05 декабря 2022 г. |
Дело N А56-95292/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бычковой Е.Н., судей Боровой А.А., Яковца А.В.,
рассмотрев 30.11.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего обществом с ограниченной ответственностью "Прогрессавто" Корнилова Сергея Михайловича на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2022 по делу N А56-95292/2020/разногл.,
УСТАНОВИЛ:
определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.10.2020 по заявлению кредитора возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Прогрессавто", адрес: 191186, Санкт-Петербург, наб. Канала Грибоедова, д. 29, лит. А, оф.6-Н, ОГРН 1177847089100, ИНН 7840063746 (далее - Общество).
Определением арбитражного суда от 02.02.2021 (резолютивная часть объявлена 01.02.2021) в отношении должника введена процедура наблюдения временным управляющим утверждён Корнилов Сергей Михайлович. Указанные сведения опубликованы в газете "Коммерсантъ" от 13.02.2021 N 26(6988).
Решением арбитражного суда от 29.07.2021 (резолютивная часть объявлена 26.07.2021) в отношении должника введена процедура конкурсное производство конкурсным управляющим утверждён Корнилов С.М. Указанные сведения опубликованы в газете "Коммерсантъ" от 07.08.2021 N 139(7101).
В арбитражный суд 26.11.2021 от конкурсного управляющего поступило заявление о разрешении разногласий между управляющим и акционерным обществом "акционерным банком "РОССИЯ" (далее - Банк) и обязании последнего закрыть отдельный счёт должника и перевести остаток денежных средств с данного счёта на основной счёт должника.
Определением от 12.04.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2022, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе конкурсный управляющий Корнилов С.М., ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить определение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявления о разрешении разногласий.
Податель кассационной жалобы указывает, что в материалы дела ни банком, ни Министерством обороны Российской Федерации (далее - Минобороны РФ) не представлено государственного контракта, заключенного с должником. Податель жалобы ссылается на то, что Минобороны РФ на его запрос сообщило, что неисполненного контракта с должником не существует. По мнению подателя жалобы, обстоятельства настоящего дела кардинально отличаются от обстоятельств по делу N А73-9795/2017, на которое сослался суд. Податель жалобы считает, что отличие состоит в том, что у должника не имеется никаких неисполненных обязательств по госконтракту.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 01.10.2021 конкурсный управляющий обратился в Банк с заявлением о закрытии выявленных отдельных счетов должника N 40706810200001001904 и 40706810300001011904. Счет N 40706810200001001904 Банком закрыт. Счет N 40706810300001011904 не закрыт, остатки денежных средств по счету в сумме 96 956,91 руб. не перечислены на основной счет должника.
В обоснование отказа в закрытии счета Банк сослался на то, что должником не исполнен государственный контракт, для исполнения которого открыт счет. По мнению конкурсного управляющего, отказ Банка в закрытии счета не соответствует действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела, препятствует исполнению конкурсным управляющим обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве; в том числе статьей 133 Закона о банкротстве), и поступлению денежных средств в конкурсную массу.
Счет N 40706810300001011904 открыт в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ) на основании договора банковского сопровождения от 21.07.2017 N 1904/1 ГОЗ, заключенного Банком и должником в целях сопровождения контракта от 08.07.2017 N 99, заключенного должником и обществом с ограниченной ответственностью "Петропроект" в рамках исполнения государственного оборонного заказа (идентификатор государственного контракта 1618187375622090942000000). Уведомление об исполнении вышеуказанного государственного контракта Банк не получал.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления управляющего, установив, что в данном случае не соблюдены условия закрытия специального банковского счета, предусмотренные статьями 8.3, 8.4 Закона N 275-ФЗ.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что обжалуемое определение соответствует правовой позиции, сформулированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2018 N 303-ЭС18-10508.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, полагает, что нормы права применены правильно, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
С момента открытия в отношении общества процедуры конкурсного производства на стороне конкурсного управляющего возникли обязанности по использованию только одного расчетного счета и закрытию иных счетов (пункт 1 статьи 133 Закона о банкротстве).
В силу пункта 1 статьи 60 Закона о банкротстве арбитражным судом в деле о банкротстве должника рассматриваются заявления и ходатайства арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, а в случаях, предусмотренных названным Законом, между ним и должником, жалобы кредиторов о нарушении их прав и законных интересов.
Исходя из правовой позиции, сформулированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2018 N 303-ЭС18-10508, Закон N 275-ФЗ предусматривает использование отдельных (специальных) банковских счетов, открываемых уполномоченными банками, для проведения расчетов между государственным заказчиком, головным исполнителем и исполнителями в рамках выполнения ими государственного оборонного заказа (статьи 7 и 8 Закона N 275-ФЗ).
Согласно общему правилу, закрепленному в пункте 2 части 1 статьи 8.3, статье 8.4 Закона N 275-ФЗ, суть специального режима данных счетов заключается в том, что списание денежных средств с них допускается только на другие отдельные счета, открываемые в рамках исполнения государственного оборонного заказа, для осуществления выплат лицам, входящим в кооперацию головного исполнителя. Изъятия из данного правила перечислены в подпунктах "а" - "з" пункта 2 части 1 статьи 8.3 Закона N 275-ФЗ и содержатся в перечне исключений, изложенных в статье 8.4 упомянутого Закона.
Пунктом 9 статьи 8.4 Закона N 275-ФЗ установлен исполнительский иммунитет в отношении безналичных денежных средств, находящихся на особых счетах, согласно которому на эти средства запрещено обращать взыскание даже по требованиям, подтвержденным исполнительными документами (кроме трех видов исполнительных документов: о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, о выплате выходных пособий и об оплате труда, о взыскании денежных средств в доход Российской Федерации).
Такое регулирование согласуется с положениями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, обусловлено особым характером отношений, связанных с обеспечением обороны страны и безопасности государства, и необходимостью сохранения ресурсов, выделенных из бюджета на эти цели.
Фактически согласно Закону N 275-ФЗ организация, заключившая контракт в рамках государственного оборонного заказа, ограничивается в возможности свободно использовать полученные в связи с этим контрактом бюджетные ресурсы. Обособление денежных средств, поступивших в ходе исполнения государственного оборонного заказа и аккумулированных на особых счетах получателя, сохраняется и в процедурах банкротства последнего. К отношениям по ведению отдельных счетов подлежат применению специальные положения Закона N 275-ФЗ, а не общие положения пункта 1 статьи 859 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 133 Закона о банкротстве (часть 2 статьи 2 Закона N 275-ФЗ).
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для закрытия отдельного счета государственного оборонного заказа должника.
Поскольку при рассмотрении дела нормы материального права применены судами правильно и нормы процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.04.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2022 по делу N А56-95292/2020/разногл. оставить без изменения, а кассационную жалобу конкурсного управляющего обществом с ограниченной ответственностью "Прогрессавто" Корнилова Сергея Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Бычкова |
Судьи |
Е.Н. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 9 статьи 8.4 Закона N 275-ФЗ установлен исполнительский иммунитет в отношении безналичных денежных средств, находящихся на особых счетах, согласно которому на эти средства запрещено обращать взыскание даже по требованиям, подтвержденным исполнительными документами (кроме трех видов исполнительных документов: о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, о выплате выходных пособий и об оплате труда, о взыскании денежных средств в доход Российской Федерации).
Такое регулирование согласуется с положениями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, обусловлено особым характером отношений, связанных с обеспечением обороны страны и безопасности государства, и необходимостью сохранения ресурсов, выделенных из бюджета на эти цели.
Фактически согласно Закону N 275-ФЗ организация, заключившая контракт в рамках государственного оборонного заказа, ограничивается в возможности свободно использовать полученные в связи с этим контрактом бюджетные ресурсы. Обособление денежных средств, поступивших в ходе исполнения государственного оборонного заказа и аккумулированных на особых счетах получателя, сохраняется и в процедурах банкротства последнего. К отношениям по ведению отдельных счетов подлежат применению специальные положения Закона N 275-ФЗ, а не общие положения пункта 1 статьи 859 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 133 Закона о банкротстве (часть 2 статьи 2 Закона N 275-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 декабря 2022 г. N Ф07-17000/22 по делу N А56-95292/2020
Хронология рассмотрения дела:
27.07.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3414/2023
17.01.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-37168/2022
05.12.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17000/2022
16.08.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14775/2022
12.08.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14779/2022
27.05.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-5587/2022
29.07.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-95292/20
24.05.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6963/2021