21 декабря 2022 г. |
Дело N А52-6373/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Александровой Е.Н., Журавлевой О.Р.,
рассмотрев 21.12.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Войсковая часть 64044" на решение Арбитражного суда Псковской области от 04.03.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2022 по делу N А52-6373/2021,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области, адрес: 180007, Псковская область, город Псков, улица Петровская, дом 53, ОГРН 1026000959588, ИНН 6027005423 (далее - Фонд), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к федеральному казенному учреждению "Войсковая часть 64044", адрес: 180004, г. Псков, ул. В/Ч 64044, ОГРН 1096027016425, ИНН 6027125248 (далее - Учреждение), о взыскании 32 000 руб. штрафа за несоблюдение порядка представления сведений в форме электронных документов формы СЗВ-ТД.
Решением суда первой инстанции от 04.03.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 30.05.2022, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
По мнению подателя жалобы, Учреждение не имело и до настоящего времени не имеет технической возможности исполнить требования Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ); с июня 2021 года обязанность по предоставлению сведений в форме электронного документа возложена на федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Псковской и Новгородской областям"; суды не учли вступившие в законную силу постановления Псковского гарнизонного военного суда, которыми прекращены производства по делам об административных правонарушениях Учреждения.
От Учреждения и Фонда в суд округа поступили ходатайства о проведении судебного заседания в отсутствие их представителей, которые на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) удовлетворены.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Учреждение зарегистрировано в качестве страхователя в Пенсионном фонде Российской Федерации за регистрационным номером ПФР - 070-025-014782 и согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) и частью 4 статьи 1 Закона N 27-ФЗ является страхователем.
В ходе проверки своевременности, полноты и (или) достоверности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования Фондом выявлен факт нарушения страхователем порядка представления сведений о трудовой деятельности персонала Учреждения формы СЗВ-ДТ за январь и февраль 2021 года на 32 застрахованных лица, поскольку такие сведения предъявлены на бумажном носителе, в то время как согласно пункту 2.6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ эти сведения подлежали направлению в форме электронного документа установленной формы.
По результатам проверки предъявленных сведений за январь 2021 года по форме СЗВ-ТД в отношении 30 застрахованных лиц Фондом 23.03.2021 составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 070S18210000500, 070S18210000515, 070S18210000516, 070S18210000517, 070S18210000518, 070S18210000519, 070S18210000520, 070S18210000521, 070S18210000522, 070S18210000523, 070S18210000524, 070S18210000525, 070S18210000526, 070S18210000527, 070S18210000528, 070S18210000529, 070S18210000530, 070S18210000531, 070S18210000532, 070S18210000533, 070S18210000534, 070S18210000535, 070S18210000536, 070S18210000540, 070S18210000544, 070S18210000545, 070S18210000546, 070S18210000547, 070S18210000548, 070S18210000549.
По результатам проверки сведений за февраль 2021 года в отношении 2 лиц Фондом 28.04.2021 составлены акты N 070S18210001065 и 070S18210001067.
Указанные акты направлены страхователю с уведомлением о вызове его для рассмотрения актов с учетом представленных страхователем документов. Рассмотрение актов и других материалов проверки проводилось в отсутствие страхователя, письменные возражения от Учреждения не поступали.
В связи с выявленными нарушениями Фонд в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ вынес решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 17.05.2021 N 070S19210000804, 070S19210000803, 070S19210000802, 070S19210000801, 070S19210000800, 070S19210000799, 070S19210000798, 070S19210000797, 070S19210000796, 070S19210000795, 070S19210000794, 070S19210000793, 070S19210000792, 070S19210000791, 070S19210000790, 070S19210000789, 070S19210000788, 070S19210000787, 070S19210000786, 070S19210000785, 070S19210000784, 070S19210000783, 070S19210000782, 070S19210000781, 070S19210000780, 070S19210000779, 070S19210000778, 070S19210000777, 070S19210000776, 070S19210000775, а также решения 16.06.2021 N 070S19210001224 и 070S19210001223, каждым из которых заявителю назначен штраф в размере 1 000 руб. за нарушение порядка предоставления сведений в электронном виде.
Всего применено финансовых санкций на сумму 32 000 руб.
Во исполнение названных решений Фондом в соответствии с частью 15 статьи 17 Закона N 27-ФЗ выставлены требования от 09.06.2021 N 070S01210000744, 070S01210000743, 070S01210000742, 070S01210000741, 070S01210000740, 070S01210000736, 070S01210000732, 070S01210000728, 070S01210000724, 070S01210000720, 070S01210000739, 070S01210000735, 070S01210000731, 070S01210000727, 070S01210000723, 070S01210000719, 070S01210000738, 070S01210000734, 070S01210000730, 070S01210000726, 070S01210000722, 070S01210000718, 070S01210000737, 070S01210000733, 070S01210000729, 070S01210000725, 070S01210000721, 070S01210000717, 070S01210000716, 070S01210000715, от 14.07.2021 N 070S01210001127 и 070S01210001126.
Поскольку требования в добровольном порядке Учреждение не исполнило, Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций.
Суды первой и апелляционной инстанций признали заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Изучив материалы дела, доводы подателя кассационной жалобы, проверив правильность применения судам норм материального и процессуального права, соответствие их выводов установленным по делу фактическим обстоятельствам, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Порядок предоставления таких документов регулируется положениями Закона N 27-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 данной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
В силу пункта 2.4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет о работающих у него зарегистрированных лицах в случаях приема на работу, переводов на другую постоянную работу и увольнения, подачи зарегистрированными лицами заявлений о продолжении ведения страхователем трудовых книжек в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении страхователем зарегистрированным лицам сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 данного Закона.
В соответствии с пунктом 2.5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, указанные в пункте 2.4 данной статьи сведения, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, представляются не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место случаи, указанные в пункте 2.4 данной статьи.
Страхователь в случае, если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц составляет 25 и более лиц, представляет указанные в пункте 2.4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи". Формирование сведений о трудовой деятельности в форме электронного документа осуществляется страхователем с использованием программно-технических средств, применяемых им для автоматизации своей деятельности, или с использованием электронного сервиса, предоставленного на безвозмездной основе Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 2.6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.03.2020 N 178п утвержден Порядок электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета.
Порядок представления и сроки приема и учета территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных (зарегистрированных) лицах, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета определены Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н, согласно пункту 30 которой индивидуальные сведения, сведения о трудовой деятельности могут быть представлены страхователем в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: на бумажном носителе (лично (его представителем) либо с использованием средств почтовой связи; в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал и сайт ПФР, "личного кабинета", обеспечивающего возможность направления и получения однозначной и конфиденциальной информации, а также промежуточных сообщений и ответной информации в электронном виде, в том числе с использованием электронной подписи, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность страхователя за несоблюдение порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, в виде финансовой санкции в размере 1000 рублей.
В данном случае судами установлено, что численность работающих в Учреждении сотрудников составляет более 25 лиц, а следовательно, на основании пункта 2.6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ указанная организация обязана представлять сведения о трудовой деятельности в форме электронного документа.
Сведения о трудовой деятельности Учреждением представлены в установленный срок по форме СЗВ-ТД в отношении каждого из 30 лиц за январь 2021 года, в отношении каждого из 2 лиц за февраль 2021 года на бумажном носителе, а не через систему электронного документооборота с Пенсионным фондом Российской Федерации в форме электронного документа, как это обусловлено указанной выше нормой Закона.
Установив указанные факты суды обоснованно указали на то, что ответственность за нарушение порядка представления отчетности по форме СЗВ-ТД лежит в данном случае в силу закона на Учреждении.
Довод Учреждения об отсутствии вины в совершении правонарушения был предметом исследования судов и получил их правовую оценку.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации (в частности, определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960), позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.
В данном случае доказательства невозможности исполнения требований закона в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые Учреждение не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела отсутствуют.
Довод Учреждения о том, что с июня 2021 года вопросы формирования, регистрации и направления необходимых сведений в электронном виде через установленные каналы прорабатываются ФКУ "УФО МО РФ по Псковской и Новгородской областям" судами обоснованно отклонен, поскольку данное обстоятельство не освобождает Учреждение от обязанностей страхователя, предусмотренных Законами N 167-ФЗ и N 27-ФЗ, и от соответствующей ответственности за их неисполнение.
Ссылка страхователя на невозможности исполнить предусмотренные Законом обязанности в должной форме вследствие его технической неоснащенности, что вытекает из соответствующих приказов Министерства обороны Российской Федерации также получила правовую оценку судов и признана несостоятельной, поскольку отраслевые нормативные правовые акты, имеющие меньшую юридическую силу по отношению к федеральному закону, не могут изменять приведенные в нем нормы, возлагающие на страхователя соответствующие его статусу обязанности. Техническая неоснащенность является риском организации и не может быть отнесена к обстоятельствам, исключающим вину Учреждения в совершенном правонарушении.
Утверждение Учреждения о неправомерности применения установленной частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ финансовой санкции за каждое застрахованное лицо обоснованно признан судами ошибочным, поскольку данная санкция применима за каждое установленное Фондом правонарушение.
Ссылка ответчика на постановления Псковского гарнизонного военного суда обоснованно не принята судами во внимание, так как обстоятельства, установленные судебным актом суда общей юрисдикции по делу об административном правонарушении, не отнесены статьей 69 АПК РФ к обстоятельствам, не требующим доказывания. Приведенные судебные акты (т. 2 л.д. 28-36) касались разрешения дел о привлечении к административной ответственности должностного лица, вина которого устанавливается в соответствии с особыми критериями, предусмотренными статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, доводы Учреждения, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судами, имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов.
Направленность доводов подателя жалобы на оценку доказательств и установление иных фактических обстоятельств не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку исследование доказательственной стороны спора и их иная оценка не относится к полномочиям суда округа.
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, при правильном применении норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 04.03.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2022 по делу N А52-6373/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Войсковая часть 64044" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Утверждение Учреждения о неправомерности применения установленной частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ финансовой санкции за каждое застрахованное лицо обоснованно признан судами ошибочным, поскольку данная санкция применима за каждое установленное Фондом правонарушение.
Ссылка ответчика на постановления Псковского гарнизонного военного суда обоснованно не принята судами во внимание, так как обстоятельства, установленные судебным актом суда общей юрисдикции по делу об административном правонарушении, не отнесены статьей 69 АПК РФ к обстоятельствам, не требующим доказывания. Приведенные судебные акты (т. 2 л.д. 28-36) касались разрешения дел о привлечении к административной ответственности должностного лица, вина которого устанавливается в соответствии с особыми критериями, предусмотренными статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
...
решение Арбитражного суда Псковской области от 04.03.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2022 по делу N А52-6373/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Войсковая часть 64044" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 декабря 2022 г. N Ф07-13386/22 по делу N А52-6373/2021