23 декабря 2022 г. |
Дело N А56-120192/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
при участии от Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Пассажиравтотранс" Цветковой К.Г. (доверенность от 13.09.2022 N 159),
рассмотрев 21.12.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2022 по делу N А56-120192/2021,
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Пассажиравтотранс", адрес: 195197, Санкт-Петербург, Полюстровский пр., д.39, ОГРН 1027809247300, ИНН 7830001758 (далее - СПб ГУП "Пассажиравтотранс", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д.13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - УФАС, Управление) об оспаривании решения от 15.11.2021 по делу N Т02-764/21 и предписания от 15.11.2021.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Айко-Петербург", адрес: 190005, Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д.118а, лит.Ж, оф. 402, ИНН 7801129760 (далее - ООО "Айко-Петербург", Общество).
Решением суда от 19.05.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.09.2022, оспариваемые решение и предписание УФАС признаны недействительными, не соответствующими требованиям Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ, Закон о закупках).
В кассационной жалобе Управление просит отменить указанные судебные акты, основанные на выводах, не соответствующих имеющимся в деле доказательствам и принять по делу новое решение. Податель жалобы настаивает на том, что обоснованно оценил размещение Организатором торгов в составе Документации Технического задания и Спецификации в формате, не обеспечивающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста как нарушение пунктов 1 части 1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, части 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.
Представители УФАС и ООО "Айко-Петербург", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Предприятия просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, СПб ГУП "Пассажиравтотранс" (Организатор торгов) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет 22.10.2021 опубликовало извещение N 32110753878 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку металлической и производственной мебели (далее - Закупка), включая документацию о закупке (далее - Документация); начальная (максимальная) цена - 31 422 578 руб.
Закупка проводилась в соответствии с Законом N 223-ФЗ, Положением о закупках товаров, работ, услуг предприятия (далее - Положение о закупках) в редакции от 01.10.2021, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
В УФАС от ООО "Айко-Петербург" поступила жалоба (от 02.11.2021 вх. N 34231- ЭП/21) на действия Организатора торгов при организации и проведении аукциона, которое содержит в себе признаки ограничения конкуренции, поскольку Техническое задание было составлено в формате "word" и умышленно приложено к Документации в формате "pdf", что не позволяет участникам надлежащим образом сформировать заявку на участие в закупке.
Рассмотрев жалобу Общества в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), УФАС приняло решение от 15.11.2021 по делу N Т02-764/21, которым признало жалобу Общества обоснованной (пункт 1), Организатор торгов признан нарушившим требования пунктов 1 части 1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, части 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также требований к размещению информации в единой информационной системе, допущенное путем неправомерного размещения в составе Документации Технического задания и Спецификации в формате, не обеспечивающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста (пункт 2).
Предприятию выдано обязательное для исполнения предписание от 15.11.2021, во исполнение которого Предприятию необходимо совершить действия направленные на устранение нарушения путем отмены протоколов, составленных в ходе закупки, возврата заявок на участие закупке, внесения изменений в Документацию, продления срока подачи заявок.
Несогласие Предприятия с означенными решением и предписанием антимонопольного органа, послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции исследовал и оценил доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установил обстоятельства дела и указал на отсутствие у Управления в данном случае правовых и фактических оснований для принятия оспариваемых ненормативных актов.
Апелляционный суд при повторном рассмотрении дела, согласился с выводами суда первой инстанции в полном объеме.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
При рассмотрении спора суды правомерно исходили из того, что Предприятие относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Законом N 223-ФЗ.
Целями регулирования Закона N 223-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ).
В силу статьи 6 Закона N 223-ФЗ контроль за соблюдением требований названного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 4 части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ)
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.
На основании части 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Предметом спора в настоящем деле является оценка УФАС и Общества действий Организатора торгов по размещению в состав Документации Технического задания, а также Спецификации в формате "pdf", как не обеспечивающих после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста, что является несоответствием условиям подпунктов 9, 22 Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N 908, в ред. от 27.05.2021 (далее - Положение об ЕИС).
Суды двух инстанций, проверив означенное утверждение на основании представленных в дело материалов, установили и удостоверились в следующем.
В соответствии с пунктом 3.3.3 Документации заявку на участие в аукционе участник закупки составляет, руководствуясь данной документацией об аукционе, в соответствии с требованиями информационной карты открытого аукциона в электронной форме (далее - Информационная карта).
Пунктом 24 Информационной карты установлено, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие сведения:
1) предложение участника закупки в отношении предмета такой закупки в соответствии с формой, приведенной в разделе 14. Из текста заявки должно следовать, что ее подача является принятием всех условий заказчика, в том числе согласием исполнять обязанности участника закупки и победителя закупки.
Разделом 14 Документации предусмотрена форма предложения участника закупки, проводимой в форме открытого аукциона в электронной форме, на поставку товара по предмету закупки (далее - Форма), а также инструкция по ее заполнению (далее - Инструкция).
Пунктом 2 Инструкции установлено, что участнику закупки необходимо указывать конкретные показатели характеристики каждого вида (типа) товара (материала), предлагаемого к поставке, указанного в приложении N 1 к техническому заданию сведения о функциональных, технических и качественных (потребительских свойствах), эксплуатационных характеристиках товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией в открытом аукционе. Участником аукциона должны быть заполнены все графы Формы представления сведений по предлагаемым к поставке товарам. Изменение Формы представления сведений по предлагаемым к поставке товарам не допускается.
Согласно пункту 9 Информационной карты количество и характеристики подлежащего поставке товара, определяется в соответствии с техническим заданием, которое является неотъемлемой частью документации об аукционе (далее - Техническое задание).
В соответствии с пунктом 2.6 Технического задания требования к характеристикам товара приведены в спецификации (приложение к настоящему Техническому заданию).
Приложением N 1 к Техническому заданию определена спецификация металлической мебели.
Материалами дела подтверждается, что действительно в состав Документации аукциона входило Техническое задание и Спецификация (Приложение N 1 к Техническому заданию), которые составлены в формате "pdf".
Правовая позиция УФАС основанная на Положении ЕИС и письме ФАС России от 16.11.2016 N ИА/79173/16, позволила антимонопольному органу придти к выводу о том, что Техническое задание, а также Спецификация, размещенные Организатором торгов в составе Документации, содержат ограничения для ознакомления, поскольку текст размещен в формате, не обеспечивающем возможность копирования фрагментов, при этом данный текст необходимо использовать для заполнения заявки на участие в Закупке, что содержит в себе признаки ограничения конкуренции (нарушение пунктов 1 части 1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, части 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ).
Вместе с тем суды правомерно обратили внимание на то, что постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок" (далее Правила N 1414), которые устанавливают порядок функционирования единой информационной системы в сфере закупок, включая требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, и порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами.
В соответствии с пунктом 3 названных Правил информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно - официальный сайт, сеть "Интернет").
Подпунктами "а", "л", "м" Правил N 1414 определено, что технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети Интернет, в том числе поисковыми системами.
Таким образом, в силу вышеуказанных положений Закона N 223-ФЗ и Правил N 1414, Организатор торгов обязан разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
Пунктом 17 Правил N 1414 предусмотрено, что при размещении электронных документов в единой информационной системе или обмене электронными документами в процессе взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами применяются единые форматы электронных документов. Указанные форматы электронных документов устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.
Приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 N 26н утвержден порядок пользования Единой информационной системой в сфере закупок (далее - Порядок N 26н), устанавливающий правила пользования единой информационной системой участниками контрактной системы в сфере закупок, а также иными лицами, использующими единую информационную систему для реализации своих функций и полномочий, предусмотренных Законом N 44-ФЗ и Законом N 223-ФЗ, а также физическими и юридическими лицами, в том числе участниками обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг, использующими информационный ресурс официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Согласно требованиями пункта 1.2 Порядка в единой информационной системе размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip. Размер каждого размещенного в единой информационной системе файла не должен превышать 50 МБ.
Следовательно, формат "pdf" доступен пользователям без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства пользователя информацией требует заключения пользователем лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание с пользователя платы, поскольку может быть представлена в доступной для восприятия форме с помощью бесплатных программ Adobe Reader и ее аналогов.
В силу пункта 4.2 Порядка пользователям официального сайта единой информационной системы доступны следующие функции:
- поиск и получение информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы;
- просмотр информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы.
Исходя из изложенных норм, следует признать, что в рассматриваемом случае доступность документа для ознакомления неограниченного круга лиц соблюдена, так как соответствующий текст, изложенный в Техническом задании и Спецификации (Приложении N 1 к Техническому заданию) доступен для прочтения, возможность копирования текста не оказывает влияние на процесс непосредственного ознакомления пользователя с размещенной информацией. Кроме того, копирование может быть осуществлено в том числе, путем преобразования в текстовый вид с помощью систем оптического распознавания символов.
Довод антимонопольного органа о невозможности ознакомления любым заинтересованным лицам с текстами Технического задания и Спецификации в формате "pdf", не соответствует действительности.
Формат "pdf" (Portable Document Format) представляет собой межплатформенный формат электронных документов, разработанный компанией Adobe Systems, и предназначен для хранения и представления графической и текстовой продукции в электронном виде.
Опубликованная информация в формате "pdf" может быть использована любым заинтересованным лицом без ограничений, в том числе, путем преобразования в текстовый вид с помощью систем оптического распознавания символов (OCR, такие как SMALLPDF, ABBYY FineReader, ReadIRIS Pro и т.п.), дальнейшего поиска по тексту, в том числе, поиска путем логических связей, копирования текста, фрагментов текста, в частности, системы скриншот.
Таким образом, копирование и поиск по тексту информации, размещенной в формате "pdf", возможно общедоступными средствами, без каких-либо ограничений. Такое ограничение отсутствует также при ознакомлении и использовании документов в названном формате, в частности в виде дополнительных требований к программному обеспечению (необходимости скачивания дополнительных программных/технологических средств для их открытия).
С учетом изложенного, Техническое задание и Спецификация (Приложение N 1 к Техническому заданию), размещенные в единой информационной системе в сфере закупок в формате "pdf", не противоречат требованиям действующего Закона N 223-ФЗ и требованиям пункта 1.2 Порядка N 26н, не имеют ограничений на использование, не приводят к ограничению числа участником закупки.
С учетом допуска к участию в процедуре Закупки 2 заявок участников отсутствие возможности поиска текстовой информации в размещенном в составе Документации Технического задания и Спецификации не послужило ограничивающим фактором участия в процедуре Закупки и не повлияло на результаты проведения процедуры Закупки. Оспариваемое размещение информации в формате "pdf" не поставило кого-либо из участников в преимущественное положение по отношению к другим участникам аукциона.
Доказательств того, что Документация аукциона, в которую входило Техническое задание и Спецификация, были размещены в зашифрованном (закодированном) виде, ограничивающем доступ к информации неопределенного круга ли, суду не представлено.
У суда кассационной инстанции нет оснований к иной оценке существа спорных правоотношений, поскольку выводы судов отвечают требованиям материального и процессуального закона, критериям относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств в их совокупности и взаимной связи (статья 71 АПК РФ).
Напротив, оспариваемые решение и предписание УФАС нарушает права и законные интересы Предприятия в экономической сфере.
Кассационная жалоба УФАС не содержит никаких доводов, которые бы опровергали выводы судов, влияли бы на законность и обоснованность судебных актов.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2022 по делу N А56-120192/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Опубликованная информация в формате "pdf" может быть использована любым заинтересованным лицом без ограничений, в том числе, путем преобразования в текстовый вид с помощью систем оптического распознавания символов (OCR, такие как SMALLPDF, ABBYY FineReader, ReadIRIS Pro и т.п.), дальнейшего поиска по тексту, в том числе, поиска путем логических связей, копирования текста, фрагментов текста, в частности, системы скриншот.
Таким образом, копирование и поиск по тексту информации, размещенной в формате "pdf", возможно общедоступными средствами, без каких-либо ограничений. Такое ограничение отсутствует также при ознакомлении и использовании документов в названном формате, в частности в виде дополнительных требований к программному обеспечению (необходимости скачивания дополнительных программных/технологических средств для их открытия).
С учетом изложенного, Техническое задание и Спецификация (Приложение N 1 к Техническому заданию), размещенные в единой информационной системе в сфере закупок в формате "pdf", не противоречат требованиям действующего Закона N 223-ФЗ и требованиям пункта 1.2 Порядка N 26н, не имеют ограничений на использование, не приводят к ограничению числа участником закупки."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 декабря 2022 г. N Ф07-20129/22 по делу N А56-120192/2021
Хронология рассмотрения дела:
23.12.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-20129/2022
09.09.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16914/2022
19.05.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-120192/2021