17 января 2023 г. |
Дело N А05-1602/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Трощенко Е. И., судей Лущаева С. В., Соколовой С.В.,
рассмотрев 17.01.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Колибри" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2022 по делу N А05-1602/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоИнтегратор", адрес: 163045, г. Архангельск, ул. Поморская, д. 45, пом. 1-Н, ОГРН 1187746816608, ИНН 7743274766 (далее - ООО "ЭкоИнтегратор", Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Колибри", адрес: 164010, Архангельская область, рабочий поселок Коноша, ул. Речная, д. 15, ОГРН 1202900006297, ИНН 2912006973 (далее - ООО "Управляющая Компания "Колибри", Компания), о взыскании 2 104 902 руб. 27 коп., в том числе 1 879 413 руб. 96 коп. задолженности за оказанную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 24.02.2021 по 30.09.2021 и 135 488 руб. 31 коп. пеней, начисленных за период с 11.03.2021 по 17.02.2022.
Решением суда от 21.04.2022 требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 08.11.2022 в связи с частичным отказом от иска решение суда от 21.04.2022 отменено в части взыскания с ООО "Управляющая Компания "Колибри" в пользу ООО "ЭкоИнтегратор" 608 489 руб. 40 коп. задолженности и 43 956 руб. 81 коп. пеней, а также 10 710 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, производство по делу в этой части прекращено, в остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление от 08.11.2022.
По мнению подателя жалобы, апелляционный суд не принял во внимание доводы о взыскании долга с него, так и непосредственно с собственников жилых помещений, о не представлении Обществом платежного документа с предложением возврата денежных средств потребителям.
Стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте заседания, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, 29.10.2019 между Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и ООО "ЭкоИнтегратор" (далее - региональный оператор) заключено соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на территории Архангельской области, в связи с чем ООО "ЭкоИнтегратор" наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО в данном регионе.
На официальном сайте ООО "ЭкоИнтегратор" http://www.eco-tko.ru в разделе "Потребителям" размещена форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для юридических лиц. Указанная форма в полном объеме соответствует форме типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N1156).
Региональный оператор 16.01.2020, исполнив обязанность, предусмотренную пунктом 8(17) Правил, разместил в газете "Архангельск" (выпуск N 1 (4930)) предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.
Компания в спорный период осуществляла управление рядом многоквартирных домов, расположенных в Коношском районе Архангельской области.
Поскольку услуги Общества не оплачены Компанией в спорный период, Общество обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, признав их законными и обоснованными.
Апелляционный суд в связи с частичным отказом от исковых требований отменил решение от 21.04.2022 относительно взыскания с ООО "Управляющая Компания "Колибри" в пользу ООО "ЭкоИнтегратор" 608 489 руб. 40 коп. задолженности и 43 956 руб. 81 коп. пеней, а также 10 710 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, производство по делу в данной части исковых требований прекратил, в остальной части решение суда оставил без изменения.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1.1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Правилами N 1156 утверждена Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Типовой договор).
В силу пункта 8(4) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (абзац четвертый пункта 8(17) Правил N 1156).
Пунктом 8(18) Правил N 1156 предусмотрено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
На официальном сайте общества http://www.eco-tko.ru в разделе "Потребителям" размещена форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для юридических лиц, которая соответствует форме типового договора.
Общество 16.01.2020, исполняя обязанность, предусмотренную пунктом 8(17) Правил, разместило в газете "Архангельск" (выпуск N 1 (4930)) предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.
Компания на основании договоров от 24.02.2021 и от 10.03.2021 осуществляет управление многоквартирными домами в Коношском районе Архангельской области.
Как установлено частью 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющие организации не вправе отказываться от заключения договоров с региональным оператором по обращению с ТКО, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 данного кодекса.
Согласно пункту 148.7 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 148(5) настоящих Правил, посредством заключения с региональным оператором по обращению с ТКО договора на оказание услуг по обращению с ТКО в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям.
В подпункте "б" пункта 148.22 Правил N 354 указано, что исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО (в рассматриваемом случае -управляющая компания) обязан заключать с региональным оператором по обращению с ТКО договоры на оказание услуг по обращению с ТКО.
Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "г" - "е" пункта 148(11) настоящих Правил, с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала вывоза ТКО по договору на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенному управляющей организацией с региональным оператором по обращению с ТКО (пункт 148(8) Правил N 354).
Таким образом, в отсутствие обстоятельств, при которых допускается заключение региональным оператором договоров на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с собственниками помещений в многоквартирном доме, обязанность заключить с истцом такой договор лежит на управляющей организации такого дома.
В соответствии с частью 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ними в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов их накопления. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Как верно установлено судами первой и апелляционной инстанций, поскольку в период с 24.02.2021 по 30.09.2021 договор на оказание услуг по обращению с ТКО сторонами не подписан, оказанные Обществом услуги по обращению с ТКО подлежат оплате Компанией в соответствии с условиями типового договора.
По мнению подателя жалобы, апелляционный суд не принял во внимание доводы о взыскании долга с него и непосредственно с собственников жилых помещений, о непредставлении Обществом платежного документа с предложением возврата денежных средств потребителям.
Указанные доводы подлежат отклонению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции Обществом был учтен расчет, предоставленный Компанией (в сторону уменьшения задолженности) ввиду уменьшения количества расчетных единиц (количества проживающих), а также ввиду исключения из расчета задолженности стоимости услуг по многоквартирным домам по адресам п. Коноша, ул. Дружбы, д. 8 и ул. Западная, д. 5, в связи с чем был заявлен частичный отказ от иска, принятый апелляционным судом.
Исследовав уточненный расчет, апелляционный суд установил, что по многоквартирным домам, указанным Компанией как дома, собственниками помещений которых приняты решения о переходе на "прямые" договоры с региональным оператором, Обществом в уточненном расчете начисления не произведены в период, который не противоречит представленным Компанией в таблице перехода домов на "прямые" договоры сведениям о датах такого перехода.
Как указал апелляционный суд, мотивированных возражений против уточненного расчета задолженности на сумму 1 270 924 руб. 56 коп. ответчиком не было заявлено, расчет апелляционным судом проверен и признан верным, не нарушающим прав ответчика.
Ссылки Компании на направление Обществом платежных документов на плату за обращение с ТКО в адрес жильцов многоквартирных домов, задолженность по которым предъявлена по настоящему делу, обоснованно отклонена апелляционным судом, поскольку данное обстоятельство не имеет значения для разрешения настоящего дела, выходят за пределы обстоятельств, подлежащих исследованию по настоящему делу, не освобождают Компанию от исполнения обязательств, вытекающих из нормативных положений, условий типового договора, по оплате оказанных Обществом услуг.
Доказательств неисполнения либо ненадлежащего исполнения региональным оператором обязательств по оказанию рассматриваемых услуг ответчиком не представлено.
Оплата услуг истца ответчиком не произведена.
При таких обстоятельствах с учетом заявленного в суде апелляционной инстанции частичным отказом от иска, требования Общества законно и обоснованно удовлетворены.
Суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, его выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов судов, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшихся судебных актов.
В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки представленных сторонами доказательств и обстоятельств, установленных судами, а также сделанных ими выводов.
Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2022 по делу N А05-1602/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Колибри" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.И. Трощенко |
Судьи |
Е.И. Трощенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ними в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов их накопления. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
...
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2022 по делу N А05-1602/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Колибри" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 января 2023 г. N Ф07-21287/22 по делу N А05-1602/2022