18 января 2023 г. |
Дело N А42-1788/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Журавлевой О.Р., Трощенко Е.И.,
рассмотрев 18.01.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Коммунальные службы" города Полярный ЗАТО Александровск Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2022 по делу N А42-1788/2022,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Коммунальные службы" город Полярный ЗАТО Александровск Мурманской области, адрес: 184650, Мурманская обл., г. Полярный, Видяева ул., д. 1, ОГРН 1045100130228, ИНН 5116060463 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов г. Полярного ЗАТО Александровск Управления Федеральной службы судебных приставов по Мурманской области, адрес: 184650, Мурманская область, г. Полярный, ул. Советская, д. 3 (далее - ОСП), выразившихся в вынесении постановлений о возбуждении исполнительных производств от 17.02.2022 N 51021/21/54604, N 51021/21/54600 и N 51021/21/54601; об отмене указанных постановлений и об обязании вернуть должнику взысканные по указанным постановлениям денежные средства.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Мурманской области, адрес: 183038, Мурманская обл., Мурманск, ул. Карла Либкнехта, д. 46, 2, ОГРН 1045100220274, ИНН 5190132481 (далее - Управление); в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен судебный пристав-исполнитель ОСП г. Полярного Орешева Татьяна Геннадьевна (далее - судебный пристав-исполнитель).
Решением суда первой инстанции от 20.05.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 18.08.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить состоявшиеся судебные акты и удовлетворить заявленные требования.
Как указывает податель жалобы, судебный пристав-исполнитель неправомерно взыскал с Предприятия исполнительский сбор без установления в постановлениях от 18.08.2021 срока для добровольного исполнения исполнительных документов; в материалах дела отсутствуют доказательств направления заявителю 09.06.2021 постановлений о возбуждении исполнительных производств, в связи с чем постановления от 18.08.2021 не могут расцениваться в качестве повторных. Обжалуемые постановления являются производными от незаконных постановлений о взыскании исполнительского сбора, в связи с чем также являются незаконными.
В отзыве на кассационную жалобу ОСП возражает против доводов Предприятия, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в Межрайонном специализированном отделении судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления (далее - МСОСП) на исполнении находились исполнительные производства: N 40091/21/51021-ИП, N 40090/21/51021-ИП, N 40089/21/51021-ИП, возбужденные 09.06.2021 на основании исполнительных документов, выданных Арбитражным судом Мурманской области, о взыскании с Предприятия задолженности в пользу акционерного общества "Мурманэнергосбыт".
Взыскатель 16.07.2021 заявил в МСОСП об отзыве исполнительных документов, в связи с чем судебным приставом-исполнителем 16.07.2021 вынесены постановления об окончании исполнительных производств на основании пункта 1 части 1 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ).
Повторно исполнительные документы предъявлены взыскателем в МСОСП на принудительное исполнение 11.08.2021 (заявления N 1552, N 1998, N 1613).
На основании поступивших заявлений судебным приставом-исполнителем 18.08.2021 возбуждены исполнительные производства N 54604/21/51021-ИП, N 54600/21/51021-ИП и N 54601/21/51021-ИП. Указанные постановления о возбуждении исполнительного производства направлены в адрес должника заказной корреспонденцией (ШПИ 18392062784592, 18392062784615) и получены им 24.08.2021.
В данных постановлениях о возбуждении исполнительного производства от 18.08.2021 срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, не устанавливался в соответствии с пунктом 2 части 14 статьи 30 Закона N 229-ФЗ (последующее предъявление исполнительного документа).
В связи с неисполнением требований, содержащихся в исполнительных документах, в максимально допустимый (пятидневный) срок для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем 17.09.2021 вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительным производствам N 54600/21/51021-ИП, N 54601/21/51021-ИП, N 54604/21/51021-ИП. Копии постановлений о взыскании исполнительского сбора направлены заявителю простой корреспонденцией.
Взыскатель 16.09.2021 вновь заявил в МСОСП об отзыве исполнительных документов, в связи с чем 17.09.2021 судебным приставом-исполнителем вынесены постановления об окончании исполнительного производства.
Постановления о взыскании исполнительского сбора направлены МСОСП в ОСП на принудительное исполнение.
На основании указанных постановлений о взыскании исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем 17.02.2022 возбуждены исполнительные производства N 7868/22/51013-ИП, N 7869/22/51013-ИП и N 7867/22/51013-ИП.
Копии постановлений о возбуждении указанных исполнительных производств направлены Предприятию.
В ходе названных исполнительных производств судебный пристав-исполнитель произвел следующее списание денежных средств с расчетных счетов заявителя: 240 094 руб. 84 коп. по исполнительному производству N 7867/22/51013-ИП, 19 791 руб. 39 коп. по исполнительному производству N 7869/22/51013-ИП, 45 569 руб. 28 коп. по исполнительному производству N 7868/22/51013-ИП.
Указанные денежные средства перечислены в бюджет в счет погашения задолженности по исполнительскому сбору.
Полагая, что в рассматриваемом случае основания для взыскания исполнительского сбора отсутствовали, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, признав оспариваемые заявителем действия судебного пристава-исполнителя соответствующими Закону N 229-ФЗ, отказали Предприятию в удовлетворении заявления.
Изучив материалы дела, доводы подателя кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов установленным по делу фактическим обстоятельствам, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 1 статьи 329 АПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 данного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 30 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (часть 8 статьи 30 Закона N 229-ФЗ).
В соответствии с частью 11 статьи 30 Закона N 229-ФЗ если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Как разъяснено в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (далее - Постановление N 50), срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа не может быть изменен по усмотрению судебного пристава-исполнителя.
Иные сроки могут быть установлены в случаях, предусмотренных, в том числе, частью 14 статьи 30, частью 5 статьи 103 Закона N 229-ФЗ.
Судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случае возбуждения исполнительного производства при последующем предъявлении исполнительного документа (пункт 2 части 14 статьи 30 Закона N 229-ФЗ).
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 17 статьи 30 Закона N 229-ФЗ).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. При этом данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
На основании части 2 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При этом исполнительский сбор не подлежит взысканию, если судебный пристав-исполнитель не уведомил должника в установленном законом порядке о необходимости добровольного исполнения исполнительного документа в определенный срок (пункт 24 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.06.2004 N 77 "Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов").
Таким образом, основанием для принятия судебным приставом постановления о взыскании исполнительского сбора являются следующие обстоятельства: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения; требования исполнительного документа должником не исполнены; должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.
В рассматриваемом случае судами на основании представленных судебным приставом-исполнителем доказательств установлен факт направления копий постановлений от 09.06.2021 о возбуждении исполнительных производств в адрес должника.
Предприятием не опровергается факт отзыва 16.07.2021 взыскателем исполнительных документов, окончания судебным приставом-исполнителем 16.07.2021 исполнительных производств на основании пункта 1 части 1 статьи 46 Закона N 229-ФЗ и повторное предъявление взыскателем 11.08.2021 исполнительных документов в МСОСП на принудительное исполнение.
В этой связи его довод о том, что вынесенные судебным приставом-исполнителем постановления от 18.08.2021 о возбуждении исполнительных производств N 54604/21/51021-ИП, N 54600/21/51021-ИП и N 54601/21/51021-ИП нельзя считать повторными обоснованно не принят судебными инстанциями во внимание.
Указанные постановления, в пункте 4 которых разъяснена необходимость добровольного исполнения исполнительных документов, заявителем получены.
Частью 5 статьи 112 Закона N 229-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, при которых взимание исполнительского сбора не осуществляется. Доказательств наличия обстоятельств, приведенных в этой норме, Общество не представило.
Так как исполнительные документы предъявлены судебному приставу-исполнителю повторно, срок в постановлении о возбуждении исполнительного производства не установлен в силу положений пункта 2 части 14 статьи 30 Закона N 229-ФЗ, требования исполнительного документа подлежали исполнению должником немедленно в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава о возбуждении исполнительного производства.
Судами установлено, что добровольное исполнение требований исполнительного документа должником осуществлено не было, доказательств наличия непреодолимой силы, препятствующей исполнению требований судебного пристава-исполнителя Предприятие не представило.
При этом заявитель не доказал того, что исполнение являлось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.
С учетом изложенного суды правомерно констатировали отсутствие оснований для признания оспариваемых действий судебного пристава-исполнителя незаконными по правилам части 4 статьи 200 и пункта 2 статьи 201 АПК РФ.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судами, имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов.
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, при правильном применении норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы Предприятия.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2022 по делу N А42-1788/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Коммунальные службы" города Полярный ЗАТО Александровск Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Предприятием не опровергается факт отзыва 16.07.2021 взыскателем исполнительных документов, окончания судебным приставом-исполнителем 16.07.2021 исполнительных производств на основании пункта 1 части 1 статьи 46 Закона N 229-ФЗ и повторное предъявление взыскателем 11.08.2021 исполнительных документов в МСОСП на принудительное исполнение.
...
Частью 5 статьи 112 Закона N 229-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, при которых взимание исполнительского сбора не осуществляется. Доказательств наличия обстоятельств, приведенных в этой норме, Общество не представило.
Так как исполнительные документы предъявлены судебному приставу-исполнителю повторно, срок в постановлении о возбуждении исполнительного производства не установлен в силу положений пункта 2 части 14 статьи 30 Закона N 229-ФЗ, требования исполнительного документа подлежали исполнению должником немедленно в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава о возбуждении исполнительного производства.
...
решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.05.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2022 по делу N А42-1788/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Коммунальные службы" города Полярный ЗАТО Александровск Мурманской области - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 января 2023 г. N Ф07-17752/22 по делу N А42-1788/2022