетом наличия у Товарищества отдельной контейнерной площадки.
Компания (региональный оператор) и Товарищество (потребитель) 06.05.2021 заключили договор N 15692ЮО-1/05-21 на оказание услуг по обращению с ТКО для потребителей, в пункте 8.1 которого предусмотрено распространение его действия на правоотношения сторон с 01.05.2021.
Поскольку в период с 01.01.2020 по 30.04.2021 сторонами не были урегулировали отношения, Компания, посчитав, что в силу пункта 8(18) Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), оказывала Товариществу услуги на условиях типового договора, направила в адрес последнего акты и счета для уплаты 979 553 руб. 24 коп. - стоимости услуг по обращению с ТКО, оказанных в период с 01.01.2020 по 30.04.2021.
Претензией от 29.07.2021 N УК-14193-07/24 Компания уведомила Товарищество о наличии задолженности, которую просила погасить в добровольном порядке.
Неисполнение требований претензии и неуплата задолженности послужили основанием для обращения Компании в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды отказали в удовлетворении иска, признав его необоснованным.
Проверив материалы дела и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, кассационная инстанция пришла к следующим выводам.
Порядок обращения с отходами производства и потребления регламентирован Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами N 1156.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ деятельность по обращению с отходами включает в себя сбор, накопление, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение (захоронение и хранение) отходов.
На основании пункта 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора (пункт 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 4 Правил N 1156 обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1.1 названных Правил.
Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с ТКО предусмотрена пунктами 5, 8(4), 8(5), 8(11), 8(12) Правил N 1156.
В соответствии с пунктами 8(14) и 8(15) Правил N 1156 региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8(11) названных Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий. В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО урегулированы полностью, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный абзацем первым указанного пункта. В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) Правил N 1156, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях Типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156.
Частью 1 статьи 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Принимая во внимание, что стороны разногласия в порядке, установленном пунктом 8(14) Правил N 1156, не урегулировали, проект договора с учетом урегулированных разногласий Компания в адрес Товарищества не направила, в силу пункта 8(15) Правил N 1156 договор в спорный период считается заключенным на условиях Типового договора.
Компания разместила предложение о заключении договора и текст типового договора 20.03.2019 в официальном источнике публикации правовых актов Ленинградской области - газете "Вести" N 21 (4499) (дополнение к оферте опубликовано 30.08.2019 в газете "Вести" N 66 (4544)), а также на своем официальном сайте.
В соответствии с пунктом 1 Типового договора региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в названном договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора, в порядке и сроки, предусмотренные договором.
В подпункте "а" пункта 11 и в подпункте "а" пункта 13 Типового договора содержатся положения о том, что региональный оператор обязан принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в приложении к договору; потребитель обязан осуществлять складирование отходов в местах накопления ТКО, определенных договором, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, обеспечивать складирование ТКО в контейнеры или иные места в соответствии с приложением к договору.
Приложение к договору является его неотъемлемой частью (пункт 33 Типового договора).
Компанией представлены сведения, что забор ТКО производился с места накопления отходов, расположенных на территории Ленинградской области наиболее близко к ответчику, а именно в деревне Олики на Сибилевской улице и в поселке Ропша у дома 11 по Стрельнинскому шоссе, а также у дома 1/28 по Михайловской улице. Указанные места (площадки) накопления ТКО расположены от ответчика на расстоянии более 4 км.
Товарищество не было извещено региональным оператором о месте расположения площадки для сбора ТКО, с которой на основании Типового договора последний производит вывоз ТКО.
Согласно представленным в материалы дела документам в спорном периоде накопления ТКО производились Товариществом на ближайшей контейнерной площадке на территории садоводческого некоммерческого товарищества "Новоропшинское" по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, поселок Ропша, 9-я линия, участок N 72.
С учетом установленных обстоятельств суды первой и апелляционной инстанций, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела документы, а также проанализировав условия Типового договора, проекта договора, протокола разногласий, ответ на заявку Товарищества о заключении договора, пришли к выводу о согласовании сторонами условия о месте (площадке) для сбора ТКО и, как следствие, недоказанности факта оказания истцом услуги по обращению с ТКО в спорном периоде.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для иной оценки выводов судов применительно к установленным ими обстоятельствам дела.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств спора и иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении норм права.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены ими.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2022 по делу N А56-89952/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 8(14) и 8(15) Правил N 1156 региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8(11) названных Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий. В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО урегулированы полностью, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный абзацем первым указанного пункта. В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) Правил N 1156, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях Типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156.
...
Принимая во внимание, что стороны разногласия в порядке, установленном пунктом 8(14) Правил N 1156, не урегулировали, проект договора с учетом урегулированных разногласий Компания в адрес Товарищества не направила, в силу пункта 8(15) Правил N 1156 договор в спорный период считается заключенным на условиях Типового договора."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 декабря 2022 г. N Ф07-17644/22 по делу N А56-89952/2021
Хронология рассмотрения дела:
24.05.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10917/2023
01.12.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17644/2022
01.08.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-13344/2022
21.03.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-89952/2021