г. Вологда |
|
26 октября 2022 г. |
Дело N А52-1607/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 26 октября 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградова О.Н., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Смирновой Е.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖИЛСЕРВИС" представителя Мамедова Э.Ю. по доверенности от 26.08.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖИЛСЕРВИС" на решение Арбитражного суда Псковской области от 24 июня 2022 года по делу N А52-1607/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖИЛСЕРВИС" (ОГРН 1056000354300 ИНН 6027089416 180024, г. Псков, ул. Западная, д. 25-а, пом. 1001, далее - Управляющая компания) обратилось с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Экопром" (ОГРН 1055255024912, ИНН 5263049020; адрес: Нижний Новгород, улица Федосеенко, дом 51; далее - Общество, региональный оператор) о возложении на ответчика обязанности установить новые, не бывшие в употреблении контейнеры для сбора и вывоза твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) взамен повреждённых контейнеров по адресам: г. Псков, ул. Кузбасской дивизии 24, 24а, 26, 26а, 28б, 30, 30а, 34,36, 38, 46, 50, ул. Коммунальная, д. 49, 45, ул. Западная, д. 21а, 31.
Определением суда от 18.05.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Роспотребнадзора по Псковской области.
Решением суда от 24.06.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Управляющая компания с решением суда не согласилась и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просила суд апелляционной инстанции его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению апеллянта, организацией, на которую действующим законодательством возложена обязанность по установке контейнеров, является региональный оператор, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении требований.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы и требования, приведенные в апелляционной жалобе.
Ответчик с аргументами апеллянта не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.
Ответчик, третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" (далее - Постановление N 57).
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 32 Постановления N 57, судебный акт (копия судебного акта) считается полученным лицом, которому он, в силу положений процессуального законодательства, высылается посредством его размещения на официальном сайте суда в режиме ограниченного доступа, на следующий день после дня его размещения на указанном сайте.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для её удовлетворения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Общество на основании соглашения "Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора N 1" и "Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора N 2" от 06.06.2018 осуществляет функции регионального оператора по обращению с ТКО на территории Псковской области.
Управляющая компания на основании договоров управления, заключённых с собственниками помещений, осуществляет управление и оказывает услуги по содержанию многоквартирных домов (далее - МКД) по адресам: г. Псков, ул. Кузбасской дивизии 24, 24а, 26, 26а, 28б, 30, 30а, 34, 36, 38, 46, 50, ул. Коммунальная, д. 49, 45, ул. Западная, д. 21а, 31.
В ходе осуществления деятельности по управлению МКД Управляющей компанией выявлено нарушение целостности 23 контейнеров, расположенных на контейнерных площадках, обслуживающих находящиеся под управлением истца МКД.
Ссылаясь на наличие у регионального оператора законодательно установленной обязанности по замене поврежденных контейнеров для сбора и вывоза ТКО, Управляющая компания обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым иском, оставленным судом первой инстанции без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для несогласия с обжалуемым судебным актом.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В части 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в МКД в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме.
Частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, а также порядок их оказания и выполнения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень).
Согласно пункту 26(1) Минимального перечня работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок относятся к работам по содержанию общего имущества в многоквартирных домах.
Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно подпункту "д(2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за её санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории (пункт 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Пунктом 3.7.7 Правил N 170 предусмотрено, что количество и емкость дворовых мусоросборников определяется в установленном порядке.
В силу статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В случае, если в соответствии с законодательством обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Из системного толкования названных норм права следует, что организация мест (площадок) накопления ТКО, контейнерных площадок и содержание прилегающей к ним территории является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, осуществляемого организациями по обслуживанию жилищного фонда.
При этом, вопреки аргументам апеллянта, ответчик не является организацией по обслуживанию жилищного фонда.
В этой связи, как верно указано судом первой инстанции, именно на Управляющую компанию возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО для домов, находящихся в её управлении, включая установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов в объемах и количестве, необходимых для надлежащего оказания собственникам помещений МКД коммунальной услуги по обращению с ТКО.
В свете изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований Управляющей компании о возложении на Общество обязанности по установке контейнеров для сбора и вывоза ТКО у суда первой инстанции не имелось.
Аналогичная правовая позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.03.2022 N 307-ЭС22-328.
Суд апелляционной инстанции констатирует, что доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда, в связи с чем они отклоняются судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, апелляционная инстанция считает, что решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 24 июня 2022 года по делу N А52-1607/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖИЛСЕРВИС" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Н. Виноградов |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-1607/2022
Истец: ООО "Управляющая компания "Жилсервис"
Ответчик: ООО "Экопром"
Третье лицо: Управление Роспотребнадзора по Псковской области