17 января 2023 г. |
Дело N А52-1607/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боголюбовой Е.В., судей Елагиной О.К. и Куприяновой Е.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилсервис" Мамедова Э.Ю. (доверенность от 26.08.2022),
рассмотрев 17.01.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилсервис" на решение Арбитражного суда Псковской области от 24.06.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2022 по делу N А52-1607/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилсервис", адрес: 180024, город Псков, Западная улица, дом 25А, помещение 1001, ОГРН 1056000354300, ИНН 6027089416 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Экопром", адрес: 603127, Нижний Новгород, улица Федосеенко, дом 51, ОГРН 1055255024912, ИНН 5263049020 (далее - Общество), об обязании последнего установить новые, не бывшие в употреблении контейнеры для сбора и вывоза твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) взамен поврежденных контейнеров на контейнерных площадках для накопления ТКО жильцами многоквартирных домов, расположенных в городе Пскове по адресам: улица Кузбасской Дивизии, дома 24, 24А, 26, 26А, 28Б, 30, 30А, 34, 36, 38, 46, 50, Коммунальная улица, дома 45 и 49, Западная улица, дома 21А и 31 (далее - МКД).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области, адрес: 180000, город Псков, улица Гоголя, дом 21А, ОГРН 1056000329373, ИНН 6027087909.
Решением суда от 24.06.2022, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2022, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит отменить указанные судебные акты и принять новый - об удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы, именно на Общество, являющегося региональным оператором, действующим законодательством возложена обязанность по установке контейнеров, в связи с чем у судов отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении иска.
В судебном заседании представитель Компании поддержал приведенные в кассационной жалобе доводы, просил приобщить к материалам дела полученный от Комитета по региональному контролю и надзору Псковской области о наличии в распоряжении последнего договора о передаче мусорных контейнеров, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью "Чистоград Плюс" и Обществом.
Представителю разъяснено, что суд округа полномочиями по исследованию и оценке доказательств не обладает.
Поскольку документ поступил в суд кассационной инстанции посредством системы "Мой арбитр", он адресату не возвращается.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество на основании соглашений "Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора N 1" и "Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора N 2" от 06.06.2018 осуществляет функции регионального оператора по обращению с ТКО на территории Псковской области.
Компания на основании договоров управления, заключенных с собственниками помещений, осуществляет управление и оказывает услуги по содержанию МКД.
В ходе осуществления деятельности по управлению МКД Компанией выявлено нарушение целостности 23 контейнеров, расположенных на обслуживаемых Обществом контейнерных площадках для накопления ТКО жильцами МКД.
Ссылаясь на наличие у Общества как регионального оператора законодательно установленной обязанности по замене поврежденных контейнеров для сбора и вывоза ТКО, Компания обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления относится, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В части 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в МКД в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, а также порядок их оказания и выполнения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень).
Согласно пункту 26(1) Минимального перечня работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, относятся к работам по содержанию общего имущества в многоквартирных домах.
Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно подпункту "д(2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя в том числе содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
На основании пункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, также предусмотрено, что места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу о необоснованности требований Компании и отказал в удовлетворении иска. При этом суд исходил из того, что организация мест (площадок) накопления ТКО, контейнерных площадок и содержание прилегающей к ним территории является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, соответственно, именно на Компанию возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО для домов, находящихся в ее управлении, включая установку на обслуживаемой территории сборников для ТКО в объемах и количестве, необходимых для надлежащего оказания собственникам помещений МКД коммунальной услуги по обращению с ТКО. Суд указал, что факт установления ранее в пределах 1% валовой выручки контейнеров, которые пришли в негодность, не может в любом случае являться основанием для возложения на Общество обязанности по их замене на основании иска Компании. Кроме того, суд обратил внимание на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих договорные отношения между Компанией и Обществом, в соответствии с которыми последнее брало бы на себя обязанности по установке контейнеров по вывозу ТКО либо замене ранее им установленных контейнеров.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае оснований для удовлетворения иска не имеется.
Суд округа не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам жалобы.
Анализ приведенных норм права, а также положений Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 (далее - Основы ценообразования), перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями, региональным оператором в случае включения соответствующих расходов при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора.
Возложение императивной обязанности по покупке контейнеров на регионального оператора законом не предусмотрено.
В материалы дела не представлены доказательства учета расходов на приобретение контейнеров для накопления ТКО по соответствующим адресам и в соответствующем количестве, а также доказательства наличия возможности в следующем за периодом регулирования периоде учитывать данные расходы на основании пункта 11 Основ ценообразования.
Суд округа также обращает внимание, что в суде кассационной инстанции представитель Компания пояснил, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором заключен непосредственно собственниками помещений МКД, при этом иск о невыполнении Обществом договорных обязательств Компания не заявляла, на право выступать в защиту обязательственных прав собственников помещений МКД по такому договору не ссылалась, соответствующих документов не представляла.
При таком положении ссылка Компании на условия соответствующего типового договора с региональным оператором подлежит отклонению.
Иные приведенные в кассационной жалобе доводы были ранее изложены в процессуальных документах Компании, и им судами дана оценка, с которой суд округа согласен.
Данные доводы основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на иную, нежели сделанная судами, оценку доказательств, при этом не опровергают выводы судов и не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не подтверждают, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела.
В связи с изложенным кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 24.06.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2022 по делу N А52-1607/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилсервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боголюбова |
Судьи |
Е.В. Боголюбова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Анализ приведенных норм права, а также положений Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 (далее - Основы ценообразования), перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями, региональным оператором в случае включения соответствующих расходов при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора.
...
В материалы дела не представлены доказательства учета расходов на приобретение контейнеров для накопления ТКО по соответствующим адресам и в соответствующем количестве, а также доказательства наличия возможности в следующем за периодом регулирования периоде учитывать данные расходы на основании пункта 11 Основ ценообразования."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 января 2023 г. N Ф07-22703/22 по делу N А52-1607/2022