05 декабря 2022 г. |
Дело N А42-430/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
рассмотрев 29.11.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Горгаз" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2022 по делу N А42-430/2022.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Горгаз", адрес: 184310, Мурманская область, город Заозерск, улица Генерала Чумаченко, дом 13, ИНН 5115000327 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Министерству государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области (далее - Министерство, ранее Государственная жилищная инспекция Мурманской области) о признании недействительным предписания от 26.10.2021 N П2250/58.
Решением суда первой инстанции от 26.05.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.08.2022, в удовлетворении заявления Общества отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании распоряжения от 30.09.2021 N П2250 Министерство в отношении Общества провело внеплановую документарную проверку по жалобе жильца на предмет отказа ему в перерасчете платы за коммунальную услугу газоснабжения квартиры N 21 в многоквартирном доме N 30 по улице Ленинского Комсомола города Заозерска Мурманской области.
В ходе проверки было установлено, что названная квартира по договору б/н от 14.01.2005 находится в найме семьи из двух человек, один из которых является студенткой очной формы обучения педагогического колледжа и поэтому с сентября 2020 года по настоящее время проживает в общежитии города Мурманска. Общество, как исполнитель рассматриваемой коммунальной услуги, продолжает взимать плату за период с сентября 2020 года по сентябрь 2021 года, исходя из двух зарегистрированных в квартире лиц, отказывая в перерасчете.
Министерство также установило, что спорный многоквартирный дом не отапливается газом, который используется только для бытовых нужд (приготовления пищи), а потому отсутствует обязанность оборудовать квартиры индивидуальными приборами учета потребленного газа.
По результатам проверки 26.10.2021 составлен акт N П2250, а также Обществу выдано предписание N П2250/58, которым предложено в срок до 08.12.2021 выполнить перерасчет размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению по жилому помещению 21 многоквартирного дома 30 по улице Ленинского Комсомола в городе Заозерске, не оборудованному индивидуальным прибором учета газа, в связи с временным отсутствием потребителя (Манько К.М.) в жилом помещении, на основании документов, имеющихся в распоряжении Общества.
Общество не согласилось с постановлением Министерства, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций, придя к выводу о правомерности вынесенного предписания, в удовлетворении заявления отказали.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 32, 41, подпункта "а" пункта 35 правил N 549 которых предусмотрено два способа для определения полученного потребителем объема газа: по показаниям прибора учета (при его наличии) или по нормативам, утвержденным в надлежащем порядке.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В части 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012.
До 1 января 2015 года собственники объектов, указанных в части 5 настоящей статьи, обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 5.1 статьи 13 названного закона).
Согласно части 5.2 названной статьи Закона N 261-ФЗ обязанность по установке приборов учета используемого природного газа не распространяется на собственников жилых домов и помещений в многоквартирных домах, отапливаемых без применения газоиспользующего оборудования. Действие нового положения распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2015.
В данном случае судами установлено и не оспаривается заявителем, в силу части 5.2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ у потребителя отсутствует обязанность, предусмотренная частью 5.1 указанной статьи по установке индивидуального прибора учета используемого природного газа в занимаемом им жилом помещении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1).
Раздел VIII Правил определяет порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета.
Согласно пункту 86 Правил при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "д" и "е" пункта 4 Правил (абзац первый).
Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы (абзац второй).
Абзац первый пункта 91 предусматривает, что перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее - заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
В соответствии с пунктом 92 Правил в заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении (абзац первый). К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, а также акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета (абзац второй).
Таким образом, совокупность вышеприведенных норм законодательства предусматривает обязанность произвести перерасчет размера платы при временном отсутствии потребителя за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу только в том случае, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, либо - в случае отсутствия потребителя в указанном помещении в связи с чрезвычайными обстоятельствами (независимо от возможности или невозможности установления прибора учета), соблюдение срока обращения с подобным заявлением.
Соответственно, при заявлении о проведении перерасчета за коммунальную услугу по газоснабжению за период своего временного отсутствия в жилом помещении, потребитель, кроме доказательств действительности такого отсутствия, должен подтвердить отсутствие в своем жилом помещении прибора учета в связи с невозможностью установки такого прибора (предоставить соответствующий акт обследования).
Аналогичная правовая позиция изложена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 22.08.2018 и в апелляционном определении от 13.12.2018 по делу N АКПИ18-603.
Ввиду изложенного Общество обоснованно отказало потребителю в перерасчете платы за коммунальную услугу по газоснабжению.
Таким образом, предписание Министерства не соответствует закону и нарушает права Общества в сфере предпринимательской деятельности.
В связи с этим судебные акты подлежат отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований Общества.
На основании статей 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Министерства подлежат взысканию 6000 руб. в возмещение понесенных обществом судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу заявления, апелляционной и кассационной жалоб.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2022 по делу N А42-430/2022 отменить.
Признать недействительным предписание Министерства государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области от 26.10.2021 N П2250/58.
Взыскать с Министерства государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области, адрес: 183038, г. Мурманск, ул. Карла Маркса, д. 18, ОГРН 1025100849850, ИНН 5190109281, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Горгаз", адрес: 184310, Мурманская обл., г.Заозёрск, ул. Генерала Чумаченко, д.13; ИНН 5115000327, ОГРН 1185190001303, судебные расходы в сумме 6000 руб. за рассмотрение дела N А42-430/2022 в арбитражных судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы (абзац второй).
...
В соответствии с пунктом 92 Правил в заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении (абзац первый). К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, а также акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета (абзац второй)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 декабря 2022 г. N Ф07-17139/22 по делу N А42-430/2022