16 января 2023 г. |
Дело N А13-16538/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Корабухиной Л.И., Родина Ю.А.,
рассмотрев 16.01.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 25.05.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2022 по делу N А13-16538/2021,
УСТАНОВИЛ:
Бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области "Вологодская областная детская клиническая больница", адрес: 160022, г. Вологда, Пошехонское шоссе, д. 31, ОГРН 1223500007532, ИНН 3525480585 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Государственному учреждению - Вологодскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, адрес: 160001, г. Вологда, пр. Победы, д. 33, ОГРН 1023500884087, ИНН 3525039187 (далее - Фонд), о признании недействительным решения от 25.11.2021 N 35002180004365.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Демидов Александр Александрович, Максимова Ульяна Леонидовна, Салат Марина Валентиновна, Чаевая Вера Александровна, Головкина Марина Николаевна, Молнар Наталия Григорьевна, Логинова Ольга Ивановна.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 25.05.2022, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда 15.09.2022, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судами норм материального права, просит обжалуемые решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе Учреждению в удовлетворении заявленного требования.
Податель кассационной жалобы полагает, что суды обеих инстанций анализируют норму статьи 124 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), по смыслу которой временная нетрудоспособность в связи с карантином не является основанием для продления или перенесения отпуска, в отрыве от положений пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" от 29.12.2006 N 255-ФЗ (далее - Закон N 255-ФЗ), тем самым, не принимая во внимание императивность последнего. По мнению заявителя, действия страхователя и его сотрудников по переносу отпусков после их фактического использования свидетельствуют о злоупотреблении правом, целью которого являлось получение работниками дополнительного материального стимулирования в виде пособия по временной нетрудоспособности.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что по результатам проведенной камеральной проверки полноты и достоверности сведений, влияющих на право получения застрахованными лицами соответствующего вида страхового обеспечения, представленных Учреждением за период с 01.01.2018 по 31.12.2020, Фонд составил акт от 08.10.2021 N 35002180004363 и принял решение от 25.11.2021 N 35002180004365, которым Учреждению было предложено в добровольном порядке возместить 95 072 руб. 68 коп. расходов, излишне понесенных территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в связи с представлением страхователем недостоверных сведений.
Основанием для принятия указанного решения послужил вывод Фонда о нарушении Учреждением произведенных расходов на социальное обеспечение пособия по временной нетрудоспособности Демидова Александра Александровича, Максимовой Ульяны Леонидовны, Салат Марины Валентиновны, Чаевой Веры Александровны, Головкиной Марины Николаевны, Молнар Наталии Григорьевны, Логиновой Ольги Ивановны. Фонд пришел к выводу что вышеназванные работники Учреждения находились в ежегодных основном и дополнительном оплачиваемых отпусках, тогда как пособия по временной нетрудоспособности по причине нахождения на карантине выплачены за все периоды больничных, то есть и за периоды, в которых Демидов А.А., Максимова У.Л., Салат М.В., Чаева В.А., Головкина М.Н., Молнар Н.Г., Логинова О.И. находились в ежегодном основном и дополнительных оплачиваемых отпусках.
Учреждение оспорило решение Фонда в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, изучив обстоятельства дела, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 1, 3, 6, 9, 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), статьями 1.3, 5, пунктами 6 и 8 статьи 6, статьями 9, 15.1 Закона N 255-ФЗ, статьями 124, 183 ТК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта" (далее - Постановление N 294), признали оспариваемое решение Фонда неправомерным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.
Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с указанным Законом, являются застрахованными лицами (часть 2 статьи 2 Закона N 255-ФЗ).
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ в числе видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию названо пособие по временной нетрудоспособности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
В силу положений части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется, в том числе в случае карантина застрахованного лица.
Пособие по временной нетрудоспособности в случае карантина выплачивается застрахованному лицу, которое контактировало с инфекционным больным или у которого выявлено бактерионосительство, за все время его отстранения от работы в связи с карантином (часть 6 статьи 6 Закона N 255-ФЗ).
Согласно статье 13 Закона N 255-ФЗ основанием для начисления пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
Постановлением N 294 утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, в соответствии с пунктом 2 которого при наступлении страхового случая застрахованное лицо обращается к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с действующим законодательством.
Страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом заявления и вышеуказанных документов представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявление и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, а также опись представленных заявления и документов, составленную по утвержденной форме (пункт 3 названного Положения).
Выплата пособий застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации путем перечисления пособия на банковский счет застрахованного лица, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов или сведений, которые необходимы для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (пункт 9 Положения).
В соответствии со статьей 15.1 Закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из пункта 8 статьи 6 Закона N 255-ФЗ, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу во всех случаях, указанных в частях 1 - 7 указанной статьи, за календарные дни, приходящиеся на соответствующий период, за исключением календарных дней, приходящихся на периоды, указанные в части 1 статьи 9 Закона N 255-ФЗ.
Вместе с тем пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что пособие по временной нетрудоспособности не назначается застрахованному лицу за период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска.
В данном случае судами установлено, что сотрудникам Учреждения листки нетрудоспособности с кодом 03 открыты на основании Временных правил оформления листков нетрудоспособности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2020 N 294 как застрахованным лицам, находящимся на карантине в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Суды пришли к выводу, что листки нетрудоспособности подтверждают временную нетрудоспособность работников. У перечисленных выше сотрудников отпуска перенесены (отменены), выданные денежные средства удержаны (в расчетных листках "-" оплаты отпуска, в карточках и представленных справках данные учтены.
На основании статьи 124 ТК РФ ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случае, в том числе, временной нетрудоспособности работника.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2020 N 712-О, абзац второй части первой статьи 124 ТК РФ закрепляет обязанность работодателя продлить или перенести отпуск на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случае временной нетрудоспособности работника, предусматривает дополнительные гарантии реализации права работника на ежегодный оплачиваемый отпуск, направлен на защиту прав и интересов работников.
Документом, подтверждающим временную нетрудоспособность работника, как правило, является листок нетрудоспособности независимо от причины нетрудоспособности. Перерасчет отпускных выплат при временной нетрудоспособности работника предусмотрен нормами трудового законодательства, закрепляющими обязанность работодателя перенести или продлить время отдыха работника в связи с временной нетрудоспособностью.
Таким образом, указанные работники Учреждения, оформив должным образом заявление о переносе отпуска, реализовали свое право, предусмотренное статьей 124 ТК РФ, что подтверждается материалами дела.
Принимая во внимание, что в связи с введенными ограничительными мерами в период нахождения работника на карантине ему запрещается посещать какие-либо места скопления людей, то есть время карантина работник не может использовать по своему усмотрению, в случае отказа работнику в продлении ежегодного оплачиваемого отпуска (по причине нахождения его на карантине) работодатель нарушает право работника на полноценный отдых.
С учетом изложенного и положений статьи 124 ТК РФ, суды правомерно отклонили доводы Фонда о незаконности переноса отпусков судами.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды, вопреки доводам Фонда, установили, что в течение проверяемого периода (с 01.01.2018 по 31.12.2020), с учетом осуществленного Учреждением переноса отпусков Головкина М.Н., Демидов А.А., Логгинова О.И., Максимова У.Л., Молнар Н.Г., Салат М.В., Чаева В.А., указанные сотрудники больницы фактически в отпусках не находились, спорные пособия по временной нетрудоспособности в периоды фактического использования трудовых отпусков сотрудникам Учреждения не выплачивались.
При таком положении, суды пришли к верному выводу об отсутствии у Фонда правовых оснований для предъявления Учреждению требования о возмещении страхователем расходов, излишне понесенных при выплате пособий по временной нетрудоспособности в сумме 95 072 руб. 68 коп.
Выводы судов соответствуют материалам дела, сделаны при правильном применении норм материального права.
Приведенные Фондом доводы не опровергают выводы судов и, по существу, направлены на иную оценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств, данной судами, само по себе не может являться основанием для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 25.05.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2022 по делу N А13-16538/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного учреждения - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.